Свежий номер №31 (456) / Компьютерное самоиграйство
 
Дата публикации: 15.08.2002

Анатолий Левенчук, ailev@asmp.msk.su

 
<< Страница 1
Страница 2
Врезки >>


C6713 DSP c плавающей точкой от Texas Instruments

  • 1350 MFLOPS/225 МГц за $26,85 (в партиях по 10тыс.штук)
  • 264 Кбайт on-chip SRAM (256 Кбайт L2, 8 Кбайт L1P/L1D)
  • Новый последовательный порт для многоканального аудио (McASP) поддерживает периферию I2S, передает S/PDIF
  • Пользователи могут определить последовательные порты либо как стандартные (McBSP), либо как оптимизированные для аудио (McASP)
  • Два порта I2C помогают упростить дизайн аудиоустройств
  • Код совместим со всеми процессорами семейства C67x DSP
  • 0,13-микронный технологический процесс обеспечивает рассеивание энергии менее, чем 1,2 Вт
  • Планируется поставка образцов в III квартале 2002 года.

Операционные системы

Все современные самоиграйки уже имеют операционную систему - каждая свою. Эта операционная система также с головой выдает спрятанный примитивный компьютер (часто - на универсальном процессоре Coldfire и нескольких DSP-чипах). Производители раз в год-полгода выпускают новые версии операционных систем для своих самоиграек, эти новые версии обычно доступны через интернет и существенно исправляют, меняют и дополняют функциональность инструментов.

Действительно, архитектурно трудно себе представить аппаратное обеспечение без операционной системы. В нашем случае это ОС реального времени - чтобы не допускать перерывов в звуке и поддерживать синхронизацию всех процессов генерации звуков и изображений, а также их обработки в реальном исполнительском времени. То есть операционной системой для самоиграек на базе универсального компьютера должна бы быть, например, QNX. Но поиск «QNX music» мало что приносит.

Разработчики предпочитают приноравливаться к задержкам самых распространенных операционных систем, а не лучших для музыкальных целей. На сегодня используются Windows, Mac OS и Linux - все остальные операционные системы практически отдыхают (даже BeOS).

Операционными системами самого общего музыкального пользования являются цветки букета Windows, ибо они являются инфраструктурой (обладают свойством повсеместности). Чем ближе к миру профессиональных музыкантов, тем больше используются различные Mac OS. Про Linux можно сказать только то, что эта система быстро развивается в музыкальном направлении, но невозможно себе представить музыканта-непрограммиста или домашнего любителя-непрограммиста, играющего на Linux-инструменте. Зато именно для Linux создается музыкально-ориентированный дистрибутив, причем вполне социалистическим способом - за бюджетные деньги Европейского Союза (www.agnula.org/project).

Увы, от дистрибутива до готового музыкального инструмента - дистанция огромаднейшего размера. Кстати, можно будет не удивляться, если появятся дистрибутивы и собственно музыкальных инструментов на базе универсального компьютера. Эти дистрибутивы будут жить на специализированном программном музыкальном интерфейсе для музыкальных плагинов, и этот интерфейс будет обслуживать и многопроцессорные, и кластерные системы (есть подозрение, что хорошей ОС реального времени, обслуживающей кластеры, мы не дождемся).

Впрочем, почему все в будущем времени? Все это происходит уже сейчас, хотя пока только для маленького подмножества требуемых нами функций идеальной самоиграйки.

Музыкальные хосты и плагины

MIDI - это машинный код универсального музыкального компьютера (www.midi.org). С одной стороны, MIDI представляет собой поток команд, управляющих универсальным музыкальным компьютером, а с другой стороны - это данные, которые могут храниться в файле. Для наших целей MIDI (и его многочисленные расширения типа GM2, ямаховского XG или роландовского GS) не подходит - получаемые на базе MIDI компонентные самоиграйки уж слишком ограничены по своим музыкальным возможностям и не могут претендовать на то, чтобы называться талантливыми инструментами. Поэтому придется обратиться к проприетарным спецификациям, которые в отличие от MIDI предполагают связь не столько железных, сколько программных компонент, и поэтому с самого начала являются софтверными API.

Все они подразумевают некоторую (сейчас в основном секвенсорную, для музыкоделов) программу-хост, которая может использовать или просто коммутировать ресурсы «подключаемых» к ней музыкальных плагинов. Плагины - это элементарные программные модули, которые умеют делать самые разные вещи: генерировать звук, обрабатывать его разными эффектами, принимать звук от внешних устройств, оживлять его. Можно считать, что в софтверном мире плагины эквивалентны музыкальным устройствам - с точностью до того, что экранный интерфейс отдельных плагинов зачастую имитирует именно корпус какого-нибудь музыкального инструмента или другого устройства, вместе со всеми его ручками, дисплеями, лампочками и клавишами. Другое дело, что отнюдь не все музыкальные плагины соответствуют реальному железу. Этого часто не скажешь по их интерфейсу - но на то и художники, чтобы не разрушать десятилетиями наработанные привычки музыкантов крутить ручки жестяных и деревянных ящичков.

С плагинами все очень просто: что нам стоит инструмент построить? Нарисуем - будем жить! Если только:

  • нашлись все необходимые плагины. Их уже сотни, но всех необходимых плагинов просто нет (например, плагинов для построения самоиграек. Хост-программы для плагинов - сплошь секвенсоры, не раскрывающие деталей своего внутреннего представления музыкальных данных, поэтому использовать плагины для создания стилевой машинки пока нельзя);

  • необходимые плагины могут работать в реальном времени - это возможно только в том случае, если вам нужны одна-две простеньких музыкальных функции, некритичных с точки зрения вычислительной мощности. Иначе приготовьтесь к нереальному времени (это как раз то, за что музыканты так недолюбливают плагинный мир). И считайте, что сильно повезло, если понравившийся плагин есть в варианте для DSP-платы;

  • у вас достаточно денег. Часто плагины стоят почти столько же, сколько железки, делающие со звуком аналогичные операции. Вряд ли вы найдете нужные вам взломанные плагины в Сети (хотя многие плагины давно и успешно взломаны, но только самые расхожие).

В общем, все хорошо - осталось дождаться, пока кто-нибудь не выпустит либо плагин-самоиграйку (подсмотрев внутренние структуры нынешних хост-программ), либо хост-программу-самоиграйку. После чего нужно будет тщательно разобраться со всей пресетной механикой, ибо пресеты одного плагина, конечно, никогда не подойдут к другому. Связываться же с фиксированным набором «запчастей» для плагинной самоиграйки совсем не хочется: всегда будет желание добавить к талантам идеального инструмента свеженький эффект или даже серьезный инструмент, для которого вчера и названия-то не было…

Cамые распространенные плагин-форматы - это VST (Virtual Studio Technology) фирмы Steinberg, майкрософтовский Direct X (только для Windows), MAS (MOTU Audio System, только для Macintosh) фирмы Mark of The Unicorn, TDM фирмы Pro Tools System (эти плагины обязательно требуют наличия DSP-карт фирмы Pro Tools). Конечно, это не весь список. Можно добавить сюда такие форматы, как HDTM, RTAS, Premiere и т.д.

Из новинок стоит упомянуть ямаховскую Open Plug-in Technology (www.yamahasynth.com/pro/opt/intr1.html), которая ни в коей мере не является открытой (попробуйте-ка получить спецификацию этого формата!) и служит для унификации соединения в одно целое железных устройств и программных плагинов под чутким руководством секвенсорного хоста (пока только Sonar 2.0).

За новостями в области компьютерного звука и плагинов в частности можно сходить, например, на www.crmav.com. Хотя подобных ресурсов в Сети множество, поглядев на ключевые слова, можно легко найти и другие (типа www.harmony-central.com).

Но это все ресурсы для музыкантов, и сведений о плагинах стандарта LADSPA (plugin.org.uk) вы там не найдете. Хосты и плагины LADSPA с открытыми исходниками создаются в сообществе разработчиков аудиопрограмм для Linux (LAD, Linux Audio Developers). Эти программы крайне популярны в среде программистов, но музыканты ими пока не пользуются.

Многие фирмы разрабатывают плагины не с одним интерфейсом, а сразу с несколькими. Это важно, ибо дает возможность использовать один и тот же плагин в разных программах-хостах. Музыканты ведь привыкают не столько к использованию каких-то плагинов (многие из них в значительной мере одинаковы по функциям), сколько к использованию тех или иных программ-хостов.

Вывод очевиден: наша талантливая самоиграйка - это еще никем не написанная специализированная для исполнительских применений программа-хост для музыкальных плагинов. Все ее таланты - это плагины различных разработчиков. Плагины, умеющие использовать DSP-платы и даже соседние компьютеры.



 
<< Страница 1
Страница 2
Врезки >>




<< Финансы пения романсов
Все материалы номера
Играет, но не секвенсор >>