Свежий номер №4 (429) / Сусанин-Онлайн Дата публикации: 05.02.2002 Сергей Леонов, sleo@computerra.ru
- И о чем ты его спросил? История эта началась в конце прошлого года с сообщения компании «Вымпелком» о том, что с 3 декабря 2001 года сеть «Билайн GSM» предоставляет пакет услуг «Блиц-GSM». Абонентам предлагалось приобрести новую SIM-карту, которая обеспечивает появление в телефоне дополнительного меню «Билайн», а в нем - некоторого набора сервисов, о которых и пойдет речь. С технической стороны предлагаемая компанией SIM-карта реализует технологию SIM Application Toolkit, добавленную в спецификацию стандарта GSM начиная с версии 11.14 и поддерживается мобильными аппаратами GSM Phase 2+. Вдаваться в подробности не буду, отмечу лишь, что изменения коснулись не самой структуры SIM-карты, а интерфейса между нею и мобильным устройством, в результате чего карта из «пассивной» превратилась в «активную» - теперь не только мобильное устройство может обращаться к карте с запросами, но и наоборот. А именно: SIM-карта может информировать мобильное устройство о том, что у нее есть некоторая информация, которую нужно передать, или команды, которые нужно выполнить, - в частности, отобразить текст на дисплее, отправит ьSMS, позвонить по номеру, записанному на карте, и т. п. В результате операторы сотовой связи получили возможность предлагать услуги, не требующие от пользователя утомительной подготовки данных (как, например, для отправки SMS с запросом) и не зависящие от модели телефона. Выглядит это следующим образом: после установки в аппарат карты в основном меню телефона появляется пункт, содержащий «дерево» услуг, предоставляемых оператором: позвонить, отправить сообщение, передать данные посредством GPRS и т. п. Кого интересуют подробности - сходите, например, на www.mobilesimtoolkit.com. Отмечу, кстати, что мой телефонный аппарат Siemens SL45 со свежей версией фирменного ПО при активной работе с такой SIM-картой начал давать сбои, чего с обычными SIM-картами не наблюдалось. Впрочем, это скорее проблема именно программного обеспечения аппарата. Как описанное выглядит в версии от «Билайн», вы можете увидеть на снимках с экрана моего телефона.
Итак, вот что мы имеем (привожу русскую версию - мой аппарат поддерживает русский язык). Можно видеть, что большинство этих сервисов уже давно существуют в сети «Билайн», но без «Справочника абонента» пользоваться ими утомительно. Данная технология позволяет не запоминать номера телефонов, по которым надо звонить или отправлять SMS, и коды, которые требуется вводить, а заменяет все простым выбором пункта меню. Но есть и кое-что новенькое - сервис «Адрес». Для пользования им абоненту не нужно набирать коды станций метро - текущее положение телефона определяется сетью. Сведений о том, как это реализовано технически, у меня нет. Возможно, координаты определяются привязкой аппарата к одной конкретной базовой станции (БС), коих в Москве несколько сотен, или же (хочется верить, но скорее всего это не так) расчетно по соотношению мощностей сигнала, получаемого несколькими ближайшими БС от аппарата либо аппаратом от них. Впрочем, предсказать пути распространения радиоволн в мегаполисе - задача непосильная. Для начала я решил побродить по уже известным сервисам, тем более что они мне в новинку - я пользуюсь услугами другого оператора. «Праздники» удивили. На запрос, отправленный 28 декабря, был дан ответ, что ближайшим российским праздником является «День работников прокуратуры» - 11 января. Погодите, а Новый год разве отменили? Зато из запроса от 30 января я впервые в жизни узнал о таком российском празднике, как «День рождения транспортной авиации» - 9 февраля. Хорошее справочное руководство для тех, кто хочет выпить, но не знает за что. «Афоризмы» порадовали. «Быть верным тому, кого не любишь, значит изменять самому себе» - Константин Мелихан. «Смерть - еще не доказательство того, что ты жил» - Станислав Ежи Лец. Очень к месту для молодежной аудитории, на которую ориентированы сервисы. «Анекдоты» разочаровали. «Проигравший в заезде жокей подходит к своей лошади. Лошадь, колотя копытом в грудь, произносит: «Ну не шмагла я, не шмагла!» Такое впечатление, что, во избежание нарушения авторских прав на нормальные анекдоты, создатели сервиса отобрали образцы «народного творчества», являющиеся слегка переделанными «бородатыми» творениями жанра 80-х годов прошлого века. «Управление услугами» удовлетворило. Телефон выполняет звонок, остается только выслушать «спасибо» от автоответчика и положить трубку. Потом, правда, приходит SMS с просьбой позвонить по указанному номеру для подтверждения и выслушать «спасибо» еще раз, а после подтверждения - второе SMS, информирующее о результате. Сервис «Адрес» заинтриговал. Первые тесты показали его работоспособность в принципе, но для честной оценки я решил набрать статистики по городу. В качестве подопытного кролика был выбран пункт «АЗС бензин» (автозаправок на улицах Москвы едва ли меньше, чем проституток, да и тема эта мне ближе). В зоне действия одной БС указанных объектов (заправок, а не проституток) должно быть как минимум несколько, в отличие, к примеру, от казино, что теоретически позволяет (даже при неполной базе по АЗС) оценить точность определения сетью местоположения аппарата. Итак, представляю участников эксперимента: автомобиль «Москвич 2141», телефон Siemens SL45 с подзарядкой от бортсети и SIM-картой «Блиц-GSM», ноутбук с питанием от бортсети, два подробных атласа Москвы и, наконец, ваш покорный слуга в качестве пилота, штурмана и оператора ЭВМ одновременно. Задача была поставлена следующим образом. Предположим, водитель не знает Москву, топлива в баке осталось на несколько километров, но случайно имеется сотовый телефон с SIM-картой от «Би». Допустим, водитель, как истинный новичок или приезжий, старается по возможности держаться крупных магистралей, бумажной карты не имеет, но вывески на домах и дорожные указатели читать умеет. В каждой экспериментальной точке запрос к службе «Адрес» производится независимо от наличия в пределах видимости АЗС, и только потом осматриваются окрестности. Если конкретную улицу нельзя найти по указателям, движение продолжается в направлении на усмотрение водителя, в соответствии с его интуицией, подсказывающей, как добраться до ближайшей АЗС. Задавать вопросы прохожим, а тем более другим водителям, равно как и работникам ДПС, запрещено (дышать в трубочку - можно). Чтобы эксперимент не мешал процессу создания другими участниками движения знаменитых московских «пробок», проводился он в ночное время. Пояснять результаты не буду - они сведены в таблицу. Отмечу лишь несколько моментов. В пунктах 15, 18, 21, и 39 имеет место явный сбой сервиса - я запрашивал АЗС, а не погоду. Учитывая вдобавок длительное ожидание ответа в центре города, можно предположить, что сеть перегружена, но не в два же часа ночи… Для пунктов 24 и 28 указанные сервисом АЗС действительно оказались ближайшими, но по кратчайшему пути проехать было невозможно. В пункте 2 телефон сбойнул. После повторного включения был отправлен новый запрос, который дал другой результат - впрочем, еще хуже первого. В п. 18 указанная сервисом АЗС была практически в пределах видимости, однако ближе оказалась все же другая. Итого, из 46 запросов хороший и удовлетворительный ответ был получен едва на десяток. А единственной точкой, в которой водителю первой попалась на глаза именно указанная «Би» АЗС (фото на заставке), стала ул. Малая Черкизовская. Внимательные читатели, надеюсь, уже заметили, что на соседнем с заправкой здании располагается антенна, похожая на БС, однако спешу их разочаровать: эта антенна не относится к «Билайн-GSM», что удалось понять по индикатору уровня сигнала. Ближайшая БС «Билайна» расположена в районе Преображенской площади, причем имеется еще одна АЗС той же сети «ТНК», находящаяся значительно ближе к БС, но в противоположном направлении. Из чего я могу сделать робкое предположение, что для определения местоположения аппарата используется информация о том, какой из направленных элементов антенны БС «видит» телефон. Напоследок отмечу, что разовый запрос услуги «Адрес» оплачивается абонентом так же, как и любое исходящее SMS-сообщение (например, в тарифном плане «Комфорт GSM» это 6 центов без НДС и НСП), а суммарная стоимость моих экспериментов вчетверо превысила цену подробного атласа Москвы с указанием всех АЗС. Если еще учесть «процент попадания», то картина получается и вовсе печальная. Впрочем, без ошибок не бывает успехов, и в данном случае «Вымпелкому» можно пожелать лишь не останавливаться на достигнутом, а заодно сказать спасибо за возможность проведения подобных экспериментов.
|