Свежий номер №31 (456) / Компьютерное самоиграйство
 
Дата публикации: 15.08.2002

Анатолий Левенчук, ailev@asmp.msk.su

 
Страница 1
Страница 2 >>

Топовые модели

Как правило, разные фирмы называют самоиграйки по-разному - интерактивная музыкальная рабочая станция, просто клавиатура (keyboard - в отличие от серьезного synthesizer), клавиатура с автоаккомпанементом, автоаранжировщик, интеллектуальный аранжировщик, виртуальный аранжировщик, и даже session partner. Все эти названия подчеркивают наличие возможностей интерактивной (то есть в реальном времени) и во многом автоматической (интеллектуальной) работы с партитурой аккомпанемента. Все это - про одно и то же, только у разных производителей называется по-разному.

На сегодня самоиграйки преимущественно представлены интегральными клавишными инструментами. Вот их топовые модели:

  • Все инструменты Wersi модельного ряда OAS (OpenArt System)

  • Yamaha PSR 9000 Pro (в октябре 2002 года ее сменит Yamaha Tyros)

  • Solton Ketron SD 1

  • Roland VA-76

  • Technics KN6500 (будет заменена осенью 2002 года новой KN7000)

  • GEM Genesys (правда, ее еще ждем)

  • Korg KARMA (хотя это и не совсем обычная самоиграйка).

Все упомянутые модельные ряды имеют фортепианную/органную клавиатуру, а рэковая самоиграйка на рынке пока одна - это Ketron XD3 итальянской фирмы Solton (www.ketron.it/internazionale/prodotti/dettagli.asp?nome=ketronxd3).

Yamaha PLG150-DX Vintage FM Synthesizer Expansion Board

Интегральные самоиграйки

Сегодняшняя интегральная самоиграйка - это специализированная компьютерная платформа, комбинирующая вычисления на универсальном процессоре с обработкой сигналов на спецпроцессорах. В их топовые модели штатно можно добавлять стандартные память и винчестеры, что с головой выдает в них тщательно замаскированные компьютеры, правда, с нестандартными архитектурами. Никому не известно, сколько пользователи переплачивают за эту нестандартность. В музыке сейчас царят компьютерные 70-е прошлого века.

У меня в комнате стоят несколько железных самоиграек - смею заверить, это гораздо хуже зверинца из компьютеров разной архитектуры периода середины 70-х прошлого века. Да, эти инструменты могут быть связаны «по MIDI», но этого явно недостаточно. Мобильные музыкальные стили сегодня такая же мечта, как портабельные программы и SQL-серверы году эдак в 1975-м.

Нужен еще пяток лет, чтобы взять хорошо смоделированный аналоговый звук MiniMoog от CreamWare или Natural Instruments и сыграть оживленными стилями Ketron, но c морфингом стилей как у Roland, плюс добавить карма-эффекты к подпевкам VariPhrase. Сегодня для стыковки всего этого нет стандартов, мы наблюдаем только прелюдию музыкальноинструментальной революции, конкурентная ее фуга еще впереди.

Платы расширения

Платы расширения (extension boards) - это вполне закономерный шаг по признанию синтезаторов и самоиграек музыкальными компьютерами. Действительно, интегральная самоиграйка предоставляет музыканту все необходимые средства создания звука и управления звуком, но не средства своего апгрейда. Это все равно что компьютер без возможности подключения PCI-плат или карточек PCMCIA. Ясно, что такое не могло продолжаться долго.

В типичном музыкальном магазине сейчас можно найти до ста плат расширения к проприетарным аппаратным интерфейсам крупных производителей - в основном это платы источников звука (см., например, www.pianomusician.com/keys_expansion_boards.htm). Старые классические синтезаторы прошли путь от полномасштабных интегрированных клавиатур через рэковые устройства к дополнительным платам для других, более современных синтезаторов (и - транзитом - к программам-плагинам, о которых речь дальше). Маршрут, который в свое время проделали и низкоразрядные микропроцессоры: сначала они были центром аппаратной вселенной, затем ядром всяких специализированных устройств типа модемов, а теперь компьютерные платы зачастую включают пару-тройку низкоразрядных трудяг, если только их функции снова не возвращают более мощному центральному процессору.

Конечно, как и на компьютерные платы середины 70-х, стандарта на такие платы расширения (иногда их также именуют аппаратными плагинами) нет. Есть внутрифирменные закрытые спецификации, разные для Roland, Yamaha, Korg и иногда даже разные для разных музыкальных платформ одного производителя.

Но уже очевидно: эволюция синтезаторов привела к тому, что они все больше и больше похожи на компьютеры нестандартной архитектуры - винчестер и CD-привод в них уже есть, оперативную память (в основном для оперативного хранения сэмплов) уже с десяток лет как можно добавлять, а сейчас стало можно добавлять и платы расширения.

Поэтому легко сделать следующий шаг, который может удешевить в десятки раз всю музыкальную технику, - перейти от проприетарных особых «музыкальных» архитектур к универсальным компьютерным. И тогда музыкальные платы Плата DSP-ускорителя CreamWare SCOPE SRB (Sonic Rocket Booster), 15 DSP-чиповрасширения будут просто PCI-платами (или какая там шина будет в пятилетней перспективе). Впрочем, этот процесс уже начался.

Ускорители звука

Самоиграйки ближайшего будущего всенепременно сведутся к совместно работающему на базе фактических стандартов набору разнообразных компьютерных программ - собственно, самый топовый их модельный ряд Wersi OpenArt System уже во многом использует этот подход. Самоиграйками станут самые обычные персональные компьютеры (к этому моменту уже очень тихие), только с добавкой DSP-плат и MIDI-клавиатуры. А техномузыкальные стандарты дадут необходимую гибкость в подборе музыкантами (пользователями?) лучших функций от лучших инструментостроителей.

Пока же мир самоиграек живет в основном на специализированном железе, набитом DSP под самую завязку, а компьютерная ветка развивается главным образом в студийную сторону. Правда бум серьезных инструментов, реализованных на компьютере в последние пару лет, дает уверенность, что и самоиграйки неминуемо переселятся на эту платформу.

Процессу ускорения пересадки музыкального интеллекта на универсальные компьютеры немало способствует мода отделения клавиатур и управляющих поверхностей от собственно самих инструментов. Уже сейчас распространены рэковые версии для многих серьезных инструментов.

Главный же тренд последней пары лет - появление ускорителей звука: мощных универсальных DSP-плат, доступных для стандартных компьютерных архитектур (PC и Mac).

По аналогии с видеоускорителями ускорители звука представляют собой специализированные процессоры для высокоскоростной обработки цифрового звука. Универсальные они потому, что применяются как для генерации (синтеза) звука, так и для его обработки (включая микширование и эффекты) на всех стадиях работы с собственно звуковой субстанцией (обычно 32 бита, 96 кГц), а не с управляющими последовательностями.

Универсальные ускорители звука либо являются внешними (располагающимися в отдельных корпусах рядом с универсальным компьютером), либо представляют собой просто компьютерную PCI-плату.

Тем самым обычные компьютеры окончательно становятся профессионально-музыкальными: малый уровень шума достижим уже сейчас за счет упаковывания винчестеров в шумопоглотитель и применения малошумящих тихоходных вентиляторов, а вся профессиональная музыкальность достигается штатным добавлением плат DSP-ускорителей, АЦП/ЦАП, MIDI-интерфейсов и цифровых звуковых интерфейсов вроде S/PDIF.

Разнообразие DSP-плат пока обеспечивают всего три основные фирмы (мы не учитываем те DSP, которые установлены в звуковых платах наряду с АЦП/ЦАП):

  • Фирма Creamware выпускает серию DSP-плат Pulsar. Так, плата Pulsar XTC Pro Classic стоит примерно $900 и имеет 6 микросхем DSP SHARС.

  • TC Works предлагает до пятнадцати DSP-процессоров на плате. Так, плата Powercore 1.6 о пяти DSP стоит примерно $1100, модель с 15 процессорами обойдется уже в $3500 - но она легко физически моделирует аналоговые синтезаторы.

  • Universal Audio применила другой подход: у нее на плате один DSP-чип собственной разработки. Плата UAD-1 продается за примерно $800 и успешно конкурирует с собратьями от остальных конкурентов о пяти-шести DSP-чипах SHARK фирмы Analog Devices.

Не обольщайтесь: все три фирмы не раскрывают секреты программирования своих плат (ну, разве что паре-тройке компаний-партнеров) и предпочитают за дополнительные деньги продавать не спеша разрабатываемое собственное программное обеспечение.

Программы для DSP-ускорителей представляют собой неинтересные нам сейчас хосты-секвенсоры, цифровые звуковые станции (попросту - цифровые магнитофоны-микшеры для записи на диск и мастеринга) и софтверные плагины фактического стандарта VST (а также TDM в случае TC Works). Эти программы ценны тем, что не отъедают дефицитный для звуковых приложений вычислительный ресурс центрального процессора, хотя их выбор намного меньше, чем выбор программ, использующих только центральный процессор безплатного компьютера.

Применение DSP-плат позволяет достичь колоссального прорыва по соотношению стоимость/качество - это знают все музыканты, вкусившие прелести стандартной компьютерной архитектуры с ускорителями звука. Их можно понять: качество звука и производительность обработки не хуже, чем на специализированных железках (то есть честное реальное время - независимо от выполняемых работ), вместе с тем присутствуют большой экран, нормальная компьютерная клавиатура, развитое операционное обеспечение. Разве что… все это «развитое операционное обеспечение» - программы-секвенсоры. Программ-самоиграек, увы, пока на рынке не замечено.

Из внешних устройств можно указать рэковый chameleon (www.soundart-hot.com) с чипом Motorola DSP56303, который применяется в большинстве современных виртуальных аналоговых синтезаторов. Оно интересно прежде всего тем, что архитектура его открыта, и - если рекомендуемая цена в $795 не пугает - можно написать для этого устройства свою программу обработки звука.

Есть, конечно, и экзотический вариант наращивания вычислительной мощности обычного компьютера: наращивать ее можно другими компьютерами, используя интерфейс VST Link и аудиоплаты с интерфейсом S/PDIF. При этом разные VST-плагины могут работать в одном хосте, но на разных машинах (Mac или PC), а необходимая общая вычислительная мощность набирается простым увеличением числа отдельных компьютеров. Дорогое, конечно, решение - но оно есть. Ведь число плагинов, которые не могут использовать ресурсы DSP-плат и используют ограниченные вычислительные ресурсы центрального процессора PC или Mac, не поддается учету (их сейчас на рынке несколько сотен).

Можно предполагать, что через некоторое время универсальный музыкальный компьютер вынужден будет стать многопроцессорным, или даже кластерным, как SoundArt Chameleonуже происходит во многих музыкальных студиях.

Видеоускорители для музыкального компьютера тоже нужны - для отображения всевозможных видеорядов (аватары, учебные приложения с использованием аудиовизуальной синестезии, видеоклипы).

Но вера в то, что вообще не нужны ни аудиоускорители, ни видеоускорители, не умирает - вполне достаточно закона Мура и прогресса универсальных процессоров. Через несколько поколений очередной быстро дешевеющий 128-разрядный Нониум или G9 вкупе с 512-гигабайтной оперативной памятью вполне удовлетворят все потребности, которые сегодня с натугой покрывают специализированные ускорительные платы. Ждем-с - но помним, что в мозгу за обработку видео и аудио все-таки отвечают разные зоны…


 
Страница 1
Страница 2 >>




<< Финансы пения романсов
Все материалы номера
Играет, но не секвенсор >>