Свежий номер №6 (431) / Новости
 
Дата публикации: 15.02.2002

Компьютерра, site@computerra.ru

 
Страница 1
Страница 2 >>

1Прагматизм сильнее гордости

Здоровый рыночный прагматизм явно одержал верх над гордостью руководителей Sun Microsystems. Компания приняла решение о выпуске недорогих серверов общего назначения, основанных на архитектуре x86 и работающих под управлением OC Linux.

В принципе Sun и раньше прощупывала перспективы использования Linux (выпустив, например, версию дистрибутива Red Hat для платформы SPARC [особого интереса пакет не вызвал] и поставляя под маркой Cobalt специализированные Linux-серверы), но не слишком активно. Теперь же курс компании изменился радикально: объявлено о целом ряде инициатив - расширении поддержки Linux в рамках архитектуры Sun.ONE, о выпуске собственного дистрибутива Linux под брэндом Sun, об улучшении совместимости Linux с ПО под ОС Solaris, об увеличении инвестиций в разработку различных версий Linux для платформы SPARC. Уже очевидно, что фирма твердо решила отказаться от декларировавшегося многие годы курса под условным названием «один чип (SPARC) - одна ОС (Solaris)».

Причины тому хорошо известны. За последние месяцы многие крупные компании, такие, к примеру, как онлайновые магазины E*Trade или Amazon, объявили о том, что вынуждены перейти от серверов Sun к более дешевым машинам на базе Intel и ОС Linux. По свидетельству Amazon, это позволило лишь за один квартал сэкономить около 17 млн. долларов. Подобной калькуляцией занимаются сейчас не только обнищавшие дот-комы, но и далеко не бедные инвестиционные корпорации и банки Уолл-стрита. Так, о переходе с Sun/Solaris на компьютеры Intel/Linux недавно объявил Morgan Stanley. Поэтому вполне можно понять поступившееся гордостью руководство Sun Microsystems (на фото CEO компании Скотт Макнили[Scott McNealy]), которое из-за оттока клиентуры было вынуждено предложить то, что ищет покупатель.

Но самое любопытное не это. На протяжении последних лет восхождение ОС Linux рассматривалось как отвоевывание позиций у серверных операционных систем семейства Windows. Теперь же выясняется, что доля Linux на рынке возрастает не за счет Windows, а за счет дорогих проприетарных версий Unix. Согласно прогнозу компании IDC, в этом году Linux будет устанавливаться на 32% серверов (против 27% в 2001 году). Доля Windows, в свою 2очередь, увеличится с 41% в 2001 году до 47%. Что же касается Unix, то прогнозы сулят ей падение с 14% в прошлом году до 10% в нынешнем. - Б.К.

Кому вершки, а кому корешки

Бизнес под зонтиком государственного протекционизма весьма загадочен. С одной стороны, компания Motorola продолжает нести на своих плечах финансовые тяготы банкротства спутниковой системы мобильной связи Iridium. Не далее как в январе федеральный суд США постановил, что Motorola обязана выплатить банку Chase Manhattan 365 млн. долларов в счет погашения 800-миллионной ссуды, взятой когда-то «Иридиумом». Причем это лишь первый из, по меньшей мере, четырех аналогичных процессов, коими грозят корпорации потерявшие деньги инвесторы и акционеры.

С другой же стороны, никто в этих разборках ни словом не вспоминает живую и здоровую компанию Iridium Satellite, новые владельцы которой умудрились купить 5-миллиардное хозяйство из спутников, наземных станций и недвижимости за смехотворные 25 млн. долларов (то есть за полпроцента реальной стоимости), полностью уйдя при этом от какой-либо ответственности за долги прежнего руководства. Практически при том же самом количестве абонентов, представленных, главным образом, Министерством обороны США, новый Iridium не только не разоряется, но и запускает новые спутники. К шестидесяти шести действующим и семи резервным аппаратам, уже находящимся на орбите, планируется добавить еще семь резервных (пять из них уже запущены в космос 11 февраля ракетой Boeing Delta II [на фото]). Если при этом учесть, что цены на услуги нового Iridium примерно в десять раз меньше, чем у старого, то следует лишь подивиться редкостным бизнес-талантам нынешнего руководства компании. Но секрет столь поразительного благополучия останется, похоже, самой большой тайной «Иридиума». - Б.К.

DVD на помойку

Как известно, DVD-плейеры побили все рекорды скорости распространения на рынке бытовой электроники. Публика приняла их на редкость охотно и быстро, а для достижения критичной ценовой планки в сотню долларов за аппарат понадобилось всего четыре года. Для сравнения, видеомагнитофоны шли к этому рубежу почти тридцать лет. И хотя для российского рынка подобные цены пока не характерны, в США китайские DVD-плейеры Oritron или Apex уже можно купить за 70-80 долларов. Конечно, такие аппараты заметно уступают в надежности более дорогой продукции известных брэндов, тем не менее, в США проигрыватели фирмы Apex уверенно держатся по продажам на втором месте, уступая лишь плейерам Sony. Когда семья принимает решение купить еще один DVD-плейер (например, ребенку в детскую), то наиболее существенным фактором при выборе модели обычно становится цена, а не солидность фирмы-изготовителя.

Поскольку рыночная стоимость фильмов на DVD составляет 20-40 долларов, понемногу складывается ситуация, чем-то напоминающая удивительное несоответствие в ценах некоторых струйных принтеров и фирменных картриджей с чернилами. Несколько американских компаний сейчас пытаются сыграть на этом ценовом дисбалансе и разрабатывают технологию «одноразовых DVD-дисков». Суть идеи чрезвычайно проста - продавать фильмы в пять-десять раз дешевле, но на таких дисках, которые можно смотреть лишь два-три дня, после чего они становятся негодны к употреблению. Достигается это с помощью специального полимерного покрытия диска, при извлечении из защитного пакета теряющего прозрачность в течение заранее установленного срока. Подобную технологию пытаются сейчас продвигать фирмы SpectraDisc и FlexPlay, полагая, что это гораздо привлекательнее, чем прокат фильмов c необходимоcтью возврата диска. Однако опыт внедрения аналогичной по замыслу технологии Divx фирмы Circuit City (см. «КТ» #304) показал, что покупатели неохотно воспринимают подобные идеи. - Б.К.

Пир во время чумы

3Прошедший год стал тяжелым испытанием для производителей сотовых телефонов, большинство из которых понесло серьезные убытки. Впрочем, согласно результатам последних исследований, проведенных агентствами Strategy Analytics и Gartner Dataquest, две компании не только сумели избежать потерь, но и закончили год с весьма приличными результатами.

Так, удержавшая лидерство Nokia увеличила свою рыночную долю до 36% (с 31% в 2000 году). Другим везунчиком, что для многих стало неожиданностью, оказалась фирма Samsung, захватившая 7% рынка (в 2000-м ей принадлежало лишь 5%). Если Nokia обязана успехами прежде всего гибкой ценовой политике (компания заметно снизила цены на часть своей продукции), то Samsung оказалась в выигрыше во многом благодаря тому, что удачно сфокусировала внимание на телефонах класса high-end, отличающихся изысканным дизайном и богатой функциональностью.

Рыночная доля Ericsson, реорганизовывавшей свой бизнес, за минувший год снизилась с 10 до 7%; Motorola (по-прежнему занимает второе место, вслед за Nokia) и Siemens остались примерно на своих позициях. - Е.З.

Беззащитная Австралия

7 февраля Австралийская комиссия по конкуренции и потреблению (Australian Competition and Consumer Commission - ACCC) выступила в федеральном суде на стороне государства в деле против компании Sony Computer Entertainment Australia.

Эксперты ACCC считают, что выпуск продуктов, защищенных технологией регионального кодирования (чаще всего она применяется в DVD-видеодисках и проигрывателях), которая делает невозможным использование изделий, произведенных для других стран, наносит ущерб австралийским потребителям. Речь идет об играх для приставки Sony PlayStation 2, которые в Австралии (отнесенной Sony к европейской зоне) зачастую продаются вдвое дороже, чем в США или Японии (а новинки появляются в продаже гораздо позднее). Если же купить игровой диск за границей (в другой региональной зоне), то на консоли, продаваемой в Австралии, он работать не будет. Эксперты полагают, что такая практика представляет собой типичный пример недобросовестного бизнеса.

Если суд вынесет решение, запрещающее Sony использовать региональное кодирование в австралийских продуктах, это может повлиять и на другие крупные компании, в том числе производящие DVD-диски и плейеры. Кроме того, это дело имеет международное значение и может вообще поставить под вопрос законность применения технологий Regional Playback Control (RPC).

Sony же старается доказать, что действует в рамках австралийского законодательства, и пытается не только сохранить свое право использовать RPC, но и добиться законодательного запрещения производства и использования MOD-чипов, которые австралийцы сейчас используют для обхода региональной защиты в игровых консолях PlayStation 2. MOD-чипы представляют собой несложные микроконтроллеры, в перепрограммируемую память которых с помощью простейших технических средств вносится программа, блокирующая RPC-функции. Такие чипы устанавливаются (обычно кустарно) на основную плату консоли. Стоимость микросхемы варьируется в пределах 50-70 американских долларов, примерно столько же стоит ее установка. Если учесть еще и то, что при вскрытии приставки теряется фирменная гарантия, а в случае какой-нибудь ошибки консоль может выйти из строя, - легко понять, как велико желание австралийцев получить легальную «всерегионную» приставку.

Решение суда должно быть принято в самое ближайшее время, и, возможно, австралийские «беззащитные» PlayStation 2 станут у игроков столь же желанным продуктом, как у киноманов - китайские DVD-проигрыватели без региональной защиты. - Т.Б.

«Потрясающий» иск

11 февраля калифорнийская компания Immersion обратилась в окружной суд Лос-Анджелеса с исковым заявлением, в котором корпорации Microsoft и Sony обвиняются в незаконном использовании запатентованных разработок Immersion при производстве контроллеров с обратной связью для игровых консолей Xbox и PlayStation 2.

Представитель Immersion Патрик Рэйтенс (Patrick Reutens) сообщил, что компания в течение полугода пыталась уговорить Sony и Microsoft добровольно возместить ей ущерб и упущенную выгоду. Однако ни та ни другая не захотели уладить дело полюбовно.

Если Immersion выиграет иск, это, во-первых, поможет ей поправить финансовое положение, а во-вторых, привлечет новых клиентов и инвесторов. В случае же поражения фирме грозит встречный иск о возмещении ущерба, причиненного репутации обеих корпораций, что означает верное банкротство.

Интересно, что технология force feedback применяется не только в электронных играх (что, как оказалось, небезопасно для здоровья - см. «КТ» #430), но и в медицинских приборах нового поколения. Согласно информации, размещенной на сайте Immersion, за время существования компании (с 1999 года) ее разработки лицензировали пять крупных производителей медицинского оборудования (правда, фирма до сих пор не может похвастаться хоть какой-то прибылью). - Т.Б.

Это слово не задушишь, не убьешь

Власти штата Нью-Йорк выступили с судебным иском против известной компании Network Associates (NAI), специализирующейся на ПО компьютерной безопасности - антивирусах, межсетевых экранах и тому подобных продуктах. Поводом для конфликта стали беспрецедентно жесткие условия лицензионного соглашения, согласно которому пользователям программ NAI запрещается публично критиковать продукт, не получив на то письменного согласия фирмы. Более того, условия лицензии запрещают журналистам публиковать без разрешения даже результаты сравнительных тестов программ NAI и их конкурентов.

Столь одиозные требования компании к своим клиентам названы в судебном иске «невозможными к соблюдению, беззаконными и нечестными». Юристы NAI, в свою очередь, заявили, что не видят ничего противозаконного в том, какие именно условия пользования продуктом оговаривают между собой продавец и покупатель. Благо покупка продукта - дело добровольное. Но тут же, правда, делают оговорку, что Network Associates еще никогда не преследовала клиентов за нарушение этих условий контракта. На сей счет, надо сказать, прокуратура располагает иными сведениями. В частности, как сообщил прокурору главный редактор журнала «Network World», в 1999 году NAI, используя вышеупомянутый пункт лицензионного соглашения, пыталась воспрепятствовать публикации на страницах издания критического обзора ее программы-файрволла Gauntlet. В «Network World» не вняли угрозе и опубликовали статью как есть, а поднимать шум NAI не решилась.

За посягательство на свободу слова фирме Network Associates грозит символический штраф в размере 2 тыс. долларов. Впрочем, главная цель судебного разбирательства, по заявлению прокуратуры, предупредить все остальные софтверные фирмы, поскольку известно и о других 4попытках включать в условия лицензии аналогичного рода запреты. - Б.К.

Мульти-оскар

В объявленном 12 февраля списке номинантов на премию «Оскар» впервые появилась категория «лучший анимационный персонаж». Американская киноакадемия, славящаяся своей консервативностью, не добавляла новых номинаций вот уже двадцать лет. Для включения мультипликационного персонажа в число возможных претендентов на «Оскар» были выработаны строгие правила. Прежде всего мультфильм, как и прочие номинанты, должен быть выпущен в течение календарного года, демонстрироваться в округе Лос-Анджелес не менее семи дней (это некая предварительная гарантия качества), иметь продолжительность по меньшей мере 70 минут; кроме того, подавляющее большинство героев должно быть анимационными, а собственно анимация занимать не менее 75% от общего времени картины.

Поскольку при окончательном выборе кандидатов на премию должно быть предложено три разных варианта, то из девяти полнометражных мультфильмов, предварительно представленных на «Оскар», американская киноакадемия отобрала «Шрек» компании DreamWorks, «Корпорация Монстры» от Walt Disney и «Джимми Нейтрон, мальчик-гений» компании Paramount. Примечательно, что два первых фильма целиком изготовлены с помощью компьютерных технологий.

Абсолютным лидером по количеству номинаций в этом году стала картина Питера Джексона «Властелин колец», номинированная в этом году в тринадцати категориях, в том числе и как лучший фильм года. Церемония объявления и награждения победителей состоится 25 марта в Лос-Анджелесе. - Б.К., Т.Б.

Игрища и торжище

Компании NPDFunworld и NPDTechworld опубликовали список самых продаваемых игр 2001 года для ПК, КПК и приставок.

Среди продуктов для персональных компьютеров самыми коммерчески успешными оказались The Sims от Electronic Arts (EA), Roller Coaster Tycoon от Infogrames и Harry Potter & The Sorcerer’s Stone (EA). Первые три места в чарте консольных и КПК-игр заняли Grand Theft Auto 3 (Rockstar Games/Take Two), Madden NFL 2002 (EA) и Pokemon Crystal (Nintendo). Ну а цифры таковы: с момента своего выхода игры Grand Theft Auto 3 и The Sims были проданы тиражом в 2 млн. и 2,6 млн. экземпляров соответственно. - Н.Д.

Телефоны к бою

5Популярность игр для мобильных телефонов привела к резкому росту числа операторов, предоставляющих подобного рода развлечения в виде отдельно оплачиваемых сервисов. Однако дальше традиционных аркадно-логических программ, которые можно закачать на свой телефон с WAP-сайта, дело обычно не идет.

Восполнить этот досадный пробел взялись две небольшие компании - шведская It’s Alive и датская Wireless Factory. Их творение BotFighters представляет собой облегченный вариант походовой ролевой игры, участник которой может выбрать модель виртуального робота, оснастить его различными лазерами и ракетами, после чего стравить своего «воспитанника» с аналогичным роботом другого «мобильного» игрока. Но сражаться можно лишь при условии, что владельцы телефонов находятся недалеко друг от друга - это, по мнению разработчиков, делает процесс куда более занимательным (BotFighters использует технологию, которая позволяет определить координаты мобильного телефона в сети GSM).

Игровой сервер BotFighters позволяет игроку не только находить противника, но и получать для своего робота специальные задания-миссии, основанные, разумеется, на бесконечных битвах. Последние состоят из множества фаз, каждая из которых обходится играющему в 20 центов. Побежденный робот не умирает, а лишь требует виртуальной подзарядки собственных батарей, что, однако, стоит вполне реальных денег.

Кстати, о деньгах. В Стокгольме работает таксист, известный в Сети под псевдонимом Taxi31, который проводит за игрой в BotFighters все свободное время. «Он ненормальный, - полагает исполнительный директор компании It’s Alive Свен Хеллинг (Sven Helling). - У этого парня в такси целых четыре телефона! Он как-то признался, что отъехал от города на 30 километров только для того, чтобы найти соперника. А его счета, кстати, достигли 4 тысяч долларов».

Новая забава уже привлекла в Швеции и Финляндии более 7 тысяч пользователей и скоро будет доступна жителям Ирландии. В дальнейшем It’s Alive и Wireless Factory надеются запустить подобные игры и в США. - Н.Д.

Властелин колец

Компания Essential Reality завершила трехлетнюю разработку высокотехнологичной электронной перчатки P5, при помощи которой можно управлять компьютером одним лишь движением руки. Такие устройства создавались и ранее (например, выпущенная Nintendo в 1989 году киберперчатка была продана в количестве 1,6 млн. экземпляров), но они не могли похвастаться ни удобством использования, ни эргономичностью, ни малым весом, к тому же создавали массу проблем гигиенического характера. А вот P5 имеет не только большее число степеней свободы, но и подходит для рук любого размера: датчики крепятся на пальцах тонкими кольцами, а снимаемая с них информация по гибким невесомым проводам поступает в «рабочую зону» перчатки, расположенную на тыльной стороне ладони. Таким образом удалось избежать сплошной, «варежкообразной», конструкции.

Новый продукт предназначен в основном для игр, где, по мнению представителей Essential Reality, его преимущество перед клавиатурой и мышью будет особенно заметно. Заявлено, что киберперчатка совместима со многими популярными играми: стоит упомянуть хотя бы Black & White, «божественная рука» в которой, пожалуй, как нельзя лучше подходит именно для P5. Признавая исключительную важность игровой индустрии для своей компании, вице-президент Essential Reality Дэвид Девор (David Devor), тем не менее, видит массу других областей применения разработки: «С помощью перчатки вы можете не только играть, но и работать в программах трехмерной анимации и проектирования. P5 также может оказаться чрезвычайно полезной для врачей, военных и ученых».

P5 подключается к компьютеру через USB-порт и на сегодня работает только с ОС Windows, однако в дальнейшем ожидается поддержка платформ Mac OS, Linux, PlayStation 2 и Xbox. В продажу устройство поступит в течение 2002 года по цене от 130 до 150 долларов в 6зависимости от комплектации ее разнообразными играми. - Н.Д.

Конформист

Исследовательское подразделение IBM разработало прототип оригинального многофункционального устройства Meta Pad, которое может использоваться и как настольный компьютер, и как ноутбук, и как КПК.

Концепция новинки довольно проста. В корпус размером с кошелек помещены только самые необходимые элементы - процессор, чипсет, оперативная память, жесткий диск и коммуникационный порт. Этот блок может быть помещен в настольный ПК, ноутбук, наладонник или носимый компьютер. Таким образом, владелец Meta Pad получает практически одинаковую функциональность независимо от того, каким компьютером (то есть набором средств ввода-вывода информации) он пользуется. Для переноса Meta Pad из одного устройства-оболочки в другое даже не требуется перезагрузка. Соответственно, многие сегодняшние проблемы владельцев КПК - необходимость синхронизации данных с персональным компьютером и относительно малая вычислительная мощность наладонников - решаются сами собой.

Прототип Meta Pad весом 250 грамм построен на базе процессора Transmeta Crusoe 5800 800 МГц, снабжен 10-гигабайтным жестким диском и 128 Мбайт RAM. Работает он под управлением Microsoft Windows XP. Из специального программного обеспечения, установленного по умолчанию, следует отметить виртуальную клавиатуру, средства распознавания рукописного текста и пакет распознавания речи ViaVoice.

Впрочем, до появления этого «хамелеона» на прилавках может пройти довольно много времени: пока что IBM не планирует сама делать Meta Pad, а рассматривает разработку как технологическую платформу для лицензирования сторонним производителям. Понятно также, что современный ноутбук или КПК вряд ли подойдут на роль «оболочки» для Meta Pad, поэтому Голубой гигант сейчас работает и над соответствующими моделями компьютеров. - В.Г.


 
Страница 1
Страница 2 >>


Компьютерра
site@computerra.ru
 


<< МикроФишки
Все материалы номера
О прозе, жизни и прозе жизни >>