Свежий номер №24 (449) / Happy birthday dear CD…
 
Дата публикации: 21.06.2002

Тимофей Бахвалов, timofey@online.ru

17 августа компакт-диск отпразднует свой двадцатый день рождения. Именно в этот день в 1982 году принадлежавшая Philips фирма Polygram выпустила первый массовый тираж CD. Им стал диск с вальсами Шопена в исполнении пианиста Клодио Арро (Claudio Arrau). Две недели спустя состоялось официальное представление технологии на рынке, а в октябре вышел первый CD-плейер.

Изначально диск планировали сделать 60-минутным (11,5 см в диаметре). Но после непродолжительных дебатов Sony и Phillips приняли 74-минутный (12 см) формат. Существует несколько объяснений того, почему была выбрана вторая версия. Согласно самому патетичному - создатели возжелали, чтобы девятая симфония Бетховена, длящаяся именно 74 минуты, могла полностью поместиться на одном носителе…

В преддверии юбилея вокруг именинника происходят весьма интересные события. Удрученная снижением объемов продаж музыкальных дисков и общей стагнацией этого рынка, RIAA обратила взор на лакомый кусок компакт-пирога - подержанные CD. Как и в случае с торговлей second-hand-книгами (см. «КТ» #441), издатели CD начали с укоризной посматривать на офлайновые магазины, зачастую предлагающие побывавшие в употреблении компакты за треть стоимости новых.

RIAA называет этот успешно развивающийся рынок второй после пиратства причиной снижения объемов продаж новых CD. К тому же second-hand-магазины сами по себе потворствуют распространению аудиопиратства, поскольку глупо не сделать цифровую копию с диска перед тем, как нести его в «комиссионку». Убытки от того, что покупатели приобретали бывшие в употреблении компакты вместо новых, в 2001 году оцениваются лейблами в 4,2 млрд. долларов. Эта гора денег не дает покоя многим: один из крупнейших ритейл-гигантов США - Tower Records - открыл собственные «комиссионки» уже в тринадцати городах, а сама RIAA настойчиво лоббирует в Сенате законопроект, предусматривающий отчисления в размере 6 центов за каждую перепродажу компакт-диска (что может принести звукозаписывающей индустрии миллиарды долларов).

RIAA также беспокоит популярность комиссионных магазинов среди «рипперов», которые получают доступ к дешевому контенту, копируя диски и тратя на их аренду не более двух долларов (после копирования компакты возвращаются в магазины). Это стало одной из главных причин начавшегося около полугода назад широкого внедрения различных схем физической защиты CD от копирования. Нарушая право потребителей создавать копии дисков для собственных нужд, крупные лейблы пытаются таким неуклюжим способом противостоять пиратству.

Но правосудие не терпит суеты, и 14 июня против пяти крупнейших звукозаписывающих компаний - Universal Music Group, BMG Entertainment, EMI Group, Sony Music Entertainment и Warner Music - было выдвинуто обвинение в производстве недоброкачественной продукции. Юридическая контора Milberg, Weiss, Bershad, Hynes & Lerach, представляющая интересы двух жителей Калифорнии, обратилась в Высший суд Лос-Анджелеса (промежуточную инстанцию, занимающую место между судами первой инстанции и Верховным судом штата) с требованием запретить выпуск дисков с защитой либо ввести единый стандарт обозначения таких CD, который позволил бы сразу отличать их от «беззащитных» собратьев. Адвокаты требуют также возмещения сумм, потраченных истцами на ремонт компьютеров: обоим пострадавшим пришлось обращаться в сервис-центр после того, как защищенные диски застряли в приводах их Mac’ов и отказались вылезать обратно (см. «КТ» #444). Процесс затеян, конечно же, ради создания прецедента.

Каким бы ни было решение суда, ясно одно: общественные отношения, связанные с распространением музыкальных CD и музыкального контента в целом, давным-давно нуждаются в пересмотре и серьезных реформах (см. также статью «Кнут и пряник»).


Тимофей Бахвалов
timofey@online.ru
 


<< Передайте на компостер…
Все материалы номера
МикроФишки >>