Свежий номер №9 (434) / Приключения DVD в России
 
Дата публикации: 11.03.2002

Алена Кухарева, akulina@computerra.ru

 
<< Страница 1
Страница 2
Способы защиты от копирования >>

9По законам джунглей

На самом деле, никакого закона ни продавцы мультизонной аппаратуры, ни продавцы дисков 1-й зоны, ни, разумеется, клиенты не нарушают. Ольга Нечаева поясняет: «Мы не можем предъявить претензий к продавцам дисков 1-й зоны или мультизонных аппаратов - нет у нас такого права. И поэтому мы не можем изменить ситуацию, связанную с распространенностью мультизонных плейеров: дилеры сами их «чипуют». В Европе, кстати, и во всем мире происходит то же самое».

Действительно. Александр Слуцкий, начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации Управления «Р» г. Москвы подтверждает, что во взломе зонального кода нет ничего противозаконного. Во всяком случае, ни одного дела по заявлению правообладателя, чьи интересы ущемлены, заведено не было. Как он говорит: «Ни к статье 146 («о незаконном использовании объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоении авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб…»), ни к статье 272 («о неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе… если это деяние повлекло… модификацию информации») в данном случае апеллировать нельзя».

На «Горбушке» диски 1-й зоны продают немногие. На вопрос, почему их так мало, вам, не вдаваясь в подробности, скорее всего ответят, что их продажа запрещена. Однако продавец либо не знает истинного положения дел, либо просто лукавит. Те, кто торгует 1-й зоной, считают себя чуть ли не преступниками, отказываются говорить на эту тему, а при виде фотокамеры ведут себя агрессивно. (Буквально на днях, за попытку сделать снимок торгового лотка на «Горбушке» мгновенно подбежавшие охранники едва не выдворили меня в компании с Евгением Козловским из торгового центра.)

Один из продавцов, тем не менее, поделился с нами следующим: «То, что предписывает закон, здесь учитывается в последнюю очередь. В 1-й зоне фильм появляется в ноябре, а в 5-й только в апреле. Поэтому, когда вышел «Патриот» 1-й зоны, в первый же день продаж у меня ушло 25 дисков (это много). Естественно, это не нравится тем, кто готовит эти диски для продажи в России. Случаются разборки. Мериться половыми органами с этими людьми мне, например, не хочется. Приходится «отстегивать» некую сумму. Зачем мне все это надо? А затем, что русские диски раскупаются плохо. И DVD в 1-й зоне выпущено 6000 штук, включая кино, музыку, спортивные программы и порно, а в 5-й - 700».

Киноиндустрия, как заинтересованная сторона, занимается пропагандой регионального кодирования DVD, переходящей порой в агрессивные формы, а продавцы аппаратуры предпочитают помалкивать о своих правах (которые позволяют им продавать все, что не запрещает закон), ожидая дальнейшего хода событий. С другой стороны, по словам Романа Лебедева (DVD Alliance), «ограничения по зонам остались практически только на высокобюджетные фильмы. В музыкальных произведениях на DVD таких ограничений почти нет. Некоторые западные компании продают нашим уже отпечатанные диски, а наши только печатают обложку со своим логотипом. Эти диски производятся мультизонными. В отличие от зарубежных, российские правообладатели рекомендуют производителям дисков делать авторинг для всех зон. Это связано с тем, что на Западе очень хорошо покупают старые советские фильмы».

Видео для развлечения

Собственно, в том, что Sony сохраняет нейтралитет в 5-й зоне, нет ничего зазорного. Рынок здесь обладает удивительным свойством самоорганизации, включающей некую «произвольную» стадию, в которой каждый делает что вздумается, очевидно, с целью заработать средства на бизнес «с человеческим лицом». И влиять на это иногда бессмысленно.

«Самый веселый выпуск, который я видел на DVD, - «Старые песни о главном-2», - делится впечатлениями Дмитрий, продавец DVD-техники на Пражском рынке. - Он достоин приза за самый 10худший звук и самую худшую картинку! Качество изображения раз в десять хуже, чем на видео. Снимали, видимо, с пленки, и задержка звука была секунды две-три».

На самом деле, процесс покупки диска 5-й зоны или мультизонного носит почти сакральный характер, поскольку ничего кроме интуиции здесь не поможет. Отличить фирменный диск от нелегального по внешним признакам бывает невозможно, тем более если производитель сего и цену укажет близкую к $25-28. Не исключено, что вам достанется диск сомнительного происхождения. На нем, к примеру, может не оказаться меню и возможности интерактивного монтажа («Люди в черном», правообладатель «Видеосервис»); или 60-минутного куска, составляющего добрую треть в оригинале («Терминатор-2», правообладатель Twister); могут быть обрезаны края в широкоформатной картине («Калигула», Video DVD) и т. д. Вряд ли компании, обладающие правами на эти фильмы на территории России, обрадуются, что под их маркой выходит не лучшего качества продукт.

Очевидных причин такого «вольного» качества дисков может быть две: а) продукт «пиратский» (причем фильм мог быть попросту «снят» с исходника, минуя стадию мастеринга, когда формируется содержание диска и его основные параметры, либо - что еще хуже - перед вами DVD-копия с VHS-ленты); б) официальные производители поскупились на расходы, нужные для сохранения качества фильма, к примеру, на спецаппаратуру для концертной записи. Или вместо двухслойного диска запустили однослойный (первый дороже второго на 50 центов, что в трехтысячном тираже экономит как минимум 1,5 тыс. долларов), в результате чего фильм стал заметно короче.

Хорошо осведомленный о стиле работы пиратских студий, торговец Дмитрий утверждает, что обычно они обладают высококачественной и дорогой аппаратурой: «Плохое качество их дисков, скорее, из-за того, что люди хотят получить прибыль при наименьших затратах. Не тратя времени на отладку многоканального звука, ремастеринг, шлифовку и дубляж, они стремятся побыстрее выбросить товар на рынок. Обычно тиражирование нового диска занимает сутки-двое».

Продавцы более критичны к качеству фильмов, считает Дмитрий, у которого обширные знакомства среди торговцев «левыми» дисками: «Сначала берут один диск, смотрят, оценивают, довольно часто «разворачивают», поскольку бывает много брака, особенно в партиях, которые идут из Китая, с Украины по 5-10 долларов за диск. Взять хотя бы «Звездные войны. Эпизод-1» - снимали прямо с экрана, какое уж там качество… Но ведь клиенты не дураки, хоть и покупают по такой цене».

Незадолго до выхода на киноэкраны долгожданного «Властелина колец» в продаже появились копии фильма в формате VHS и DiVX, а спустя неделю-полторы после премьеры - и диски DVD. 90 шансов из 11100 за то, что на диске ленточная копия, тем более что официальный релиз поступит в продажу лишь осенью.

В бой идут одни старики

5 февраля нашу страну посетил Джон Бонет, вице-президент по безопасности MPA (международной организации, представляющей права крупнейших кинокомпаний мира). В ходе визита его сопровождали представители РАПО, одним из учредителей которой является МРА. Бонет побывал на трех заводах - Repli Master, Roff Technologies и «Русобит-софт». В основном его интересовали возможности заводов с точки зрения обеспечения мер безопасности и защиты от пиратства. И внешним впечатлением он остался доволен (с заводами была договоренность о предстоящем визите). 18 марта в Москву прибудут еще двое вице-президентов МРА. По некоторым сведениям, их приезд связан с планами двух кинокомпаний разместить крупный заказ на одном из российских заводов. Возможный объем заказа - 0,5 млн. DVD-дисков ежемесячно.

Если это так, то конкурентами в получении этого заказа фактически могут оказаться три вышеупомянутых завода (и рекомендации Джона Бонета в таком случае будут учитываться в первую очередь). Причем два из них - Roff (находится в Одинцово под Москвой) и «Русобит-софт» (Москва), по словам Константина Земченкова, директора РАПО, все еще не работают официально: на Roff наладка оборудования завершена, осталось установить коды на зеркалах; на «Русобите» процесс наладки, продолжающийся уже несколько месяцев, до сих пор не закончен, что весьма странно. Как рассказал нам заместитель директора Repli Master Сергей Кузнецов, оборудование для выпуска DVD-дисков устанавливается быстро. Специалистам, которых приглашают из-за границы, хватает двух недель, чтобы запустить линию. По словам Кузнецова, инженер, производивший в августе наладку производственной линии на Repli Master, упоминал об аналогичной процедуре, проделанной им неделей раньше на заводе «Русобит».

Точных данных о том, сколько заводов на территории России изготавливают DVD, нет. Директор РАПО назвал пять: три вышеупомянутых плюс Disk Art (Москва) и Golden group (Зеленоград). Первый должен был получить лицензию в феврале, но помешали некоторые формальности. О втором информации очень мало. У РАПО имеются также сведения о том, что в России действуют еще несколько заводов, которые себя пока никак не афишируют. «Это чудовищно - одна линия может выпускать до 400 тысяч дисков в месяц. Пять заводов - до 2 миллионов дисков в месяц. А реальные заказы в России пока не превышают 100-120 тысяч. Но линии же не могут стоять - на что будет расходоваться их мощность? Вполне возможно, что на левую продукцию, пиратскую, потенциально опасную для Европы и других регионов», - говорит Константин Земченков.

Сегодня официально в России производят DVD-диски для 5-й зоны или мультизонные 13 фирм. Тираж около 2 тысяч дисков для одного фильма под силу поднять только крупной компании, мелкие делают по 500-1000 штук, особенно если не уверены, что фильм будет пользоваться спросом. Часто можно слышать весьма скептическую оценку рынка: тиражи не расходятся, покупателей мало. Большинство фирм, работающих в этом секторе, пока просто пытаются застолбить место на будущее.

Однако черный рынок DVD-дисков ширится, и правообладатели за этим пристально следят. По словам Ольги Нечаевой (Sony Pictures), еще два года назад рынок был в состоянии правового вакуума: «Нет правообладателя - некому и в суд подать на производителей-нелегалов. Наши первые фильмы в России появились в 1998 году. Мы были здесь единственными из мэйджоров (семь крупнейших кинокомпаний мира, включая Warner, Disney, 20 Century Fox, Paramount и др). Пока других «пиратили», мы не чувствовали ущерба и жили спокойно. Но сейчас ситуация изменилась. Крупные компании стали представлять в России свои права. И проблема пиратства стала общей».

Почин благородный, но пыл не велик, как говорится. «Сложно с этим бороться: можно пару раз сделать показательное расследование, но постоянно отслеживать видеопиратство в России невозможно, - говорит Дмитрий, продавец видеотехники. - Одних прикроют, возникают новые. Даже солидные фирмы при 12наличии собственных спецслужб перестают бороться с пиратами, хотя и страдают от недополученной прибыли».

Надежды на появление рынка дешевых дисков подогревают потребительский интерес к DVD. И хотя в последнее время поток пиратских дисков резко возрос, планка ниже 500 рублей опускается редко. На «Горбушке» сегодня можно найти фильмы по цене от 500 до 900 рублей. Бывает и меньше, хотя явно пиратские цены - 300-350 рублей - с большей вероятностью можно встретить в Интернете. На сайте вроде pchelk.wallst.ru/dvd.htm, например, «Властелина колец» предлагают за 12 долларов. Некоторые продавцы рекламируют свой товар с помощью спама. Так, «Компьютерра» оказалась включена в одну такую рассылку, инициатор которой предлагал мультизонные диски по 350 рублей с бесплатной доставкой по Москве. «Выбор более 400 фильмов включая новинки: «Властелин колец», «Одиннадцать друзей Оушена» и др., много мультфильмов («Шрек», «Атлантида»…) и музыки».

Некоторые специалисты полагают, что пиратство способно сыграть роль катализатора для развития рынка. «Пираты нам помогают - они продвигают рынок», - говорит Сергей Кузнецов. Что поделать - сильны традиции отечественного видеорынка. Так что напрасно DVD-форум поместил Россию в одну зону с Африкой. Вряд ли Африка способна тягаться с нами в пиратстве, не говоря уж о балете.

Cпособы защиты от копирования
«Честное использование» вне закона?
Как «исправить» firmware
Интернет-исследование dvd-рынка в россии
Из интервью вице-президента MPA по безопасности Джона Бонета



 
<< Страница 1
Страница 2
Способы защиты от копирования >>


Алена Кухарева
akulina@computerra.ru
 


<< МicroЛаб
Все материалы номера
Лучшие люди >>