Свежий номер №8 (433) / Мгновение со Станиславом Лемом
 
Дата публикации: 06.03.2002

Виктор Язневич, yaznevich@mail.ru

«Компьютерра» завершила публикацию серии эссе Станислава Лема под общим названием «Мегабитовая бомба» (см. ##395-432). «Мгновение» - так называется следующая книга знаменитого фантаста (Stanislaw Lem. Okamgnienie. - Krakow, Wydawnictwo Literackie, 2000, 161 s.). Вот что говорил сам пан Станислав о ее названии (фрагмент интервью польскому еженедельнику «Wprost», номер от 27.02.2000): «Книга возникла забавным образом. На глаза мне попались так называемые геологические часы Земли; это диаграмма в виде круга (будет помещена и в книге), на которой изображена жизнь на Земле, зародившаяся около пяти миллиардов лет назад, а точнее - 4,8 миллиарда. Род человеческий существует около ста восьмидесяти тысяч лет, а современная техническая цивилизация - сто двадцать лет, что составляет одну сорокамиллионную часть всего круга. На геологических часах она представлена тончайшим сектором». Этот маленький сектор и есть то мгновение, которому посвящена книга.

Ее презентация состоялась в марте 2000 года и вызвала большой интерес у польских читателей, ибо «Мгновение» написано Станиславом Лемом после тринадцатилетнего перерыва. Выходившие в это время в Польше его книги («Милые времена», 1995; «Sex Wars», 1996; «Тайна китайской комнаты», 1996; «Придирки по мелочам», 1997; «Мегабитовая бомба», 1999) были сборниками ранее опубликованных в периодической печати статей, эссе, фельетонов преимущественно на литературные и научно-технические темы, реже - политические. «Мгновение» также представляет собой сборник эссе на различные темы, но они написаны специально для книги и, с одной стороны, являются продолжением ставшей классической, известной русскоязычным читателям «Суммы технологии» (1964) и неизвестных «Диалогов» (написанных в 1954-55 годах и опубликованных в 1957 году; о содержании книги говорит ее полное название: «Диалоги о воскрешении из атомов, теории невозможности, философской пользе людоедства, грусти в пробирке, кибернетическом психоанализе, электрическом переселении душ, обратных связях в эволюции, кибернетической эсхатологии, личности электрических сетей, коварстве электромозгов, вечной жизни в ящике, конструировании гениев, эпилепсии капитализма, машинах для правления, проектировании общественных систем»), а с другой - обобщением написанного ранее и вошедшего (и не вошедшего) в указанные сборники. Последовательность тем, рассмотренных в книге «Мгновение», соответствует их последовательности в «Сумме технологии», при этом треть эссе носит те же названия. Несколько меньше внимания уделено в книге проблемам информационных технологий, что объясняется просто - эта тема подробно проанализирована в сборниках «Тайна китайской комнаты» и «Мегабитовая бомба».

Во введении Станислав Лем пишет: «Мое творчество разделилось на общепрогностическую и научно-фантастическую ветви. Во второй я мог себе позволить даже дерзкую смелость. Однако, как мне кажется на склоне жизни, я думал и действовал под директивной охраной основных законов точных наук, вернее, мне редко приходилось забредать в глухой закоулок. Сейчас настало время сопоставить обе мои эссеистические работы, а именно «Сумму технологии» и «Диалоги», с реальной ситуацией начала XXI века и вырисовывающимися новыми сферами человеческой деятельности и познания. При этом я не намерен выступать в роли всезнающего мудреца, а буду лишь свободным писателем».

Большое место в книге уделено вопросам эволюции жизни на Земле, возможностям вмешательства в нее человека для решения различных задач, в том числе создания искусственного интеллекта и достижения бессмертия. Эссе «Дилеммы» и «Плагиат и созидание» посвящены разработке и применению новых технологий для получения различных материалов с улучшенными или новыми свойствами, в том числе «подсмотренных» у живой природы; «Спор о бессмертии» - об исследованиях, цель которых - достижение людьми бессмертия (точнее - продление жизни), и связанных с этим проблемами; «Глазами конструктора» и «Роботехника» - о положении дел в области создания роботов и роботоподобных устройств, в том числе сравнение их с тем, как это представлялось полвека назад на заре развития кибернетики; «Макрок» (придуманное Станиславом Лемом слово, означающее «макроскопический объект квантовый»), «Интеллект, разум, мудрость», «Парадоксы сознания», «Интеллект - случайность или неизбежность» - об известном и неизвестном в вопросах человеческого сознания и создания искусственного интеллекта; «Рискованная концепция», «Иная эволюция» - о клонировании и генной инженерии; «Проблемы», «Изменения», «Tertio millennio adveniente» (пришествие третьего тысячелетия, лат.) и «Будущее темно» - о состоянии дел и направлениях развития точных наук, в том числе о научном прогнозировании; «Фатальное положение вещей» и «Logorhea» (словесный понос, лат.) - о различных псевдонаучных работах и о муссируемых в средствах массовой информации псевдодостижениях, которые выдают желаемое за действительное, об информационном потопе; «Космические цивилизации», «Статистика космических цивилизаций», «N=R* Fp Ne Fl Fi Fc L» (формула Дрейка - количество техногенных цивилизаций) и «Человек в космосе» - о проблемах, сопутствующих космической экспансии человечества (основной вывод из этих четырех эссе таков: мы сможем освоить планеты Солнечной системы, но заселение и освоение галактики - неправдоподобно).

Вкратце об оформление книги. В интервью польскому изданию журнала «Playboy» (№8/2000) на реплику «На обложке книги «Мгновение» над пустынной лунной поверхностью восходит большая, покрытая облаками Земля. Со стороны этот спектакль наблюдает коренастая человеческая тень. Характерные плечи, лысина, уши… Нет сомнения: это Лем!» пан Станислав отвечает: «Ах, эта Луна меня ужасно разочаровала. Я воспитывался на описаниях Жулавского - «На серебряной планете»: дикие пейзажи, острые вершины, пропасти, обрывы… [Имеется в виду «Лунная трилогия» 1901 года. Есть и русский перевод: Жулавский Е. На серебряной планете. Рукопись с Луны. - М.: Мир, 1969, с предисловием Станислава Лема. - В.Я.] Но оказалось, что нет ни этих вершин, ни скал, вообще ничего нет… Там все сглажено… И от этого некуда деться… Стало ясно, что мы являемся наземными существами и ничего с этим не поделаешь…»

И еще об обложке (из книги «Мир на краю» - «Swiat na krawedzi», Krakow, WL, 2000): «Я хотел, чтобы на обложке моей новой книги «Мгновение» была фотография Земли, видимой с Луны. Зрелище очень волнующее; Земля - единственная голубая планета. Мы скопировали два таких снимка с интернетовской страницы NASA и сделали из них коллаж. Так и мне пригодился Интернет».

В одном из интервью в 1997 году Станислав Лем сказал: «Я не такой уж крайний пессимист, я скорее… «оптисимист», то есть немного оптимист, немного пессимист». И позднее, в статье «Признания оптисимиста» (польский еженедельник «Tygodnik powszechny», 14.03.1999): «Лично я являюсь умеренным пессимистом: назвал себя когда-то «оптисимистом». Считаю, что технологический скелет нашей цивилизации до такой степени прочен, что может выдержать многое, даже большие катастрофы». После прочтения книги «Мгновение» общее впечатление о дальнейшем развитии человеческой цивилизации вполне соответствует тому, как себя называет Станислав Лем, то есть оптисимистическое.

Начиная со следующей недели на страницах «Компьютерра-online» (www.computerra.ru/online/firstpage/bl/lem) будут еженедельно публиковаться главы из книги «Мгновение». Приглашаем на новую встречу с пиСатеЛЕМ.


Виктор Язневич
yaznevich@mail.ru
 


<< Реактивный двигатель Сталина
Все материалы номера
Имя им - легион >>