Dealine
Свежий номер №28-29 (453-454) / Кладбище домашних животных?
 
Дата публикации: 19.07.2002

Алексей Кан, akahn@pisem.net
Владимир Гуриев, vguriev@computerra.ru


 
Страница 1
Страница 2 >>

AIBO (Artifical Intelligence RoBOt).

Семейство: собачьи (предположительно).
Описание: нечто среднее между кошкой, собакой и пылесосом.
Происхождение: создан компанией Sony.
Год открытия: 1999-й.
Главный заводчик: Sony.
Состояние популяции: резкому увеличению численности мешает высокая цена.

 2

Электрический пес

Первая модель AIBO - ERS-110 - увидела свет более трех лет назад, в мае 1999 года. Хотя журналисты сразу же окрестили ее «псом», сама Sony акцент на «собачьей» природе AIBO никогда не делала, а потом и вовсе отказалась от сравнения своего детища с живыми существами. Более того, изначально робот позиционировался как компаньон или друг человека, но не как домашнее животное. Однако покупатели решили иначе.

Первые же владельцы AIBO стали экспериментировать с ними, обмениваться опытом, рассказывать об успехах в тренировке (ведь псы - думается, мы все же можем их так называть, - как и настоящие щенки, приходили в этот мир не слишком смышлеными). Позднее стихийное сообщество переросло в сетевые клубы, где фаны рассказывали о своих любимцах, помещали их фотографии и общались друг с другом.

Трудно себе представить подобное сообщество владельцев КПК или мобильных телефонов - это все-таки инструменты, машины. Псы же зачастую воспринимаются хозяевами как живые существа. «Это не игрушка, - пишет один из счастливых обладателей электронного друга, - AIBO более похож на живое создание» 1.

Так ли это?

 3

 4

Скорее жив, чем мертв…

И да, и нет.

Как мы уже говорили, Sony всячески открещивалась от сравнений своего изобретения со щенками, дабы на AIBO клюнули и любители других домашних животных, например «кошатники». Кроме того, корпорации не хотелось терять довольно узкую прослойку покупателей, которые видели в AIBO не животное, а уникальную игрушку и оригинальное электронное устройство, поэтому второе поколение AIBO выглядело гораздо более футуристично, чем первое. Таким образом, вместо того чтобы сделать

IСybie

Семейство: собачьи.
Происхождение: одна из многих пород, выведенных после успеха AIBO. Гораздо примитивнее «старшего брата», однако намного дешевле.
Главный заводчик: Tiger Electronics.
Состояние популяции: в настоящий момент развитие линейки iCybie прекращено. Tiger Electronics сделала ставку на пушистых электронных котят FurReal.
Особенности: робот выглядит настолько живым, что вы чувствуете себя виноватым, оставляя его дома одного. Во многом iCybie напоминает недорогую версию AIBO: пес передвигается по квартире, не натыкаясь на стены и мебель, исполняет нехитрые трюки, понимает восемь голосовых команд, - однако почти не поддается дрессировке. Собственно, AIBO тоже нельзя назвать способным учеником, но у iCybie с этим делом еще хуже.
Поведение iCybie можно изменить «хакерским» способом - псу посвящен большой раздел на aibohack.com. Разумеется, самостоятельный апгрейд лишает вас права на гарантийное обслуживание.
В российских магазинах iCybie стоит около 400 долларов. При покупке на Amazon обойдется вчетверо дешевле (без учета доставки).

 5

робота максимально похожим на какое-нибудь животное (обычный путь для производителей игрушек), Sony решила дистанцироваться от «живых конкурентов», дабы привлечь технократов 2.

О внутреннем устройстве AIBO (ERS-2xx) известно немного, хотя энтузиасты не дремлют 3. Сердцем AIBO служит 32-битный MIPS-процессор от Quantum Effective Devices (QED), совместимый с набором инструкций MIPS IV. Максимальная тактовая частота - 200 МГц 4. Оперативная память - два чипа от NEC (D4518163G5-A80, SDRAM [4]) общим объемом 32 Мбайт. ROM - флэш-память от Toshiba (TC58FVB321FT-10, 4 Мбайт [2]). Роль контроллера ввода-вывода исполняет восьмибитный 4-мегагерцовый чип от NEC с 24 Кбайт ROM и 1 Кбайт RAM (D780023AY [5]). Кроме того, на системной плате размещен USB-контроллер от Texas Instruments (TUSB2036) и два чипа от Sony (CXD9561GB [3] и CDX9540TG), назначение которых непосвященным неизвестно. В качестве главного носителя информации используется, конечно же, Memory Stick.

С «железной» точки зрения ERS-31x отличается от предшественника прежде всего процессором. Вместо «камня» от QED используется 200-мегагерцовый процессор от Toshiba (TMPR 4955A [1]), совместимый с набором MIPS IV. Работает он на чуть пониженной тактовой частоте - 192 МГц. Все остальное - без видимых изменений. Память, контроллеры и чипы Sony - те же, только разнесены по разным платам.

Программное обеспечение AIBO - это, в первую очередь, собственная операционная система от Sony - Aperios. Но личность пса (как мы знаем, он проходит все стадии развития от щенка, до взрослого… эээ… животного) заключена в так называемом AIBO Ware. Прошивка поставляется записанной на Memory Stick, причем для каждой модели AIBO существует несколько прошивок, так что теоретически любой пользователь может «перезаписать» личность своего питомца.

Кроме того, владелец AIBO может корректировать или заново создавать повадки пса вручную - с помощью пакета Master Studio или Performer Kit (выпускался для первого поколения AIBO). Дело это довольно муторное, однако имея маломальский опыт программирования, можно писать небольшие скрипты с помощью языка R-Code и тем самым разнообразить поведение своего питомца. Для тех, кому этого мало, существует Open-R SDK, который позволяет писать программки, контролирующие поведение AIBO на более низком уровне. Есть даже книга, посвященная программированию AIBO с использованием Open-R SDK 5, правда, только на японском языке. Следует заметить, что для работы с Open-R SDK минимальных навыков программирования уже недостаточно - необходимо знать C++ и иметь опыт работы с GNU-компиляторами.

Несмотря на внимание масс-медиа к AIBO говорить о том, что электронный пес от Sony покорил мир, пока рановато. 90 процентов всех продаж приходятся на долю японских покупателей. В России продажи AIBO единичны.

Они живут!

Furby - уникальное произведение дизайнерского и маркетингового искусства. Легенда гласит, что в феврале 1996 года, когда шеф одной из крупнейших в мире игрушечных

Furby

Семейство: Furby.

Происхождение: изначально предполагалось, что Furby - пришельцы с далекой планеты. Но перед самым запуском игрушки в производство маркетологи выяснили, что основная целевая аудитория - девочки от 6 до 12 лет - довольно подозрительно относится к инопланетянам. И «вдруг» оказалось, что эти миляги никакого отношения к внеземным цивилизациям не имеют, а живут себе на облаках. Изобретатель Furby Дэйв Хэмптон (Dave Hampton) тоже считал, что Furby - это сова 6.

Год открытия: 1996-й.

Главный заводчик: Tiger Electronics.

Состояние популяции: хотя пик интереса к Furby давно прошел, эти игрушки и по сей день пользуются неплохим спросом. Более того, на базе Furby в Tiger Electronics было создано еще несколько видов интерактивных электронных игрушек (например, разумный моллюск Shelby).

Особенности: способны общаться между собой, произносят простейшие фразы на английском, танцуют, поют, плачут, смеются. Любят ласку. Нуждаются в питании. «Бессмертны» - если владелец забудет покормить Furby, тот заболеет, но не умрет.

Сейчас мало кто помнит, что Furby был далеко не первой электронной интерактивной игрушкой. Фурор, произведенный Furby на Toy Fair 1998, полностью затмил игрушки от Microsoft (Arthur, D.W., Barney) и электронного Винни-Пуха от Mattel. Помимо того, что они значительно уступали Furby в «разумности» и автономности (для работы требовался ПК), у этих игрушек был еще один существеннейший недостаток - их стоимость составляла около 100 долларов. Furby в обычной комплектации стоил всего 30.

 6

империй Hasbro раздумывал, покупать или нет компанию Tiger Electronics, ему на глаза попалось маленькое, ушастенькое и глазастенькое существо, напоминающее гремлина. Вполне возможно, что Hasbro приобрела бы Tiger Electronics и без убогого прототипа Furby. Однако глава компании Алан Хэссенфельд (Alan Hassenfeld), увидев Furby в действии (не зная, насколько работоспособен стоящий на столе прототип, Джефф Джонс (Jeff Jones), вице-президент Tiger Electronics по маркетингу, все же рискнул его включить), сказал, что за всю свою карьеру не видел более крутой игрушки.

Через три дня Tiger Electronics была приобретена Hasbro за триста с лишним миллионов долларов.

Интересно, что, как и многие замечательные новинки, Furby был разработан не исследовательским отделом компании, а энтузиастом, которого нелегкая вовремя занесла в Tiger со своими задумками. Его имя поначалу держалось в тайне: видимо, Tiger Electronics опасалась, что истинный отец Furby, став знаменитым, потребует большего процента от продаж Furby. Было известно только, что изобретатель проживает в одном из американских национальных парков (где-то между Рино, Невадой и Сакраменто). Ранее он работал в компании Mattel, создавал игрушки под компьютеры Atari, работал с Microsoft над Barney (неудачная попытка корпорации выйти на рынок электронных игрушек). Увидев на одной из выставок виртуальных зверьков (возможно, это были какие-то клоны тамагочи a la Giga Pets, а то и оригинал), будущий изобретатель Furby подумал, что было бы неплохо сделать виртуальных персонажей более осязаемыми и, если получится, более разумными. На создание первого Furby ушло несколько месяцев - все это время американский Кулибин работал на голом энтузиазме, за свои деньги, в свое свободное время. Первая версия Furby была не слишком похожа на довольно самостоятельных «гремлинов», поступивших позднее в продажу. Никакой автономности не было и в помине. Впрочем, позднее Furby был усовершенствован своим автором, и в конечном счете в отдел разработок Tiger Electronics поступило существо, способное общаться с товарищами через инфракрасный порт, «обучающееся» английскому и терпеливо разъясняющее детям основы «детскофербийского» (Child Furbish) языка. Механику Furby разрабатывала сторонняя компания, а электронный мозг пришлось конструировать создателю игрушки Дэйву Хэмптону.

Важным отличием Furby от тамагочи было еще и то, что Furby не умирал. Стоическое отношение к смерти, присущее, видимо, японским детям, в Tiger Electronics сочли неподходящим для западного рынка.

Путь от концепта до игрушки на прилавке, как правило, долог и труден. В Tiger Electronics «проверку на вшивость» проходит только одно из двухсот предложенных изобретений. 190 из них отбрасывается на первых этапах. Около десятка добирается до исполнительного комитета, который оценивает перспективность игрушки. Сквозь решето скептицизма совета директоров проходит в лучшем случае две игрушки. Они-то и запускаются в разработку. Как правило, одна из них в конце концов признается неперспективной.

Неудивительно, что с таким подходом путь от идеи до запуска в производство может занимать несколько лет. Furby прошел его за два года, хотя отношение к игрушке в компании было неоднозначное. Часть топ-менеджеров в успех не верила, часть боялась, что Furby перетянет на себя одеяло и негативно повлияет на популярность уже существующих линеек. Тем слаще, вероятно, оказался для компании феноменальный успех разработки.


1 (обратно к тексту) - www.mimitchi.com/aibo/index.htm
2 (обратно к тексту) - В настоящий момент на рынке присутствует несколько моделей AIBO: ERS-110, 111 (уже не выпускаются и доступны только в б/у-варианте), 210, 220, 210A, 220A, 311, 312, 31L, 311B, 312B, 311B/X Каждое следующее поколение AIBO дешевле предыдущего. Самый дешевый вариант - 31L, «облегченная» версия 31x стоимостью 600 долларов. Стандартная версия AIBO третьего поколения стоит долларов 800-850. Начиная с версии 3xx у AIBO новый дизайн, не очень похожий на предыдущие варианты.
3 (обратно к тексту) - www.aibohack.com
4 (обратно к тексту) - Sony утверждает, что в версиях с индексом A (210A/220A) процессор работает с тактовой частотой 384 МГц.
5 (обратно к тексту) - Introduction to Open-R programming.
6 (обратно к тексту) - www.mimitchi.com/html/furbn3.htm

 
Страница 1
Страница 2 >>


Алексей Кан
akahn@pisem.net
 


<< Деловой Акт в театре монстров
Все материалы номера
Нечто неодушевленное >>