Свежий номер №20 (445) / И дать и взять
 
Дата публикации: 27.05.2002

Вадим Иванченко, ivan@computerra.ru

Инспектор превысившему скорость водителю: «Куда ж вы так торопитесь?»
Водитель: «Да вот, сто рублей вам везу»


Сегодня уже никому не надо доказывать, что взяточничество и российское государство неразделимы. И не только из-за дурной наследственности. Коррупция в России сегодня прочно вплетается в систему социальных отношений и приобретает системный характер.

До сих пор мы имели только качественный анализ этого явления (см., например, «Тезисы о коррупции», подготов-ленные ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым около трех лет назад), но 21 мая ситуация изменилась: в агентстве «Интерфакс» Георгий Сатаров представил результаты проведенного Фондом ИНДЕМ специализированного исследования «Диагностика российской коррупции: Социологический анализ», в котором впервые приведена структура и количественные показатели того сектора теневой экономики, который непосредственно связан с предоставлением «коррупционных услуг».

Результаты впечатляют: российские граждане ежегодно тратят на взятки должностным лицам около 36 млрд. долларов. Из них на всех рынках бытовой коррупции крутится 2,8 млрд. долларов, а общая сумма, выплачиваемая в течение года бизнесменами чиновникам разного ранга, равна примерно 33,5 млрд. Причем 55,4% взяток собирает исполнительная власть, правоохранительные органы - 17,2% , суды - 13,2% , законодатели - 14,7%.

Результаты исследования показывают, что, например, наибольшая вероятность коррупционной сделки (около 60%) ожидает гражданина при общении с автоинспекцией, которая к тому же собирает самую большую долю взяток на рынке бытовой коррупции (14%, или 368,4 млн. долларов). Наибольшие же средства уходят в здравоохранение (602 млн.) и высшее образование (450 млн.).Самую высокую высокую цену «услуг» имеют суды.

Деловые люди почти 99% взяток несут в исполнительную власть. Причем лидерами по объему взяток являются: нефинансовые контрольные и надзорные органы - 34,6 %; лицензирующие органы - 34,2 %. Фискальное взимание налогов и налоговый контроль поглощает 22,0 % рынка. Из них налоговая инспекция - 18,3 %; пожарная инспекция - 5,9 %, санэпидемслужба - 5,6 %.

Цифры не могут не поражать, особенно если их сравнить с объемом какого-нибудь «белого» рынка, например, отечественного рынка информационных технологий, который в 2001 году оценивался в 3,6 млрд. долларов - ровно на порядок меньше.

Одно из самых интересных мест в докладе относится к анализу глубинных интервью с экспертами из числа бывших высокопоставленных работников администрации Президента, правительства, депутатов, работников МВД, журналистов, бизнесменов. Коррупция осмысляется ими как «органическая, естественная часть российского социума. На поверхностном уровне… проблема признается, конфликт провозглашается, ищутся рациональные средства решения проблемы. Однако языковые способы категоризации коррупции показывают, что на уровне «коллективного бессознательного» конфликта нет. Почти полное отсутствие конструктивных, рационалистических метафор в осмыслении коррупции свидетельствует о том, что российское общество не находит позитивных ресурсов для борьбы с этим социально-политическим феноменом. Оно фактически сдалось и не в состоянии серьезно ему противодействовать». Эксперты сходятся на том, что «коррупция в России вошла в стадию формирования коррупционных сетей - организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности». Подобные сети, по мнению экспертов, имеют три составляющие: коммерческую или финансовую структуру, реализующую полученные выгоды и льготы и превращающую их в деньги; группу государственных чиновников, обеспечивающих прикрытие при принятии решений; группу защиты коррупционных сетей, в которую входят должностные лица правоохранительных органов.

При чтении доклада удовлетворение от полученного знания сменяется мрачными мыслями о перспективах. К примеру, перспективах, связанных с «Электронной Россией» и, в частности, с предстоящей всеобщей информатизацией власти и с созданием электронного правительства. Не получим ли мы в результате реализации программы хорошо оснащенную, компьютеризированную бюрократию, обделывающую темные делишки на более высоком технологическом уровне? Можно ли в такой обстановке реализовать идеи всеобщего цифрового равенства, прозрачности власти и ее подотчетности гражданскому обществу?..

Время, конечно, покажет, однако надо помнить, что основы структур данных, процедур их обработки и логики работы информационных систем закладываются уже сегодня, а как известно, что заложишь - то и получишь. Вспомните, как проходят автолюбители инструментальный контроль. Как бы хорошо вы ни подготовили свою машину к ТО, с помощью компьютеризированных средств технической диагностики можно убедительно показать (с приложением подробной распечатки) неотвратимость перспективы «коррупционной сделки».


Вадим Иванченко
ivan@computerra.ru
 


<< Новости
Все материалы номера