Свежий номер №24 (449) / Eggs of fish
 
Дата публикации: 24.06.2002

Денис Викторов, dvict@ibusiness.ru

Иностранным языкам раньше учили хорошо. Уж получше, чем теперь. В совершенно герметичных условиях, при почти полном отсутствии контактов с носителями чужих наречий, советская языковая школа умудрялась даже «ставить» произношение. Да, рекомендованная лексическая база резко конфликтовала с реальными потребностями оказавшегося за границей человека. Зато с тех пор, как рухнул отделявший нас от окружающего мира ржавый занавес, процесс набора новой лексики пошел семимильными шагами.

Отправляясь в 1988 году в капиталистически-монархические Нидерланды, самые смелые участники нашей студенческой группы брали с собой немногочисленные товары, котировавшиеся на сытом Западе. Обязательное трио составляли подозрительного качества, но все же русская водка, уродливые «командирские» часы и неизбежные баночки с икрой - редкий дар продуктовых заказов. Но если vodka - интернационализм давно и по праву, а watch проходят в первый же год изучения иностранных языков, то c икрой вышла заминка. Как-то не предполагалось, что это понадобится. То есть напоить водкой до бесчувствия врага-империалиста мы были готовы. Купить часы, чтобы изготовить адскую машинку и подорвать основы чуждого строя, - тоже. А вот будущее икры в процессе идеологической борьбы оставалось смутным. Комсомольцы, быстро превратившиеся на «блошином» амстердамском рынке в торговцев, долго пугали доверчивых голландцев предложениями недорого приобрести «eggs of fish», но вернувшись из поездки, все уже знали, что такое caviar. Даже секретарь комитета комсомола, на простой в общем-то вопрос «What is your name?» с присущей истинному ленинцу прямотой отвечавший: «Yes!»

Одно из любопытных заимствований, прижившееся на нашем компьютерном рынке, - «дилер». Собственно, дилером можно считать практически каждую компанию, реализующую продукцию, созданную производителем и приобретенную у оптовика, чаще именуемого дистрибьютором. В целом эту конструкцию принято именовать «каналом» - по нему товар медленно, но верно плывет в руки покупателя.

На Западе, правда, дилеров давно называют реселлерами. Но в России этот термин как-то не прижился. Во-первых, смысл нехороший: он в точности отвечает сути этого бизнеса, но «перепродажа» у нас до сих пор считается занятием некрасивым. Пусть даже этот самый «перепродавец» и везет из Москвы принтер, чтобы продать его в Воркуте. Везет, грустно подсчитывая, сколько выручит от этой операции - пять долларов или десять.

Так что наши реселлеры остаются дилерами, пусть даже на международных выставках никто из российских компаний, предлагающих свою продукцию (чаще всего программное обеспечение), уже не вывешивает плакатов с надписью «Dealers wanted!». Что любой американец или европеец автоматом переводит как «Разыскиваются торговцы наркотиками!».

Многотысячная армия читателей «Компьютерры», прежде всего в регионах, отоваривается у этих самых дилеров. Как их ни называй. Но что любопытно, вскоре они сами могут стать объектом покупки. Нас так долго уверяли, будто «в регионах появляются деньги», что они действительно стали там появляться. И в этот момент многие московские компании, привычно проталкивавшие товары «в канал», осознали, что чаще всего дилер просто не готов эти деньги «взять». Потому что не умеет, боится, не читает книжек по маркетингу, а прочитав, не находит никаких параллелей с окружающей его действительностью.

Одними из первых к промышленному пожиранию региональных дилеров могут перейти крупнейшие столичные сборщики ПК. Им надоело давиться на пятаке, ограниченном московской кольцевой автодорогой, а технология «партнерства» работает слабо. Дилеры рады принимать от москвичей маркетинговые бюджеты, рекламироваться за их счет, получать. Но сами продолжают вдохновенно винтить дешевые компьютеры. Вместо того чтобы продвигать, как считается, гораздо более качественную продукцию.

Редкие дилеры экспериментируют, показывая чудеса народного маркетинга: проводят компьютерные выставки, где сами же выступают в роли единственного экспонента. Раздают купоны со скидками. Заводят дружбу с эмитентами пластиковых карт. Обещают бесплатный апгрейд процессора в течение определенного срока. И даже требуют от столичных партнеров присылать рекламные футболки не идиотского обоеполого размера XXL, а - детские. Поскольку именно дети мертвой хваткой вцепляются в нищих родителей и получают-таки заветный компьютер.

Но все это, конечно, исключения. Выходит, там, где сегодня вам продали компьютер за двести долларов, завтра могут предложить уже за шестьсот. Но - с «московским брэндом». Означать это будет только одно: вашего дилера уже купили. Подвергли процедуре стратегического инвестирования.

Что же, пора срочно покупать ПК «отверточной» сборки? Вот это вряд ли. Дилеров в стране - тысячи. А среди них - масса местных сборщиков, владеющих 55% российского рынка ПК. Так что выбор останется. Будем либо экономить, либо пользоваться хвалеными московскими качеством и сервисом. По полной программе.

Главное - проверять, что там внутри. «Eggs of fish» и «caviar» - порой совсем не одно и то же.


Денис Викторов
dvict@ibusiness.ru
 


<< Тигровая мазь
Все материалы номера
Диалог во время "Цусимы 2002" >>