Свежий номер №5 (430) / Я Linux бы выучил только за то…
 
Дата публикации: 12.02.2002

Михаил Попов, mpopov@computerra.ru

Лучший «Comdex» - это «CES». - Растет или падает? - Годовые итоги: все могло быть хуже. - Пилоты в тумане. - Переключая каналы. - Linux от мала до велика. - На радость конкурентам. - Бытиен ли Netscape?

С выставкой «Consumer Electronics Show» в этом году случилась прелюбопытная история. Она превратилась в «Comdex»! Нет, конечно, не совсем в настоящий «Comdex», там все-таки показывали видеомагнитофоны и всякую музыку для автомобилей. Но нельзя отрицать, что «CES» в последние несколько лет все больше становилась выставкой компьютерного железа и софта, приспособленного для потребительских нужд. И в этом году, похоже, окончательно ею стала: конвергенция, о необходимости которой кто только ни твердил, наконец свершилась.

Компьютерные гиганты закрепляются на потребительском рынке, который хоть и набит под завязку, но зато неуклонно расширяется. А про сомнительные перспективы роста компьютерного и вместе с ним полупроводникового рынка кто только в январе ни говорил - и McKinsey, и «ИнфоБизнес». Негатив уравновешивался оптимистическими прогнозами Metagroup и J.P.Morgan. А Энди Гроув (председатель совета директоров Intel) сравнил развитие сегодняшнего компьютерного рынка с машиностроением сотню лет назад. Тогда тоже все немножко падало после семилетнего непрерывного подъема, зато потом как начало расти… так и растет до наших дней.

Объявления квартальных и годовых результатов, случившиеся в прошлом месяце, подкрепляли скорее вторую, нежели первую теорию. Dell сообщила, что у нее все хорошо настолько, насколько это вообще возможно в нашу трудную пору. Microsoft показала хоть в три раза меньшую, чем в прошлом году, но все-таки прибыль. У Compaq дела тоже идут на поправку, и шли бы еще быстрее, если б ей не мешала Dell. Несмотря на годовые убытки, в четвертом квартале компания получила прибыль. Остались с прибылью Apple и Intel, причем первая слегка недовыполнила предсказания аналитиков, а вторая немножко перевыполнила. И самым решительным образом выступила IBM, заработавшая в прошлом году, как оказалось, доллар тридцать на акцию (ранее речь шла о центах). Если это глубокий кризис отрасли, то каким же должен быть ее подъем? И у кого этот подъем будет больше, если будет вообще? На эти вопросы нет готового ответа даже у самых дальновидных аналитиков, а разнообразие мнений дает богатую почву для дискуссий.

Например о будущем компании Palm. Палмофилы в растерянности: не все в восторге от нового i705 (особенно от его цены), а с переходом на новое «железо» и новую ОС (см. новость «Пятерка») - полная неясность. Похоже, компания тщательно скрывает даже ближайшие планы, в том числе и от самой себя. Познав эту слабость конкурента, Microsoft занимается переманиванием разработчиков, суля в качестве главного пряника посвящение в свои ближайшие планы относительно PocketPC. Побудительным мотивом к творчеству пока выступает отсутствие на рынке нормального гибрида телефон-PDA. Может быть, им станет Treo, который в январе выпустила Handspring. У Sony также появилась парочка новых карманных Clie с инфракрасным портом повышенной мощности. Теперь наладонник можно (ура новаторам!) использовать в качестве пульта ДУ для телевизора. (О том, что устройство на Palm OS замечательно превращается в пульт с помощью массы программок, я вам не говорил - это секрет. Зайдите на Palmgear.com с ключевым словом remote и убедитесь сами.)

Очевидно, что скромного набора операционных систем для карманных устройств - Palm OS, Windows CE, Symbian и увядшей GEOS - недостаточно для сатисфакции разработчиков, которые не прекращают попыток затащить в карман еще и Linux (Sharp, например, выпустила модель Zaurus SL-5500 с выдвижной клавиатурой и красивыми кнопочками). Оппоненты утверждают, что Linux, напротив, система для суперкомпьютеров и мэйнфреймов, и доказывают свои слова делами - как IBM, выпустившая новый шкафчик zSeries исключительно с Linux-содержанием. Умеренные считают, что место Linux - где-то посередине между карманом и мэйнфреймом. И те, и другие, и третьи встречаются на «Linux Expo», где почти единодушно восхваляют систему и сообщают друг другу разные приятные новости о том, что все на Linux переходят: то Credit Suisse First Boston перейдет, то E*Trade… А Карли Фиорина (CEO Hewlett-Packard) заверила, что когда Compaq и HP наконец станут одной семьей, то будут любить детку Linux вдвое сильнее. Неосторожными словами она могла навлечь на невинную систему гнев потомков Хьюлетта и Паккарда, протестующих против объединения. С двумя основными тезисами которых спорить трудно: во-первых, еще ни одно крупное объединение в хайтеке не было успешным, а во-вторых, конкуренты что-то не бегут жаловаться в антимонопольный комитет, а, напротив, всячески показывают свое одобрение сделки. Как-то это подозрительно.

Бедность января на технологические новости привела к тому, что обозреватели и аналитики, очистив за новогодние праздники свои умы от рутины, принялись составлять совершенно фантастические теории. Например, журнал «Business 2.0» пишет, что единственный на сегодня резон существования Netscape - чтобы компании AOL было за что судить Microsoft. Что содержит в себе определенный логический парадокс. Ибо, утверждая бытийность Microsoft Internet Explorer и небытийность Netscape Communicator, автор подсознательно выходит на уровень аллегорического сравнения с добром и злом, из которых первое бытийно, а второе - нет. Допустим, Communicator - зло, которое возгордилось и за это было свергнуто с десктопа, чтобы вечно служить поводом для уязвления добра, то есть Microsoft. Но тогда, выходит, зло существовало раньше добра. Путаница какая-то получается…


Михаил Попов (фотография) Михаил Попов
mpopov@computerra.ru
 


<< Орден
Все материалы номера
Сами виноваты >>