Свежий номер №20 (445) / Транспортировка макета: не кантовать! Дата публикации: 27.05.2002 Денис Порубов, denisp@ask.ru
Что-то воздух какой-то кривой, А, бывает, вернешься - Бог мой, Д. А. Пригов Воздействие «кривого воздуха», о котором писал Пригов, дизайнерам знакомо не понаслышке. Открываешь свой макет на рабочем компьютере - любо-дорого посмотреть! Но стоит только донести его до сервис-бюро или салона оперативной полиграфии - глядишь, и верстка «сползла», и с картинками что-то не то… Случаи, когда макет печатается с того же компьютера, на котором был создан, очень редки. А потому один из наболевших вопросов - в каком виде и в каком файловом формате «транспортировать» свое творение. Конечно, в дороге с файлом произойти ничего не может (разве только «умрет» носитель), но вот когда с ним начинают работать в пункте назначения, начинаются проблемы. Основная, но не единственная - несовпадение шрифтов: меняется вид макета, «едет» верстка. Проблемы также возникают с эффектами (тени, заливки). Наконец, у ребят, которым вы принесли файл, может просто не оказаться программы, которая его «поймет», - хотя это маловероятно, учитывая российские национальные традиции приобретения программного обеспечения. К сожалению, универсального формата, который подошел бы во всех случаях, не существует. Речь может идти только о рекомендациях общего характера и о форматах, наиболее подходящих для переноски. Формат PostScript Лично я предпочитаю передавать файлы в сервис-бюро именно в этом формате. Если техническое задание сформулировано правильно, ничего не «завалится», так как оператор просто-напросто отправляет файл на принтер - точнее, в RIP. Чтобы записать правильный PostScript, нужно лишь попросить PPD (PostScript Printer Definition) того принтера (РИПа), который используется в сервис-бюро, установить этот принтер у себя и напечатать макет в файл на это устройство. Но такой вариант оптимален, если вы готовите издание целиком, а не его часть, - PostScript-файлы уже никуда не заверстываются. Также предполагается, что после вас никто не будет «вмешиваться» в макет, перекомпоновывать материал, вносить редакторскую правку и т. п. 1 Теоретически, плюясь и матюгаясь, оператор может открыть PostScript-файл и что-то в нем поправить, но возможности такой правки минимальны. PostScript - это «конечный» формат, макет, описанный на языке принтера и предназначенный только для печати. Что можно считать одновременно и его достоинством, и недостатком. Поэтому рассмотрим более распространенную ситуацию: вы готовите макет, который будет открыт, частично изменен и куда-то вставлен. Самое простое - нести макет в формате той программы, в которой он готовился. Форматы программ верстки Прежде всего убедитесь, что вы ничего не забыли. В PageMaker, QuarkXpress, InDesign и тому подобных пакетах графика, заверстанная в макет, может быть не включена в файл публикации, а подлинкована - то есть в файле находится «облегченная» копия и ссылка на «большой» файл. И склероз по поводу этих «больших» файлов не так уж редок. Теперь о главной головной боли, то бишь о шрифтах. Если вы работаете в программе верстки, то вместе с макетом должны предоставить используемые шрифты. В большинстве пакетов есть возможность проанализировать макет и определить, какие шрифты в нем используются. В Adobe PageMaker, например, за это отвечает дополнение «Сохранить для сервисного бюро», оно же позволяет скопировать файлы шрифтов в заданную директорию (рис. 1). Старайтесь использовать проверенные шрифты от известных производителей, а не самоделки и доморощенные русификации, даже если последние «красивее». Этим вы избавите себя и окружающих от многих неприятных неожиданностей. Кое-кто считает, что если верстать системными шрифтами типа Times New Roman Cyr или Arial Cyr, это решит проблему. На самом деле, это ее только усугубит. Дело в том, что системные шрифты в разных операционных системах отличаются, и ваша верстка почти наверняка «сползет». Еще одно правило можно сформулировать как «ничего лишнего». Не оставляйте в публикации объекты, которые вы сначала хотели использовать, а потом, передумав, бросили за пределами листа - они увеличивают объем публикации и запутывают того, кто эту публикацию обрабатывает. То же самое касается цветов и текстовых стилей. В общем, соблюдайте чистоту! Векторная графика Практически все векторные графические редакторы позволяют «кривить» шрифты (мне очень нравится словечко «курвить», от curves - «кривые»), то есть конвертировать текст в векторные графические объекты 2. Казалось бы, нет шрифтов - нет проблем… Не тут-то было. Во-первых, текст в кривых исключает возможность внесения правки, поэтому таковая должна делаться до преобразования. Во-вторых, конвертирование в кривые, как ни странно, может исказить внешний вид текста - в основном этим грешат «самодельные» шрифты. В-третьих, если вы конвертируете большой текст, размер файла существенно увеличивается. Еще один источник проблем - эффекты. Мало того что они чаще всего печатаются «неправильно», они также могут изменить свой вид при переносе с одной машины на другую. Это относится, главным образом, к эффектам Corel DRAW, поскольку Adobe Illustrator до недавнего времени (а точнее, до восьмой версии включительно) был «эталонным» инструментом, создающим «правильные» файлы 3. Дело в том, что эффекты рассчитываются при каждом открытии файла, а не хранятся в файле в виде «обычных» объектов. Поэтому метод борьбы тут прост: все «необычное» сделать «обычным». Такие эффекты, как Blend и ему подобные, нужно перевести в наборы кривых командами Ungroup, Separate, Convert to Curves. А тени, линзы и прозрачности - конвертировать в растровое изображение, для чего используется либо кореловская команда Convert to Bitmap, либо более сложные операции с применением растровых графических редакторов. Photoshop Photoshop позволяет хранить в PSD-файле текст в виде текстовых слоев. Так как в фотошоповские изображения правка вносится чрезвычайно редко, все текстовые слои нужно перевести в растр командой Rasterize Layer. Может возникнуть проблема с цветовыми установками. Если вы работаете в Photoshop версии 6 и выше, сохраняйте файл с включенным в него цветовым профилем. Для этого в окне Save (или Save As) установите флажок «ICC Profile: имя профиля». Если же вы пользуетесь «пятеркой», приведите цветовые установки программы в соответствие с теми, которые будут использоваться в пункте назначения. Portable Document Format До сих пор речь шла о «родных» форматах, а теперь перейду к «неродным» - тем, которые не относятся к определенной программе и используются для обмена изображениями между программами. PDF, как и PostScript, является «конечным» форматом 4, то есть не предполагает правки. И точно так же PDF-файл может быть напечатан на PostScript-принтере напрямую, без использования программы-редактора. Но отличие PDF в том, что он без совершения дополнительных телодвижений может быть выведен на экран с помощью программы Acrobat Reader 5. Кроме того, PDF является полностью устройство-независимым, а PostScript, как правило, ориентирован на определенный принтер. Формат, безусловно, хороший и достаточно гибкий. Файлы PDF или отдельные страницы из них могут быть заверстаны в публикацию в программе верстки. Векторные редакторы в большинстве своем тоже способны открывать или импортировать файлы PDF. Вдобавок существует большое количество плагинов для Adobe Acrobat, позволяющих обрабатывать PDF - например, выполнять спуск полос, менять цветовые модели, «разбирать» файл на составляющие и т. п. Но и здесь не обошлось без проблем. Во-первых, как уже упоминалось, внести правку или переверстать в нем практически невозможно. Во-вторых, ошибки при создании PDF допускаются как фильтрами экспорта, так и самими дизайнерами-верстальщиками. Encapsulated PostScript Формат EPS основан на PostScript, но изначально предназначен не для печати на принтер, а для заверстывания в публикацию, и может содержать и векторную, и растровую графику. Во многих случаях «транспортировка» с помощью EPS будет лучшим вариантом. EPS, как и PDF, является кросс-платформным и устройство-независимым форматом. Но файл EPS не может содержать многостраничную публикацию и не отображается «напрямую» на экране - для этого он должен быть интерпретирован. Для использования в программах верстки в EPS включается растровое или векторное экранное preview, но его может и не быть. Зато EPS, в отличие от PDF и PostScript, предполагает возможность редактирования. Помимо Adobe Illustrator, для которого он является почти «родным» форматом, EPS может быть открыт или импортирован в Corel DRAW (как PostScript Interpreted) или в Adobe Photoshop (как растровое изображение), а также записан из программ верстки. Грабли, на которые можно наступить, кроются, как всегда, в шрифтах - они должны быть либо включены в файл, либо переведены в кривые. Эффекты Corel DRAW и Adobe Illustrator тоже могут быть неправильно записаны в EPS (что делать с эффектами, я уже в общих чертах говорил). В случае с EPS можно столкнуться с проблемой совместимости версий. И хотя в настоящее время практически все редакторы приведены «к общему знаменателю», для подстраховки лучше пользоваться EPS Level 2. Свойства различных файловых форматов, используемых при подготовке печатных изданий
Просто TIFF Формат TIFF - казалось бы, проще некуда, но можно поиметь проблемы и с ним. Чтобы этого не произошло, применяйте два уже известных правила. Во-первых, помните о цветовых пространствах - о них шла речь применительно к формату PSD. И во-вторых, «ничего лишнего». В TIFF-файле, который предназначен для заверстывания в публикацию, не должно быть альфа-каналов и лишних путей (Paths) - их наличие может привести к искажениям изображения при печати. 1 (обратно к тексту) - В принципе, «беспроблемно» может быть выполнен спуск полос - в РИПе или в специальной программе. 2 (обратно к тексту) - Adobe InDesign, хотя и является программой верстки, тоже позволяет конвертировать шрифты в кривые. 3 (обратно к тексту) - «Неправильные» эффекты в нем появились с девятой версии, но «неправильность» эта относительна: если ваш RIP поддерживает PostScript 3, то проблем не возникнет, если же нет - придется выбирать между «редактируемостью» и «красивостью». - Прим. ред. 4 (обратно к тексту) - Для Adobe Illustrator 10 формат PDF уже стал «родным». - Прим. ред. 5 (обратно к тексту) - Справедливости ради нужно сказать, что и PostScript с помощью специальной программы-интерпретатора может быть отображен на экране, но такие программы в окружающей среде встречаются гораздо реже, чем Acrobat Reader. 6 (обратно к тексту) - Теоретически, конечно, можно редактировать любой файловый формат, поэтому здесь под возможностью или невозможностью редактирования подразумевается «в большинстве случаев».
|