Свежий номер №20 (445) / Выжигатель Дата публикации: 27.05.2002 Андрей Волов, volov@uni-scope.com
Переходим к извлечению аудиотреков («граблению»). Настройка, если ее можно назвать таковой, видна на скриншоте. Очевидно, все делается на хорошо отлаженном «автомате». Будем надеяться... Различные аппараты, включая проверенный «Пионер» в придачу с четырехлетним HP7200 и свежим NEC7700, норовили сграбить некий стомегабайтный трек с аудиодиска без видимых царапин на скоростях от 4х до 12х. PX-W2410TA в считанные секунды раскрутился где-то с 10х до 27х и далее уверенно продолжал, не снижая скорости. Повторяемость результатов была приличная, примерно плюс минус половина скоростюшки. Точное значение не столь важно, поскольку зависит от состояния поверхности и качества изготовления аудиодиска. Другой трек - под шестьдесят мегабайт с запиленного диска - выдирался гораздо медленнее. Стартанув примерно с 3х, «Плекстор» не спеша вышел на 7,8х. Функция обнаружения ошибок была активизирована. Немудрено, что она не работала при граблении утилитой PlexTools через другие строчилы и CD-ROM-драйвы. Как показала тщательная проверка, PX-W2410TA в трех попытках отработал безошибочно, хотя каждый раз сдвигал содержимое аудиотрека в сграбленном файле на ~0,01 с. То есть в течение первых сотых долей секунды аудиоданные в сграбленный файл не попадали. Как правило, на первых секундах треков царит абсолютная тишина, так что утрата первых сотых долей никак не отражается. Что касается треков, плавно переходящих из одного в другой, то эстетам остается грабить все подряд, а потом «под лупой» вырезать в редакторе. «Хьюлет» нахватал кошмарных заиканий звука, видать, из-за старости «зрение» притупилось аль замутнилось (не путать с «загрязнилось»!). Остальные строчилы и драйвы пыхтели на скоростях от 2х до 10х и в большинстве случаев сграбили без слышимых сбоев, но иногда и врали. То есть один и тот же трек на одном и том же «неспециализированном» аппарате может выдираться с ошибочками, а может и без оных, то бишь бит в бит, это уж как повезет. Не исключено, что тонкие настройки, имеющиеся в разнообразном софте грабления, помогают, порой весьма и весьма, но как говорится, «поздно пить боржоми, если почки отказали». Как узнать-подтвердить, наврал аппарат или нет? Ведь «тихие» ошибки очень трудно выявить. Чтобы сравнить, надо как-то извлечь с аудиодиска без ошибок сам оригинал. Тут приходится прибегать к косвенным методам, наводить статистику и т. п. Напоследок подкинул «Плекстору» сграбить убитый напрочь трек, не воспроизводимый (без ступоров-сбивок) всеми известными бытовыми hi-fi-аппаратами. Кстати, вышеупомянутый компьютерный Pioneer воспроизводит запоротый трек легко, даже без малейших щелчков! В трех попытках PX-W2410TA выловил разное количество ошибок: 28028, 36806 и 26890. Опция «при обнаружении ошибки: понизить скорость и читать снова» была выключена. Включив «понизить скорость и читать снова при обнаружении ошибки», повторил процедуру. Как видно на скриншоте, «Плекстор» понижал скорость на свое усмотрение до 4х. И по количеству ошибок результат совсем иной! Вранья намного меньше, в общем-то крохи, но оно все-таки есть, и все время разное. То есть при каждом новом граблении файл-результат отличается от предыдущих! Так, а что скажет товарищ «Пионер»? Грабим раз, грабим два, грабим три. Сравниваем. Никакой самовольщины! Ну, ошибся всего лишь на паре сэмплов, чуток наврав с амплитудой (менее -60 дБ). Такое только робот расслышать сможет! «Мораль сей басни такова»: у PlexTools пока есть еще огрехи с граблением проблемных аудиодисков. Один из путей борьбы - понижение скорости вручную вплоть до 2х. Замечу, что утилита сама обнаружила наличие в системе МР3-кодера LAME (www.mp3-tech.org). Теперь о вечном. Если есть желание сжать в МР3 с минимальными потерями качества звука, советую не изменять режим постоянного битрейта (CBR) на режимы ABR и VBR. Последние два сильнее сжимают файл, но в ущерб качеству. Битрейта 256 кбит/с вполне достаточно, и даже с запасом на будущее. Кстати, какой именно винчестер был местом сброса сграбленного файла, существенного влияния на скорость грабления не оказывало. Настал черед расставить все по местам с записью аудиодисков. Записывать их качественно намного сложнее, чем чисто компьютерные диски. Как ни странно, запись всяких там файлов, фильмов и прочей фигни никогда не вызывает столько заморочек, сколько выжигание аудиодисков. Чуть слопушил и - физкульт-привет: на свежевыжженном аудио полно артефактов. Объяснить сей факт в двух словах не получится, ограничусь аксиомой: существует целый набор теоретических тонкостей (не помешает знать, когда «выше задницы не прыгнешь») и масса подводных камней практики. Примите к сведению, что для чтения аудиодисков используется свой алгоритм-механизм проверки на правильность. Любопытно и то, что формат данных на аудио не интеловский, а мотороловский, то есть старший и младший байт каждого числа поменяны местами. Широко распространено мнение, что якобы с любым строчилой качественно записать аудио можно только на двукратной скорости и ни в коем случае не выше. Обидно тратить сорок минут, когда наш строчила позволяет справиться в двенадцать раз быстрее! За сорок минут либо «винды» зависнут, либо свет отключат. А вот за три минуты... за три минуты исключительно приятные события обычно успевают произойти. Если нельзя, но очень хочется, значит, можно. Решено, пишем! Выставляем 24х! Чтоб без конфуза, берем девственную одноразовую 700-меговую (ну их, 800-меговые, к лешему, их не все аппараты читают) болванку, способную 32х выдержать. «Тесто» для болванки, упакованной в коробку-обертку Philips, было замешано-сделано обычной тайваньской компанией Ritek. Вообще-то фирма Plextor рекомендует на скорости 24х использовать брэндовые болванки 1-го сорта: Ricoh, Mitsui Chemicals, Taiyo Yuden (X-type). На скоростях 20х к «первосортной» команде добавляются TDK, Kodak, Maxell, Mitsubishi Chemical. Наша болваночка из другой тусовки, рангом пониже, продается в «каждом дворе» - тем интереснее будет отведать «народного качества». «Вжик», - сказал буржуйский станок. «Эге», - сказали суровые русские мужики... Эх, нигде не видать, как PowerRec-II отключить! «Надсмотрщика скорости» Zone CLV вырубить еще можно, но тогда BURN-Proof выйдет из игры, чего не хотелось бы. Стало быть, «Плекстор» стартанул записывать не на 24х. И это было действительно так, судя по издаваемым шумам. Отчетливо слышалось, как привод пару раз разгонялся и тормозился. Под занавес затих и призадумался. Покумекав о чем-то своем, сообщил, что запись прошла успешно. Чистое время записи 55-мегового файла составило 26 с. В пересчете на привычные единицы скоростей получим примерно 13х. Так что, если записывать файлы сразу пачкой под завязку болванки, показатель скорости получится гораздо выше. PlexTools версии 1.13 не предлагает выбора для способа завершения сеанса записи аудио, автоматически закрывая диск. То есть дописать аудио (и вообще чего-либо) не удастся, хоть тресни! Если бы была возможность закрывать одиночный трек или закрывать сессию записи (несколько треков за один раз), тогда дописывай чего душе угодно. Очевидно, таким способом PX-W2410TA борется со щелчками между записываемыми треками. При работе с другим программным обеспечением будьте внимательны, выбирая способ «закрытия»! Ну ничего, сейчас главное проверить, врет ли «Плекстор» при записи аудио на столь высоких скоростях. Далее действуем в лоб. Если фокус не пройдет, будем изощряться. Итак, с помощью того же привода грабим ранее записанный файл обратно на винчестер. Сравниваем с оригиналом. Вот это да! Один к одному без малейшего отклонения! А ведь сравнение осуществлялось по каждой дискрете (в записанном файле - 28 миллионов с гаком). Great! И изощряться с вытаскиванием данных с еще тепленького диска не пришлось. Для более глубокой проверки я решил родить уникальный аудиодиск и купил болванку уже на 24х от того же Ritek под маской Philips. Итак, дублирую тест-файл еще тринадцать (тьфу-тьфу-тьфу) раз, доведя общий объем записываемого до 772 Мбайт. Стоп! - скажет бдительный читатель. - Болванка-то 700 Мбайт! Спокойно, все под контролем. Болванки потому и помечаются двояко: мегабайты (для записи компьютерных данных) или минуты (для записи аудио). Тот же PlexTools показывает: тотальное время звучания аудиодиска будет 76 минут 30 секунд, общий объем четырнадцати треков - 772 Мбайт. Другими словами, когда речь идет о записи аудио, следовало бы говорить: 80-минутная болванка. Пока мы трепались про минуты и мегабайты, «Плекстор» скушал с винчестера и выплюнул на болванку наши 772 Мбайт ровнехонько за четыре минуты. Посредством грубой оценки получаем среднюю скорость в районе 21-22х. То есть если PX-W2410TA с его BURN-Proof шибко не отвлекать от записи, запуская в операционной системе другие задачки, то получим выжигание со скоростью, близкой к заветной 24х. Все четырнадцать записанных треков оказались абсолютно идентичными. Сэмпл в сэмпл. Не удивительно, что расположение трека на диске (в начале или в конце) на качество аудио не повлияло. Теперь мы знаем об автоматическом ограничении скорости «на поворотах» плексторовскими контроллерами-надсмотрщиками при прожигании разных участков диска во славу «его величества» качества. Хорошо, а как будут другие драйвы читать аудиодиски, идеально записанные «Плекстором» на 24х? Для предварительной проверки привлечем замученного верной двухгодичной службой DVD-«Пионера». Ага, есть все-таки микроошибочки, но можно смело объявлять конкурс «почувствуйте разницу». Повторив процедуру на перезаписываемой 700-мегабайтной 10х-болванке TDK, получил полностью (!) безошибочную запись всех четырнадцати аудио-треков. В общей сложности 772 Мбайт были записаны за 8 минут 14 секунд (в среднем это даже чуть выше скорости 10х). В течение всей записи «Плекстор» работал тихо и не пытался разогнаться. Параллельно в системе ничего не делалось. Вот она, долгожданная замена пленочной записи! Увы, из бытовых CD-вертушек перезаписываемые диски способны крутить лишь аппараты последнего поколения. Из компьютерных - тоже далеко не все. Так что возня с перезаписываемой болванкой была проделана больше для очистки совести. Правда, есть у меня подозрение, что многоразовые диски, особенно записанные на максимальных скоростях, будут хорошо читаться далеко не на всех аппаратах. На волне воодушевления от результата записи аудио отличаем PX-W2410TA от всех прочих строчил присвоением партийного имени «выжигатель» (от англ. CD-Burner). Так что враки всё про лимит 2х. Был бы строчила хороший да болванка более или менее сносная, и пиши аудио на скоростях 16-24х. Утилита PlexTools предоставляет джентльменский набор первой необходимости. Не хватает только записывания и дописывания файлов с данными, видео-CD и т. п. Отсутствует и DirectCD, из которого обращаешься с перезаписываемым диском точно так же, как с винчестером или дискетой. Впрочем, поддержка DirectCD в Windows ХР заложена. При закрытии PlexTools желанный BURN-Proof вырубается. Таким образом, если использовать сторонний софт, надо позаботиться о включении буферизации непосредственно в этом софте. Вообще, что касается программного обеспечения сторонних фирм, тут связываться с кем попало - себе дороже. Сайт производителя отсылает к Roxio Easy CD Creator. Чудесно, как раз завалялся полный («платиновый») вариант версии 5.02, который прекрасно работал со многими строчилами. После инсталляции получаю предупреждение, что драйв 24/10/40 не распознан. Оказывается, нужен апгрейд до версии 5.1.1 (www.plextor.com/english/support/downloads/compat_sw2410.pdf). Для ХР потребуется еще и отдельную примочку скачать, иначе есть риск полюбоваться на «синий экран смерти». С ходу PX-W2410TA упорно не желал дружить с каждым случайно приблудившимся софтом. То ему версии, видите ли, старые, то чего-то еще не хватает. Представляю строптивость в этом плане топ-модели формулы 40/12/40. Впрочем, версия 5.1.1 Easy CD Creator заработала с 24/10/40 без проблем, в том числе и в МЕ, и под ХР. В режиме DirectCD, правда, «Плекстор» ощутимо тормозил с перезаписываемой болванкой до 4х, особенно при записи одиночных файлов объемом с пару мегобайт и менее. Можно ли порекомендовать PX-W2410TA тем, у кого нет цифрового входа на аудиокарте? Иными словами, насколько хорош ЦАП, чтобы крутить-слушать аудиодиски? Честно говоря, выжигатель, как и любого строчилу, лучше держать в «чистом теле», используя только для записи. Ну и при острой необходимости - для грабления. При воспроизведении аудиодисков внутрь аппарата неизбежно проникает грязь, поскольку к поверхности диска не только прицепляются электростатикой пылинки и ворсинки, но и прилепляются через тривиальное «пальпирование» сальный жир и даже жвачка. Пылинки со временем сбиваются в плотную «стаю» и в один прекрасный день залепляют линзу. Стоит добавить жирку - и отчистить линзу становится ох как не просто. Стандартные «чистилки» частенько оказываются бессильны. А касаться линзы любым предметом, вызывающим микроцарапины, категорически недопустимо. Настораживает молчание фирмы по поводу характеристик «заднего» аналогового аудиовыхода. Похоже, плексторовские спецы, прекрасно знающие, что нахватать в персоналке пакостных шумов к полезному сигналу легче легкого, предпочитают лучше промолчать, нежели потом оправдываться, что вовсе не из «Плекстора» на CD-вход звуковой карты дерьмецо приплыло. На проверенной-перепроверенной звуковой карте с референсным АЦП в проверенном-перепроверенном по наводкам компе видно, что соотношение сигнал/шум среднее, как и у большинства сегодняшних CD-драйвов. Прочие характеристики тоже в серединке. Таким образом, PX-W2410TA не претендует на аса воспроизведения аналогового аудио. В этой дисциплине он уверенный середнячок. Зато при воспроизведении аудио по цифре - вне конкуренции. Заключение
|