Свежий номер №31 (456) / Компьютерное самоиграйство Дата публикации: 15.08.2002 Анатолий Левенчук, ailev@asmp.msk.su
По-русски говорить о самоиграйках практически нельзя. Поэтому, да простят меня читатели, в тексте мало славянских корней. Переводить галоши в мокроступы мне не хочется. Пусть уж presets остаются пресетами, а не «предустановками»… Основные языки для данной предметной области - английский, немецкий и итальянский. Попробуйте поискать в интернете тексты по синтезаторной тематике, и вы будете удивлены количеством немецко- и италоязычных текстов. Века идут, а музыкальная геополитика мало меняется - только русскоязычных материалов пока в Сети маловато. Это не значит, что Россия оскудела музыкальными талантами. Просто российские инструментостроители предпочитают сейчас иметь англоязычные вебсайты.
Groovebox (ритмоящик) занимает промежуточное место между самоиграйками для музыкантов, в которых можно сыграть мелодию и задать ее гармоническое сопровождение, и генераторами ритмов для диджеев, жонглирующих лупами (фразовыми сэмплами) и связанными с ритмом звуковыми эффектами (фильтрами, искажениями, задержками, эхом и т. д.). Впрочем, признание диджеев музыкантами является продолжением традиций авангардной классики - вспомните тишину Джона кейджа! Это программное произведение именно для диджейского направления в музыке, ибо в этом опусе есть атональный луп «тишина» и ритм, отсчитывающий те самые 4' 33".
Поэтому можно считать грувбоксы специализированными авангардными самоиграйками для современной музыки ритма и тембра (иногда называемой танцевальной музыкой). Ранние грувбоксы практически игнорировали мелодическую и гармоническую музыкальные составляющие, но сейчас это уже не совсем верно. Диджеев много, поэтому грувбоксы выпускаются многими фирмами. Пик собственно грувбоксов пришелся на зиму 2001 года, в нынешнем 2002 году эти устройства уже приходят под разными другими именами - PhraseLab, Dance Module, Command Station и т.д. - сливаясь с мейнстримом самоиграйкостроения.
По мере признания того, что музыка - это не только аккорды с мелодией, грувбоксы все больше и больше позиционируются как музыкальные инструменты. Так, современный софтверный грувбокс Ableton Live уже называется не иначе, как сэмплерный инструмент (www.ableton.com) и предназначен в том числе для живого музицирования. Наша талантливая самоиграйка, конечно, должна включать все возможности по управлению ритмами и звуками (в случае грувбоксов даже не «звуками», а сложнее: звуковыми фразами с применением ритмозависимых эффектов) плюс давать полный контроль за исполняемой мелодией и гармонией стилевого автоаккомпанемента. То есть хорошая самоиграйка просто включает возможности грувбокса в себя - как это уже делают топовые модели типа Wersi OpenArt и Ketron 1 SD.
Особнячком как от самоиграек, так и от грувбоксов стоит Korg Karma (Kay Algorithmic Realtime Music Architecture) - ибо функция карма делает с мелодией и гармонией примерно то же, что грувбоксы делают с ритмом и звуком: генерирует бесконечные вариации на заданную музыкантом тему. В том же направлении идут устройства E-MU - некоторая помесь серьезных инструментов и не менее серьезных грувбоксов.
|