Свежий номер №17-18 (442-443) / CIO. Есть такая служба Дата публикации: 13.05.2002 Игорь Гордиенко, gordi@ibusiness.ru
И султан приказал ему сесть на везирское место; Как выяснилось в ходе моего небольшого расследования, профессия CIO (Chief Information Officer) зародилась в 70-е годы прошлого века, когда экономика развитых стран, и в первую очередь - США, стала все больше нуждаться в информационных системах. Почему же в России заговорили об этой профессии совсем недавно? Неужели наше отставание в технологическом оснащении так велико? Нет, дело в другом: лишь десять лет прошло, как мы начали усваивать принципы эффективного корпоративного устройства. Однако ирония судьбы в том, что на примерах Enron, Xerox и др. то самое устройство, которое еще недавно было образцом, может очень скоро оказаться архаикой… Впрочем, уроки истории, хоть и не учат (по Гегелю), всегда полезны… Как это случилось Еще в 1990 году в фундаментальной работе Ассоциации менеджмента информационных технологий в высшем образовании 1 было рассмотрено происхождение и сущность профессии CIO. Замечательный исторический факт: выражение Chief Information Officer, впервые прозвучавшее из уст Уильяма Синнотта (William Synnott) на конференции «Info’80», было немедленно процитировано в «Computerworld» (номер от 20.10.1980). Годом позже Синнотт опубликовал в «Computerworld» (21.09.1981) статью, посвященную кругу обязанностей CIO. В том же году вышла книга 2, в которой на основании анализа управления информационными ресурсами (Information Resources Management - IRM) делался вывод
К настоящему времени управление информацией прошло четыре фазы развития:
Таким образом, профессия CIO появилась на третьем этапе развития корпоративных информационных систем, и, казалось бы, требования к претенденту на эту должность и его место в корпорации должны быть определены давным-давно. Все, однако, не так просто. Но об этом позже, вернемся к хроникам. Стадия IRM в эволюции управления информацией характеризовалась конвергенцией компьютерных и коммуникационных технологий: резко росли объемы оцифрованных данных, новые проекты не испытывали недостатка в инвестициях. В общем, будущее представлялось радужным. Процессы этого этапа сместили акцент с традиционного операционного видения бизнеса на видение стратегическое, прямо указав на то, что информационные технологии могут внести неоценимый вклад в дело. Новые картины действительности заставили многих высших руководителей компаний задуматься о том, что управление информационными ресурсами - слишком ответственное занятие, чтобы оставлять его в руках технического персонала, обслуживающего компьютеры и не обладающего широтой взглядов менеджеров. Более того, кое-кто понимал, что человек на этой должности должен стать инструментом работы с такими менеджерами, которые сопротивляются нововведениям и реконструкции. Так родилась профессия CIO. Мысленно возвращаясь в кажущиеся уже далекими 80-е годы отечественной истории, стоит признать, что пусть не под титулом CIO, но функционеры должного профиля были тогда и у нас. На предприятиях дела CIO мог вершить заместитель директора по науке или главный технолог, порой - главный инженер. В вузах эти обязанности доставались проректорам по научной работе или же директорам вычислительных центров. Вообще, нужно заметить, что до середины 80-х годов между СССР и США в сфере вычислительной техники паритет сохранялся. Но затем персональные компьютеры стали одним из факторов, приведших к деградации наших «больших» компьютерных технологий. К сожалению, тогда вряд ли отдельно рассматривалось такое явление, как CIO (в отсутствие самого термина) - специфичное и уникальное не только для нас, но и для прочего мира. И по сей день кое у кого остаются сомнения в необходимости выделения особой и особенной должности - CIO. На отечественной почве источником сомнений является еще один предмет, а именно система должностных рангов, приоритетов и штатных структур, эволюция которой шла другим путем, нежели в США. Так или иначе, по сей день даже «новые» российские предпринимательские структуры следуют дореволюционной табели о рангах, в известном компромиссе с привнесенными революционерами расписаниями Германии начала прошлого века. Вот почему так трудно до конца расследовать этимологию популярной российской должности «генеральный директор». Впрочем, изюминка ситуации заключается как раз в том, что усовершенствовать экономику и структуры предприятий должны именно CIO. Пусть даже с этимологией и трактовкой их должностей тоже непросто. Кто же ты такой? От исторического доклада Уильяма Синнотта прошло ни много ни мало - больше двух десятков лет. 9 сентября прошлого года на борту океанского круизного лайнера «Аврора», вышедшего из гавани Нью-Йорка, началась конференция «CIO Forum - Corporate America». Несколько сот участников, главные управляющие вопросами информационных технологий ведущих корпораций, представляли собой элиту американского корпоративного сообщества. Основную мысль собрания и смысл существования такой должности, как CIO, точно выразил Алан Гилборд (Alan Gilbord), нынешний глава издательства еженедельника «Computerworld», ранее сам побывавший в шкуре управляющего корпоративными информационными технологиями и ресурсами: в наши времена все видят в ИТ реальную помощь для дела. Джеймс Кэнтон (James Canton), автор книги «Будущее технологий и их влияние», предложил собравшимся полностью отказаться от любого возможного консерватизма и конформизма: «Единственным преимуществом на полях конкурентной битвы являются радикальные инновации». В заключительном слове, которое взял известный своими компромиссными советами не только в бизнесе, но и в международной политике, Херб Коэн (Herb Kohan), прозвучал спасительный для CIO рецепт: «бдите, но не сверх меры». То есть CIO имеют своего рода carte blanche - оплачиваемую роль корпоративного революционера, гарантированную бизнесом и общественным пониманием. CIO является исполнителем высокого ранга, отвечающим за все аспекты функционирования информационных технологий и систем, используемых корпорацией. Владение специфическими знаниями о технологиях и бизнес-процессах, видение точек их пересечения, как правило, дает менеджерам этого типа возможность устранять недостатки сложившихся структур и повышать общую эффективность деятельности корпорации. Человек, назначенный на должность CIO, анализирует необходимость приобретения новых технологий, решает вопросы их внедрения, обеспечивает проверку и подготовку нужных специалистов. Зачастую именно CIO делегируются многочисленные оперативные задачи - как «надежному полковнику», в то время как высшие исполнители, «генералы», могут сосредоточить внимание на стратегических проблемах. Разумеется, чрезвычайно важна именно «информационная» составляющая работы CIO. Эффективное и обобщенное управление всеми информационными ресурсами предприятия требует личности, способной к открытому мышлению. По сути, этому человеку приходится каждый день переосмысливать структуру работы компании и вносить предложения по ее совершенствованию. Еще раз отметим: роль CIO - быть интеллектуальным лидером и мерилом оценки капитала знаний. По традиционным схемам американских компаний человек, занимающий должность CIO, непосредственно подотчетен CEO (Chief Executive Officer, в нашем понимании генеральному директору), COO (Chief Operation Officer - исполнительному директору) или же CFO (Chief Financial Officer - финансовому директору, каковые начинают появляться и в России, их функции далеко не всегда идентичны функциям главного бухгалтера). Они обязаны присутствовать на заседаниях правления (по меньшей мере - всегда быть непосредственно доступны высшим руководителям корпорации). Иными словами всякого рода идеи о парадных выездах на международные симпозиумы можно отмести немедленно. CIO - прежде всего исполнитель, наемный служащий рангом чуть ниже высшего. И кроме зарплаты, получает за это бонусы, коль заслужил. В качестве утешения (немалого!) «исполнительный» CIO может быть избран вице-президентом компании - куратором информационных технологий. Основная задача CIO - вовсе не изобретательство, а постоянное приспособление информационных ресурсов компании к постоянно же меняющимся задачам бизнеса. Нужны герои! В марте прошлого года самым настоятельным образом был поставлен вопрос о выборе «национального CIO» для Соединенных Штатов Америки. Есть такая точка зрения: дескать, если бы означенная персона приступила к действиям год назад, то удалось бы избежать многих трагических событий 4. В течение нескольких последних лет Главная учетная служба США (General Accountung Office) била тревогу по поводу проблем со стандартизацией и безопасностью информации в федеральных масштабах и отсутствия государственной политики в отношении наиболее (наконец-то!) критического ресурса. Всем известны последствия взлома частных банковских систем. Всем известны последствия проникновения террористов на борт авиалайнеров. Однако пока даже в США предпочитают не вытаскивать эту проблему на белый свет. Безусловно, в кулуарах государственных структур, в ЦРУ, ФБР и АНБ, других подобных ведомствах эти вопросы рассматриваются. Но для гарантий общей безопасности явно недостаточно действий секретных органов. Нужно ли объяснять причины? На самом деле, с начала зарождения идеи о CIO, оказалось, что подобная должность нужна не только в промышленных компаниях, но и в учебных центрах (см. сноску 1) и государственных учреждениях, особенно - в организациях, ведающих вопросами обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При поиске источников для статьи я обнаружил чрезвычайно интересный факт, доказывающий, что все происходит, хоть и медленно, но согласно принципу рынка: есть потребность - будет услуга. При стратегическом командовании США существует директорат J6, которым управляет CIO - штатная единица в этой системе 5. 1 (обратно к тексту) - James I. Pernod, Michael G. Dolence, and Judith V. Douglas, The Chief Information Officer in High Education. Professional Paper Series, #4. CAUSE - The Association for the Management of Information Technology in Higher Education, June 1990. 2 (обратно к тексту) - William R. Synnott and William H. Gruber, Information Resources Management: Opportunities and Strategies for 1980s (New York: John Wiley and Sons, 1981). Уильям Синнотт является старшим вице-президентом Национального банка Бостона, а Уильям Грабер - президентом консалтинговой компании Research & Planning. Сам факт того, что у истоков профессии CIO стояли сугубые практики, заслуживает внимания. 3 (обратно к тексту) - В связи с распространением концепции knowledge management (ее основатели утверждают, что это принципиально не технология, но метатехнология) в некоторых продвинутых компания уже появились должности CKO - Chief Knowledge Officer. Об этом можно подробнее узнать в апрельском номере журнала «CIO». 4 (обратно к тексту) - Еще 1 сентября 1996 года администрация Клинтона указала на меры, которые следует предпринять для предотвращения терроризма на авиалиниях. Документ был размещен на правительственном сайте, но потом его почему-то убрали. Остался он в некоторых Интернет-архивах (читайте об этом в статье «Хранить вечно», «Инфобизнес» № 10 от 19.03.2002). 5 (обратно к тексту) - www.stratcom.mil.
|