Свежий номер №19 (444) / Мышиная почта для современного модератора
 
Дата публикации: 21.05.2002

Иван Кублаханов, ivan_kublahanov@inbox.ru

 
1
Мэйл-лист vs форум >>

Рискуя показаться старомодным чудаком (или даже вздорным провокатором), скажу, что самым продаваемым ресурсом любого Интернет-проекта являются пользователи. Их следует холить и лелеять. Как? Не знаю. Сами думайте. А рассказать я намерен про недавно обнаруженный мною оригинальный способ ведения почтовых мэйл-листов.

К мысли о необходимости завести мэйл-лист для своих пользователей я шел долго. Сначала казалось, что хватает и рубрики «новости сайта». Позже недостаточной представлялась уже и регулярная рассылка новостей подписчикам. Хотелось чего-то большего. Клуба. Тусовки. Коммъюнити. Форум? Терпеть не могу (см. врезку). Пожалуй, мэйл-лист.

Приняв решение, я пустился на поиски удобного провайдера для листа рассылки. По моим наблюдениям, существует три варианта решения проблемы.

Первый вариант, массовый

Где заводит себе почтовые ящики большинство пользователей Сети? Правильно. На бесплатных почтовых службах.

Руководствуясь тем же соображением, можно отыскать множество провайдеров листов рассылки: например, yahoogroups.com или topica.com. Однако работа модератора листа осуществляется посредством веб-интерфейса, что требует ежедневного посещения веб-сайта провайдера, хотя и дает определенную свободу - зайти туда можно откуда угодно, был бы выход в Сеть.

Мне этот вариант не подошел по причине ветхозаветного дайлапного подключения из дома, с чем я вынужден пока мириться.

Второй вариант, элитарный

Нам, доменовладельцам, вообще-то претит бесплатное - поэтому предыдущий вариант не стал бы моим фаворитом даже при наличии свободного доступа к широкополосному выходу в Сеть.

Скорее, я предпочел бы недорогой, но серьезный провайдинг на основе стандартных возможностей современных почтовых серверов. Такую возможность предоставляют многие хостинг-провайдеры. Так, «Зенон», например, использует CommuniGate Pro, в котором имеется мощный модуль управления списками рассылки. Другой подход демонстрирует «Мастерхост» - специалисты компании в настоящий момент разрабатывают собственный софт для ведения мэйл-листов.

Наверное, на этом я бы и остановился, если бы не одно «но». У меня имелось весьма нестандартное пожелание к менеджеру листа, которое не могли обеспечить провайдеры: я желал задавать классы или группы подписчиков. При этом все письма, поступающие в лист от подписчика определенной категории, должны были автоматически помечаться определенным образом. Я хотел иметь возможность выбирать способ пометки: приоритет, пометка в поле subject, пометка в поле from. Или всё это вместе. Поэтому я выбрал

Третий вариант, наш

Этот вариант - даже не для опытных сайтостроителей. Он - для настоящих сисадминов. Заключается в установке менеджера листа на свой собственный компьютер.

Тут сразу возникает проблема выбора. С одной стороны, руки тянутся к Unix-решениям типа Majordomo, Mailman, SmartList/ Procmail и т. д. Тут и гармония инструмента и задачи, и исходные коды доступны для воздействия, что совсем не лишнее, учитывая мои «особые пожелания». Однако для человека, круглосуточно сидящего в Windows, это, к большому сожалению, не вариант. Перезагружаться для обслуживания листа - благодарю покорно. Пробовал, не понравилось.

Покопавшись в Сети, я отыскал менеджер листа под названием listserv, имеющий версии для различных платформ (в числе которых и Windows), и предлагающий кроме коммерческой версии (за непроизносимые вслух деньги) free-вариант с обнадеживающим описанием.

К этому моменту кампании я уже слегка запутался в своих желаниях и подустал.

«Пойду-ка проверю почту», подумал я и запустил, конечно, The Bat!.

И тут… Тут-то и пришло озарение, ставшее причиной написания этой статьи. Меня вдруг осенила идея воспользоваться для решения задачи мощнейшими возможностями, которые предоставляет «Сортировщик сообщений» The Bat!.

Придуманный вскоре алгоритм был таков:

  1. Заводим специальную папку для сообщений нашего листа - наш_лист.

  2. Создаем правило, помещающее все входящие сообщения с обратным адресом наш_лист@ наш_домен.ru в папку наш_лист.

  3. Создаем правило, обрабатывающее письма с адресом назначения наш_лист@наш_домен.ru и обратным адресом из списка подписчиков определенной категории.

    При этом можно:

    • установить флажок сообщения;

    • установить определенный приоритет сообщения;

    • задать цветовую группу сообщения;

    • распечатать сообщение (!);

    • добавить отправителя в адресную книгу;

    • удалить отправителя из адресной книги (!);

    • автоматически ответить отправителю (еще пригодится);

    • экспортировать сообщение в файл (специально для ведения архива предусмотрена возможность дописывать текст сообщения в конец файла);

    • запустить внешнее приложение, передав ему сообщение в качестве параметра (!);

    • подать звуковой сигнал;

    • и наконец, переадресовать сообщение.

    Последний пункт дает возможность переадресовать сообщение, посланное в лист (то есть нам), всем его подписчикам, предварительно изменив текст с помощью соответствующего шаблона.

    Например, вот как выглядит шаблон, который переписывает текст сообщения (игнорируя attachment и сохраняя subject); добавляет с низу письма содержимое текстового файла footer.txt со стандартными идентификационными данными листа; конструирует поле from из имени подписчика (скрывая его адрес), признака соответствующей категории и адреса листа; записывает в поля reply to и return path адрес листа (что необходимо для правильного формирования писем пользователей при ответе ими на сообщения других подписчиков посредством кнопки «Reply») и перечисляет в поле «слепой копии» BCC адреса всех подписчиков данной категории.

    Таким образом, сначала сообщения приходят на наш компьютер, затем из них формируются версии для листа, после чего последние рассылаются пользователям. Просто, не правда ли?

  4. Теперь повторяем предыдущий пункт для подписчиков других категорий.

  5. Поскольку любой приличный лист рассылки должен уметь по запросу пользователей автоматически отправлять им Правила листа, самое время воспользоваться возможностью «автоответ», предусмотренной многоумными разработчиками. Для этого создаем шаблон, похожий на приведенный выше, вставив в него вместо текста исходного сообщения текстовый файл с Правилами. В качестве обратного адреса тут можно указать личный адрес модератора (для вопросов и разного рода петиций).

Вот и все. Красота!

Позже выяснилось, что имеет смысл подкорректировать шаблон «Новое сообщение», привязанный к папке наш_лист, чтобы созданные модератором письма не ходили туда-обратно, подобно пользовательским, а сразу же формировались нужным образом и рассылались всем подписчикам. Соответствующий шаблон аналогичен приведенному выше.

Модерация организованного таким образом листа проста: сформированные сообщения не отправляются сразу, а помещаются в папку отправки (для чего в нужном месте ставится галочка), где вы их можете просмотреть и, если надо, удалить. Признание прав на свободное самовыражение подписчиков производится снятием упомянутой галочки.

Конечно, описанный способ годится лишь для мэйл-листов с небольшим числом подписчиков - хотя бы потому, что платить за прием на домашний компьютер, а затем отправку всех сообщений во время затяжного флэйма - трудно психологически. С другой стороны, такой подход предоставляет интересные возможности. Пробуйте.

Термины

Модератор - ведущий листа, оказывает помощь подписчикам и следит за порядком.

Постинг, мессадж - сообщение подписчика, посланное в лист.

Cабжект, сабж, субж (от англ. subject - «тема») - тема сообщения.

Тред (от англ. thread - «нить», «цепочка») - цепочка сообщений, касающихся одной темы (и часто имеющих один сабжект).

Рид-онли (от англ. read-only - «только чтение») - режим подписки, при котором подписчик получает все сообщения, присланные в лист, но не может участвовать в дискуссии. Перевести в рид-онли на неделю - наказать флэймера, спаммера или нарушителя лишением права голоса на этот срок. Прерогатива модератора.

Спам (от англ. spam - «мясные консервы») - непрошеная почта, чаще всего рекламного характера. Спаммер - тот, кто рассылает спам.

Флэйм (от англ. flame - «пламя») - скандал в листе, сопровождается лавинообразным ростом количества сообщений. Флэймер - тот, кто устраивает флэйм.

Интересные ссылки


 
1
Мэйл-лист vs форум >>


Иван Кублаханов
ivan_kublahanov@inbox.ru
 


<< Дело о лазерном принтере
Все материалы номера
События >>