Свежий номер №17-18 (442-443) / CIO. Есть такая служба Дата публикации: 13.05.2002 Игорь Гордиенко, gordi@ibusiness.ru
Способность находить, привлекать к работе, обучать и развивать высококвалифицированных специалистов в области ИТ Может показаться странным, но этот признак CIO зачастую отсутствует в списке требований, тем более - в его первых строках. Способность привлекать, агитировать, даже интриговать, давать возможность для роста и обретения новых знаний и навыков - вот чем должен обладать настоящий CIO. И когда предстоит выбрать кандидата на эту должность, речь, прежде всего, должна идти о его способности привлечь новых талантливых и самостоятельных сотрудников для работы в областях приложений ИТ. Опыт деятельности с зарубежными партнерами или в международных компаниях Может быть, даже американцы вспомнят: лет десять тому назад такого требования просто не могло возникнуть. Вспомнив же нашу отечественную действительность, нужно признать, что и у нас такого требования дюжину лет назад быть не могло - по своим специфическим причинам. При нынешней пугающей многих «глобализации» мироустройства просто невозможно уйти от факторов космополитической по сути деятельности большинства крупных корпораций. Именно CIO должны и обязаны становиться фильтрами, ассимиляторами зарубежных и глобальных культур мышления. Знания и опыт работы в конкретной промышленности Клиенты предпочитают, чтобы с ними общался представитель их собственной отрасли - розничной торговли, банковской, инвестиционной или страховой и т. д. Вообще говоря, следовало бы отличать тех кандидатов, которые обладают опытом работы в сходных моделях бизнеса. Впрочем, иной раз полезно, чтобы кандидат был из совершенно другой отрасли - чтобы оживить предприятие новыми идеями. NB: CIO вовсе не обязательно должен быть выходцем из сферы информационных технологий, порой это даже вредит делу. Способность создавать перемены и управлять ими Это, казалось бы, простое требование зачастую невозможно выполнить. Большинство компаний пока вообще не задумывались о подборе такой персоны, как CIO. Те же, кто уже обзавелся им, вполне уверены, что сделали правильный выбор. И это - заблуждение! Смещение роли CIO от простого системного администратора к настоящему управляющему информационными ресурсами предприятия - вот истинное осознание значимости CIO. Уточняя деловые задачи CIO, можно отметить, что он должен постоянно заниматься анализом и реинжинирингом текущих производственных процессов и в результате - постоянно совершенствовать сами процессы. Это может показаться воззванием к высшим силам, но в условиях непрерывно обостряющейся рыночной конкуренции все эти требования не выглядят столь уж необычными. Коммуникабельность, эмпатия CIO должен уметь донести до собеседника свои соображения о стратегии и концепции. Но этого мало - нужно еще уметь слушать и слышать. Именно эта способность является основой компромиссов, соглашений и поиска путей выхода из конфликтных ситуаций. Управленческие навыки Умение распоряжаться и управлять ресурсами разных видов: проектами, бюджетами, временем, клиентами, и в конечном счете - самими исполнителями. Устанавливать приоритеты и назначать необходимые ресурсы всегда считалось неотъемлемой частью работы руководителей предприятий. Все это имеет, может быть, даже большее значение, когда речь идет о должности CIO. Умение ладить с начальством и равными по должности Очень часто на должность CIO попадает опытный инженер, уверенный в своей компетенции. Однако это вовсе не является залогом успешного общения с равными по рангу людьми. Более того, зачастую мнения CIO вызывают неприятие и раздражение у корпоративных руководителей высшего звена. Такого рода отсутствие толерантности порой распространяется и на клиентов, и на партнеров, и на подчиненных, а затем - в результате хорошо известных процессов - на частное бытие самого CIO. Здравый смысл Зачастую, особенно если CIO вырос из администратора компьютерных систем, он не способен к пониманию бизнеса, то есть сути деятельности предприятия, стратегии и миссии. Обремененные тонкими техническими знаниями, CIO часто не собираются прилагать усилий либо не имеют даже потенций к тому, чтобы усвоить азы бизнеса, изучить деловую стратегию компании-нанимателя, ее рыночное позиционирование. В итоге он даже не заметит, как объективные обстоятельства подведут его под неизбежное увольнение. Общим рецептом для избежания таких печальных последствий являются знания (хотя бы начальные) бухгалтерского дела, каналов поставок, маркетинга в общем смысле… Список можно продолжить, но ясно: чем более универсален CIO, тем в большей степени он подходит своей должности. Баланс и задачи технологий Девятый пункт прямо обращается к профессионализму CIO - именно это и есть его реальная работа. Специфические грани технологии, такие как ERP, электронные закупки (e-procurement), электронная коммерция в широком смысле (е-commerce), хранилища данных (data warehouse), аутсорсинг и т. п. - все это возможно. Но, может быть, и не нужно! Дело CIO - дать точную оценку востребованности того или иного решения. Иной раз требуются доскональные знания интегрированных систем планирования корпоративных ресурсов, однако может понадобиться и опыт, например, в области промышленных операционных систем. Но все это в гораздо большей мере касается профессиональной пригодности так называемых директоров информационных систем (MIS Directors) или же известных у нас «системных администраторов» - предыдущего поколения форвардов ИТ на предприятиях. Позиция лидера Это условие, вероятно, не может быть формализовано. Но чаще всего, подбирая человека на должность CIO, каждый из руководителей компании знает, что нужен именно тот тип, которого можно назвать лидером. Есть и иное определение свойств желанного сотрудника: у него должна быть харизма, своего рода одаренность яркими чертами.
|