Свежий номер №6 (431) / Двойной стандарт Дата публикации: 18.02.2002 Дмитрий Гориловский, mitgor@mail.ru Есть в мире компании, которые каждый, нисколько не сомневаясь, назовет знаковыми. Sony - одна из них. Она вписала в историю современных носителей информации компактную кассету (1976), музыкальный компакт-диск (1980, вместе с Philips); 3,5-дюймовая дискета - тоже творение Sony, да и при создании DVD без Sony не обошлось. Конечно, в этих инициативах она была не одинока. Так, большинство ставших привычными стандартов хранения информации на компакт-дисках Sony разработала рука об руку с Philips. В июне 2000 года благодаря усилиями этих двух компаний на свет появился формат компакт-дисков двойной плотности записи - DD-CD. По традиции стандарт неформально назвали «Purple Book».
В начале 1990-х в Sony начали искать замену привычному CD-ROM. Уже тогда были получены первые результаты, на которых и базируется стандарт DD, но некоторое время спустя основным направлением исследований стал DVD. Однако после представления стандарта DVD-ROM в Sony, по-видимому, посчитали, что стандарт обычных компакт-дисков еще не исчерпал себя. Разработчики попытались выжать все возможное из CD-ROM без существенных изменений в процессе производства как носителей, так и приводов. Для начала расстояние между дорожками было уменьшено со стандартных 1,6 мкм до 1,1 мкм (для справки: у DVD расстояние между дорожками составляет 0,74 мкм), размер пита тоже был уменьшен - с 0,833 мкм до 0,623 мкм. Прежний алгоритм восстановления ошибок CIRC был заменен новым - CIRC7. В Sony также заявляют, что новый стандарт предусматривает защиту от копирования, но в чем именно это заключается, мне выяснить не удалось. На этот Новый год я получил в распоряжение интересную вещицу: DD-R/RW-привод Sony CRX200E. Компьютерные старожилы наверняка помнят 5,25-дюймовые флоппи-диски емкостью 720 Кбайт, на которых тоже красовались буквы «DD», означающие удвоенную плотность (Double Density). Так вот, смысл букв «DD» в новом изделии Sony тот же: это привод CD-ROM на 1,3 Гбайт, то есть 2х650 Мбайт. Теперь о самом приводе. CRX-200E обладает не самой громкой скоростной формулой 12х/8х/32х, причем скоростные параметры записи и перезаписи справедливы как для обычных CD-R/RW, так и для DD-R/RW. Несмотря на то, что в приводе не реализована никакая дополнительная технология по предотвращению опустошения буфера при записи, немаленький по нынешним меркам восьмимегабайтный объем последнего призван это исправить. К слову, мне так и не удалось прервать процесс записи на скорости 12х одновременным запуском сразу нескольких тяжелых приложений (Photoshop 6, VC 6, ISO Creator). Далее рассмотрим два возможных варианта - применение стандартных CD-носителей и DD-носителей. Стандартные CD-носители В режиме чтения время произвольного доступа составило 138 мс, что меньше заявленных 150. Скорость чтения тоже стандартна для таких приводов и меняется линейно от 14-кратной в начале диска до 32х в конце. Привод уверенно пишет CD-R-болванки на 12-кратной скорости и перезаписывает CD-RW на 8-кратной. Несмотря на отсутствующую официально возможность overburning’а мне удалось записать на 41 секунду больше на CD-RW-диск Verbatim 700, достигнув емкости в 80:40:01. Таблица 1. Характеристики DD-CD в сравнении с обычными компакт-дисками.
DD-носители Привод записывает DD-R-диски на скорости 12х и перезаписывает DD-RW на 8х, а вот читать DD-RW он может только на 8-кратной скорости, и не больше. Возможно, ситуация изменится к лучшему после выхода новой прошивки микропрограммы. Скорость доступа к записанному мной диску DD-RW тоже не подарок - 238 мс. С программным обеспечением особых проблем не возникало. Привод полностью поддерживается программой Nero Burning Room (единственный замеченный глюк был в CD Speed, когда при тесте чтения с DD-CD-RW график вылез за пределы окна), а вот в Roxio Easy CD Creator полная поддержка была обеспечена лишь в части пакета DirectCD. При этом полное форматирование диска с файловой системой UDF без проверки выполнялось, как и положено, за 20 минут (с проверкой форматирование занимает вдвое больше времени - 40 минут, поскольку, как отмечалось выше, чтение с DD-CD-RW происходит тоже с 8-кратной скоростью). Быстрое же форматирование длится около 19 секунд и заключается только в перезаписи файловой таблицы. Простое стирание диска можно выполнить, например, в Ahead Nero. Таблица 2. Производительность перезаписи DD-CD-RW.
CRX200E, безусловно, заслуживает внимания, хотя в нем и чувствуется сыроватость, которую, надеюсь, Sony исправит с выодом новых версий микропрограммы (firmware). Судя по опубликованным в Интернете прайс-листам, этот привод можно купить в нескольких московских фирмах по цене около 140 долларов. Вероятно, уже к середине года разница в цене на приводы с поддержкой DD и традиционные CD-приводы с одинаковой скоростной формулой не будет превышать 10 процентов. Сам по себе стандарт DDCD, конечно, перспективен. Не только благодаря удвоению объема хранимой информации, но и тому, что производителям приводов не потребуется прилагать значительных усилий для достижения совместимости со стандартом. Однако на мировом и, подавно, на российском рынке носители DD-R/RW пока в дефиците и к тому же весьма недешевы - около 4 долларов за DD-R и 6-8 долларов за DD-RW. Вообще, в данный момент лишь два производителя DD-CD, а именно - Sony и Verbatim, выпускают DD-CD-R/RW. Фирма Philips, принимавшая участие в разработке нового стандарта, пока выжидает и не спешит объявлять свой DD-CD-привод. Таблица 3. Основные заявленные характеристики привода Sony CRX200E.
Помимо явного соперника в лице DVD и стандартов записи на него (DVD-R, DVD-RW, DVD-RAM) на пути Sony встали 90/99/120-минутные компактдиски, а также недавно анонсированная технология ML-дисков (Multi Level, то есть многослойные диски), продвигаемая компаниями TDK, Plextor, Sanyo и Yamaha. В отличие от DD-CD-RW они отважились на более смелый шаг, требующий внесения значительных изменений в процесс производства как приводов, так и носителей, но зато получили емкость носителей в 2,3 Гбайт и теоретическую скорость записи от 32х. Таблица 4. Sony CRX200E - за и против.
Sony, как всегда, идет своим путем, пытаясь навязать рынку собственный стандарт. Но, при всем уважении, к компании, попытка с DD-CD, кажется, обещает быть наименее удачной.
|