Свежий номер №23 (448) / Общий знаменатель
 
Дата публикации: 17.06.2002

Сергей Миллер, gisa@gubkin.ru

Создаваемые сегодня в стране для нужд предприятий, государственных и муниципальных органов управления базы данных не имеют единой концептуальной основы и по большому счету не стыкуются друг с другом. Использовать заложенную в них информацию практически никто, кроме их хозяина, не может. Поэтому для экономического развития страны нужна не столько сама по себе «электронная власть», на создание которой в основном и направлена программа «Электронная Россия», сколько единое доступное информационно-телекоммуникационное пространство.

Что оно включает? Единое законодательное поле, то есть правила игры в этом едином информационном пространстве. Единую телекоммуникационную структуру страны. Единую инфраструктуру данных. Создание первой и второй составляющих электронной России находит отражение в программе, третья - лишь в вопросах создания стандартов, обеспечивающих информацией властные структуры. Программа логично предусматривает введение открытого документооборота, гласности бюджетных показателей, открытого обсуждения нормативных и правовых документов, но не содержит главного - задач и путей создания в РФ единой инфраструктуры данных. В условиях рыночной экономики, единая инфраструктура данных наиболее эффективно строится только через систему единых информационных ресурсов, стандартов обмена и систем метаданных. И как показывает мировой опыт, решение этой задачи в рамках государства - дело архисложное.

Что такое единые информационные ресурсы? Это прежде всего персональные данные (реестр населения), данные о хозяйствующих субъектах (реестр юридических лиц), природных и инфраструктурных ресурсах (кадастр единых объектов недвижимости), а также данные о географическом пространстве их расположения и функционирования. При их наличии мы сможем привести к общему знаменателю всю информацию, циркулирующую в стране, и осуществить информационно-техническое взаимодействие практически любых баз данных.

В настоящее время относительного порядка можно ожидать лишь в отношении «реестра населения», остальные данные пока сильно разрознены, и при их создании заметно дублирование бюджетных средств. Происходит это в большой степени из-за отсутствия единого управляющего органа и преобладания ведомственных интересов. Между тем, именно единая география и экономика делают Россию целостным организмом, но почему-то география оказалась незаслуженно обделенной вниманием разработчиков «Электронной России».

Нетрудно заметить, что в развитых странах мира единое информационное пространство для экономического развития строилось и строится во многом на основе единой инфраструктуры пространственных данных (ИПД), то есть через использование единой цифровой карты, к которой привязываются многочисленные тематические базы данных. И в этом, кстати, заключается причина успешного использования геоинформационных технологий в мире за последние годы.

Опыт разработки и реализации международных и национальных ИПД говорит о трех необходимых составляющих этого процесса:

  1. создании базовых пространственных данных (цифровых картографических основ общего пользования);
  2. стандартизации представления и обмена пространственными данными;
  3. разработки баз метаданных.

Наиболее остро стоит проблема создания национальной ИПД в регионах, где местные власти, не надеясь на «геоинфраструктуризацию» в масштабах всей страны, начали эту работу самостоятельно (например, в республике Коми, Пермской области, Приморском крае, Ханты-Мансийском АО и др.) Спонтанная и неконтролируемая (неуправляемая) самоорганизация регионов - не выход. Общенациональный характер ИПД, а вслед за нею их глобальность, - вот магистральный путь, обозначившийся еще в середине 90-х годов.

Какие шаги следует предпринять в целях создания инфраструктуры пространственных данных? Первый из них известен - учреждение полномочного и ответственного межведомственного координирующего органа. В 1994 году в США президент Клинтон подписал директиву за #12906 от 13 апреля («Координация сбора и обеспечение доступа к географическим данным...») о создании Федерального комитета по географическим данным США (FGDC), который в своей деятельности давно вышел за пределы не только цифрового картографирования, но и геоинформатики. Аналогичный орган придется создавать в России - суррогатам типа правительственных или межведомственных комиссий такую гору не свернуть в силу ограниченности полномочий.

Учитывая все это, к традиционным компонентам национальной ИПД (базовой пространственной информации, стандартам пространственных данных, базам метаданных и механизму обмена) нужно добавить четвертый - институциональную основу, Межведомственный комитет по (цифровым) пространственным данным, к работе в котором обязательно должны быть привлечены ведущие профессиональные объединения страны в области геодезии, картографии и геоинформатики, представляющие интересы негосударственной части рынка. О том, как должен действовать такой Комитет, можно узнать, например, на сайте того же FGDC.

Одной из главных задач реализации концепции и «Электронной России» и собственно «электронного правительства», на наш взгляд, должно стать строительство единых информационных ресурсов, в том числе пространственных данных, - реестров населения, юридических лиц, кадастра единых объектов недвижимости; их реализация за бюджетные средства, максимальная и бесплатная доступность для всех, выстроенная технология актуализации. Поэтому программу необходимо дополнить специальным разделом «Создание единых информационных ресурсов Российской Федерации», с привлечением к его разработке МНС, Минюста, МПР, Росземкадастра, Роскартографии с объемом финансирования, составляющим не менее трети от общего, включая уже предусмотренные программой мероприятия по созданию государственного регистра населения.


Сергей Миллер
gisa@gubkin.ru
 
Президент ГИС-Ассоциации - Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг.


<< Окно во власть
Все материалы номера
Электронное правительство в контексте глобализации >>