Свежий номер №9 (434) / Новости
 
Дата публикации: 11.03.2002

Компьютерра, site@computerra.ru

 
Страница 1
Страница 2 >>

Как здоровье, толстосум?

Прошлогодний экономический кризис сказался на состояниях богатейших людей планеты самым плачевным образом. Традиционный (16-й по счету) список миллиардеров, составляемый журналом «Forbes», укоротился за год на 41 строку и теперь в него входит 497 человек.

Список по-прежнему возглавляет Билл Гейтс с 53 млрд. долларов. За прошедший год его кошелек похудел на 6 миллиардов, однако соперникам пришлось еще хуже. Глава Oracle Ларри Эллисон, в позапрошлом году почти догнавший Гейтса, теперь откатился на пятую позицию (24 миллиарда). 4-е место занял сооснователь Microsoft Пол Аллен - у него 25 миллиардов. На втором месте с 35 миллиардами - Уоррен Баффет: единственный представитель первой пятерки, которому удалось не только не растерять, но и увеличить состояние (на 3 миллиарда).

I

II

IV

V

Занявшие третье место с 27 миллиардами братья Карл и Тео Альбрехты (Karl, Theo Albrecht) - единственные в пятерке не имеют отношения к миру ИТ: они заработали свои капиталы на всемирной сети супермаркетов. Любопытно, что места с 6-го по 10-е (с состояниями от 20,8 до 20,4 миллиарда) заняты родственниками Сэма Уолтона (Sam Walton), основателя империи Wal-Mart.

По оценке «Forbes», у половины людей, вошедших в список миллиардеров, состояние за прошедший год уменьшилось, у 19% осталось неизменным, а у 23% выросло. В среднем «стоимость миллиардера» снизилась с 3,2 до 3,1 млрд. долларов. На каждого из новичков (а их сорок человек) приходится двое выбывших, причем многие из «аутсайдеров» - представители компьютерной индустрии. В их числе Стив Кейс (Steve Case) из AOL, Скотт Мак-Нили (Scott McNealy) из Sun, а также основатели Yahoo! Дэвид Фило (David Filo) и Джерри Ян (Jerry Yang). - Е.З.

Злые вы, уйду я от вас

Комментируя очередные предложения по ограничению бизнес-практик Microsoft, выдвинутые в ходе антимонопольного процесса, исполнительный директор корпорации Стив Балмер (Steve Ballmer, на фото), увлекшись, заявил, что «неприсоединившиеся штаты» требуют выпуска миллионов различных версий операционных систем, что просто похоронит Windows, чьим главным (злые языки утверждают, что единственным) достоинством является унифицированный интерфейс, помноженный на неприхотливость к железу. Чуть позже Балмер назвал более скромную, но не более реальную цифру: чтобы удовлетворить требования штатов, требуется выпустить от 4 до 8 тысяч версий ОС. И Microsoft-де при таком сценарии 1«дешевле уйти с рынка, отозвав все свои операционные системы».

Откровения Балмера вызваны тем, что 9 из 18 штатов, которые выступают истцами в набившем оскомину судебном процессе против Microsoft, не согласны с предложенными условиями перемирия между корпорацией и правительством и считают, что компанию следует прижать посильнее. А именно - заставить Microsoft выпустить «модульную» версию Windows, в которой не было бы Internet Explorer, Media Player и прочих радостей жизни, которые так раздражают производителей аналогичного программного обеспечения (см. «КТ» #433).

Microsoft, между тем, не устает повторять, что удалить тот же IE из Windows нельзя. Или можно, но с колоссальным ущербом для функциональности ОС: уж слишком многое завязано на браузере. Здесь компания вряд ли лукавит: никому еще не удавалось безболезненно удалить IE из операционной системы. Даже профессор Эд Фелтен, демонстрировавший процедуру изъятия браузера из Windows во время одного из судебных заседаний, не удалил весь код IE; мало того, в ходе операции нарушилась функциональность ОС. Надо полагать, в Windows 2000 и XP (а Фелтен «кастрировал» Win9x) браузер интегрирован еще теснее.

Впрочем, речь о прекращении работы над очередными версиями Windows пока не идет (если не считать эмоциональных слов Балмера). Компания попросила отложить очередные слушания на две недели, чтобы лучше подготовиться к ним и собраться с силами. - В.Г.

Стучать по собственному желанию

26 февраля нижняя палата Конгресса США единогласно проголосовала за то, чтобы ужесточить наказания за преступления в сфере высоких технологий.

По законам США ответственность за киберпреступления зависит от величины причиненного ущерба. Однако суды, как правило, ограничиваются штрафами или назначают минимальные сроки тюремного заключения. По мнению законодателей, рост числа вирусных эпидемий и хакерских атак на серверы компаний и правительственных организаций свидетельствует о том, что существующая система наказаний недостаточно эффективна.

Кроме усиления карательных мер, билль содержит созданную специально для Интернет-провайдеров упрощенную схему передачи правоохранительным органам информации о «подозрительной активности» тех или иных пользователей Сети. Текущее законодательство позволяет провайдерам сообщать о какой-либо активности клиентов только в том случае, если «недонесение» ставит под угрозу здоровье или жизнь человека. В иных случаях пользователи имеют право обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного незаконным вмешательством в частную жизнь. Новый законопроект содержит положения, которые защищают провайдеров от подобных исков и предусматривают возмещение затрат, связанных с предоставлением информации властям. Провайдеры также обязаны хранить всю информацию, проходящую через их почтовые серверы и иные службы в течение 90 дней, а отказ в содействии правоохранительным органам будет вести к уголовной ответственности.

Подобные новации, конечно же, вызвали беспокойство у правозащитных организаций. Они считают, что закон создает почву для злоупотреблений со стороны государственных органов, которые смогут оказывать давление на провайдеров, чтобы получать информацию о пользователях без санкции прокурора или решения суда. Как справедливо отметил Джим Демпси (Jim Dempsey) из Center for Democracy and Technology, в законопроекте отсутствуют «противовесы», без которых произвол властей просто неизбежен. Тем не менее, представители Судебной субкомиссии по преступлениям (Judiciary subcommittee on crime, организация, которая внесла билль на рассмотрение 2Конгресса) уверены, что закон будет принят в течение ближайших недель. - Т.Б.

Мобильники четвертого поколения

Немного не успев (или не захотев успеть) с анонсом долгожданных мобильных Pentium 4 на Intel Developer Forum, компания Intel представила новые процессоры несколькими днями позже.

Пока что речь идет о процессорах с тактовой частотой 1,6 и 1,7 ГГц, поставляемых по цене около 400 и 500 долларов соответственно. По большому счету, P4-M не сильно отличается от своих «настольных» собратьев (Northwood): техпроцесс 0,13 мкм, поддержка SSE2, 400-мегагерцовой системной шины, 512 Кбайт кэш-памяти второго уровня на кристалле. Новые чипы используют напряжение питания 1,3 В при работе на стандартной тактовой частоте; 1,2 В, если чип «проваливается» до 1,2 ГГц, и 1 В в состоянии Deeper Sleep. Таким образом, ноутбуки на базе P4-M вроде бы должны работать на аккумуляторах столько же, сколько их аналоги, построенные на базе Pentium III-M. О производительности новых процессоров говорить трудно - в некоторых тестах они превосходят своих предшественников, в некоторых нет.

Более дешевые и менее мощные версии мобильных «четверок» должны появиться уже в апреле. Ожидается, что минимальная тактовая частота P4-M составит 1,4 ГГц. Пока же производители ноутбуков снимают сливки, выпуская на базе P4-M машины, начиненные новейшими и дорогими решениями (средняя цена - около 2,5 тыс. долларов). Правда, Intel предполагает, что в ближайшие несколько месяцев цены заметно снизятся, так что можно ожидать ноутбуков с P4-M ценою меньше тысячи долларов.

Анонсированный вместе с процессорами чипсет i845MP поддерживает DDR SDRAM (первый случай использования этого вида памяти в мобильной платформе), однако больше 512 Мбайт «вынести» не в состоянии. Возможно, из-за этого еще некоторое время будут актуальны ноутбуки, построенные на базе «настольных» процессоров Pentium 4. Правда, у них есть ощутимый недостаток: имея примерно такой же уровень энергопотребления, что и мобильные P4 на максимальной частоте, настольные процессоры не поддерживают технологию SpeedStep, так что даже двукратная разница в цене вряд ли окупит малый срок работы от аккумуляторов.

Извечный соперник Intel компания AMD собирается выпустить в марте свои мобильные чипы, которые, по идее, должны обладать примерно такой же производительностью, что и новые процессоры от Intel. В настоящий момент в активе у AMD Athlon XP 1500+ - чип для портативных компьютеров с реальной тактовой частотой 1,3 ГГц, но сравнимый по производительности с P4 1,5 ГГц. - В.Г.

Холодная «голова» и мокрые руки

Жидкостные системы охлаждения, до сих пор бывшие привилегией лишь суперкомпьютеров да забавой железячников-экспериментаторов, усилиями специалистов компании Hitachi понемногу подбираются к портативным ПК.

Взяв за основу систему охлаждения, используемую на суперкомпьютерах Hitachi, исследователи сконструировали компактный охладитель для ноутбука на процессоре Pentium 4. Главный элемент необычной конструкции - длинная (около метра) тонкая трубка из нержавеющей стали, обвивающая процессорный узел и уходящая к радиатору в дисплейной панели. С помощью установленного под клавиатурой миниатюрного насоса по трубке перекачивается специальный водный раствор, отбирающий излишки тепла у процессора и рассеивающий их возле дисплея. Всего в теплообмене задействовано около 60 грамм жидкости.

Продемонстрированный фирмой Hitachi ноутбук - пока лишь прототип, однако вполне работоспособный. Среди его достоинств - меньший уровень шума и более эффективное охлаждение, нежели при использовании вентилятора. Кроме того, ресурс работы жидкостного охладителя больше, а цена и энергопотребление примерно одинаковы. Вероятно, эти факторы вкупе с необычным дизайном корпуса 3привлекут достаточно покупателей: Hitachi планирует превратить прототип в коммерческий продукт уже к сентябрю этого года, начав продажи сперва на японском рынке. Впрочем, компания также рассчитывает продавать лицензии на оригинальную систему охлаждения сторонним производителям компьютерной техники. - Е.З.

Одвукамень

Наши предки, путешествуя верхом, отлично знали, что в дальнее путешествие удобнее отправляться «одвуконь», то есть одной лошадке поручать нести поклажу, а второй - ездока. Эту нехитрую идею взяли на вооружение японские компании NEC и Matsushita, разрабатывающие новейшие сотовые телефоны для сетей мобильной связи третьего поколения. Поскольку главный «конь» мобильника - микропроцессор, а нагрузка на него в высокоскоростных сетях с возможностью передачи мультимедийной информации возрастает многократно, то было решено распределить тяжкую ношу между двумя чипами.

В рамках новой архитектуры на один процессор (C-CPU) возлагаются собственно коммуникационные задачи, а на другой (A-CPU) - выполнение клиентских приложений, таких как веб-серфинг, кодирование/декодирование аудио/видеоданных и тому подобные функции. С одной стороны, это позволяет выполнять с приемлемой скоростью ресурсоемкие задачи, с другой же - в двухпроцессорной архитектуре упрощается разделение программного обеспечения на коммуникационное и сервисное. Соответственно создавать и отлаживать те и другие приложения можно независимо, что объявлено важнейшим преимуществом платформы, привлекательным для сторонних разработчиков (проблемы корректной работы программного обеспечения весьма остры для 3G-терминалов). Кстати, у компании NEC уже имеется определенный практический опыт в этой области: для японской W-CDMA-сети третьего поколения, развернутой компанией NTT DoCoMo, выпущены двухпроцессорные аппараты N2001 и N2002, в которых в качестве процессора для обработки приложений используется интеловский StrongArm, а роль коммуникационного процессора играет чип линии VR компании NEC.

Стратегический союз Matsushita и NEC был заключен еще в августе прошлого года, а в конце февраля объявлено о завершении разработки базовой двухпроцессорной архитектуры. Разделив лидерство на внутреннем японском рынке мобильных телефонов, Matsushita и NEC разумно решили, что на мировой арене им удастся потеснить таких гигантов, как Nokia и Motorola, лишь действуя согласованно. Для продвижения новой архитектуры в Иокогаме было создано совместное предприятие 3G Mobile Collaboration Office. Лицензия на платформу Matsushita и NEC позволит компаниям, не имеющим своей технологии для изготовления полноценных 3G-телефонов, комбинировать микропроцессоры разных фирм и создавать (или заказывать) под них свое программное обеспечение. Такой подход пришелся по душе многим, и о поддержке японской двухпроцессорной платформы уже заявили Agere Systems, Texas Instruments, Asahi Kasei Microsystems и ROHM. - Б.К.

Морфей прощается с Kazaa

Серьезные проблемы с работоспособностью испытывала в последние дни февраля файлообменная система Morpheus (известная еще и как MusicCity). Децентрализованная пиринговая сеть, помешать функционированию которой теоретически почти невозможно, отказалась впускать пользователей. Программа-клиент Morpheus при попытке входа в сеть выдавала сообщение об ошибке и 4необходимости обновить старую версию программы, но отыскать обновленный клиент на официальном сайте проекта не удавалось, так как никакого апдейта компания StreamCast Networks (которой принадлежит Morpheus) не выпускала. Больше того, StreamCast оказалась непричастной к происходящему.

Как известно, файлообменные системы Kazaa, Morpheus и Grokster построены на одном и том же программном P2P-ядре FastTrack (и сети их связаны между собой), разработанном и лицензируемом компанией Consumer Empowerment. С середины февраля Kazaa начала переход на обновленную, несовместимую со старыми версию технологии FastTrack, выпустив программу-клиент KaZaA Media Desktop v1.5. Какие именно изменения в ней сделали, точно не известно, но по некоторым сведениям, отныне в FastTrack-сетях реализован централизованный контроль: клиент обязан пройти авторизацию на специальных серверах, без чего попасть в обменную сеть невозможно. StreamCast почему-то не получила новой версии программного ядра - и с 26 февраля пользователи Morpheus оказались за бортом. Впрочем, ненадолго: вскоре StreamCast решила проблему радикально, воплотив в жизнь свое старое обещание о поддержке в клиенте Morpheus открытого протокола сетей Gnutella.

Новая версия программы, получившая название Morpheus Preview Edition, построена исключительно на Gnutella, ядро FastTrack из нее удалено. Теперь, если новая Morpheus не утратит популярность, Gnutella станет самой большой децентрализованной сетью планеты, приобретя одним махом около 50 млн. пользователей. - Е.З.


 
Страница 1
Страница 2 >>


Компьютерра
site@computerra.ru
 


<< МикроФишки
Все материалы номера
Воспроизводимое и невоспроизводимое >>