Свежий номер №3 (428) / Новости Дата публикации: 25.01.2002 Компьютерра, site@computerra.ru
Компания Fountainhead Entertainment (www.fountainheadent.com) выпустила в свет «тотальную конверсию» небезызвестной игры Quake III: Arena под названием Sidrial. В этом факте не было бы ничего примечательного (переделки хитов - общее место в игровой индустрии), если бы не один любопытный момент: «снимаемый» той же самой компанией полнометражный machinima-фильм также носит имя Sidrial. Machinima-фильмы, в отличие от своих голливудских родственников, не требуют в производстве огромных бюджетов и позволяют «делать» полноценное кино на обычном ПК. Для этого требуется лишь какая-нибудь игра с качественной трехмерной графикой (в данном случае это Quake III: Arena) и специальное, зачастую бесплатное, ПО для ее (игры) модификации. А поскольку разница в производительности между домашними ПК и специализированными графическими станциями неуклонно сходит на нет, то в недалеком будущем нас, возможно, ждет настоящий бум machinima-кино. Именно успех или провал этих картин определит возможность создания «малой кровью» проектов вроде прогремевшего недавно Final Fantasy: The Spirits Within. Любопытно еще и то, что основатель Fountainhead Entertainment - не кто иная, как Катрин Анна Кэнг (Katherine Anna Kang), супруга легендарного Джона Кармака (John Carmack) - «отца» id Software и автора всей игровой серии Quake. Одним словом, чета Кармаков решила семейным подрядом «копнуть» многообещающее месторождение. Причем сам гуру трехмерных игр, коему вторят высокопоставленные сотрудники Nvidia, утверждает, что Sidrial стал первым представителем machinima, вобравшим в себя самые передовые графические наработки игровой анимации. Несомненно, идея machinima-фильмов пока что находится в начальной стадии развития, так что Sidrial-конверсия может стать лакмусовой бумажкой для определения потенциала технологии в целом. - Н.Д. Истинные ценности Компания MindArk завершает работу над уникальной многопользовательской компьютерной игрой Project Entropia. Принадлежащая к классу MMORPG (многопользовательских ролевых игр) Entropia будет чем-то похожа на процветающие ныне EverQuest и Asheron’s Call: десятки тысяч участников смогут взаимодействовать в рамках единого игрового поля, представляющего собой выдуманный мир будущего. Однако главное отличие от существующих игр - в настоящей экономической системе игры. Все взаиморасчеты между персонажами Entropia будут производиться с помощью виртуальной валюты, названной PED (Project Entropia Dollar). Участие в игре бесплатно, но чтобы заполучить на свой счет PED, пользователям придется заплатить настоящие деньги - обменяв их на игровую валюту через сервер проекта. Курс $1=10 PED планируется поддерживать постоянным. Решив закончить игру, участник сможет получить свои деньги обратно - обменяв PED на доллары и переведя их на кредитную карту.
Столь оригинальным способом создатели надеются привлечь большее, чем у конкурентов, число участников, - сама программа-клиент бесплатна (за участие во всех других популярных MMORPG-играх приходится платить). Окупить проект компания в основном рассчитывает продажей игрокам необходимых виртуальных принадлежностей - пищи, оружия и т. п. Как и в реальном мире, в Entropia все стареет - купленная одежда будет изнашиваться, оружие ломаться, а пища портиться, заставляя игроков тратить деньги снова и снова. Помимо этого, здесь будут казино, аукционы и другие инструменты извлечения денег из карманов клиентов. Конечно, в процессе игры PED можно и заработать, но, по всей видимости, это окажется непростой задачей - ведь проект должен приносить доход прежде всего организаторам. Запуск Project Entropia намечен на второй квартал нынешнего года. - Е.З. Обменяли Хулиганов на Луисов Корваланов? Завершена разработка скандально известной игры Hooligans: Storm Over Europe (www.hooligans-thegame.com), в которой игроку предстоит принести панъевропейскую славу своей карманной банде хулиганов, прибегая к торговле наркотиками и алкоголем, насилию над мирными жителями (массовые убийства - рядовой «прием»),сражаясь с противоборствующими бандами виртуального соперника, а также устраивая традиционные потасовки футбольных фанатов (см. «КТ» #412).
Примечательно, что эту игру отказались издавать буквально все западные публикаторы, до полок магазинов она добралась лишь в «предельно демократичной» Голландии и «тихоне» Бельгии. А вот в России, по нашим сведениям, за право ее публикации идет форменная битва между двумя крупными московскими издательствами. Оно и понятно: немалые денежки сотен тысяч фанатов «Спартака» и ЦСКА набатом стучат в горячих сердцах отечественных издателей, так что желающие приобщиться могут начинать запасаться красными шарфами. - Н.Д. Момент истины Американская компания SAS Institute разработала программу Text Miner, которая может определить, когда человек лжет, анализируя написанные им тексты. Понятно, что точность такого рода анализа может варьировать весьма значительно, однако создатели пакета утверждают, что их детище почти всегда способно отличить откровенную ложь и найти сомнительные моменты - если автор текста что-то недоговаривает, пытаясь обойти неприятную для себя тему. Учитывая, что основное предназначение программы - первичный анализ резюме и автобиографий, огромное количество которых приходится обрабатывать работникам кадровых агентств, думается, что такой функциональности вполне достаточно. Принцип действия Text Miner довольно прост: программа отслеживает изменения в стилистике корреспондента и отмечает явно выделяющиеся из общего фона участки. В базе данных пакета находится множество образцов «правдивого изложения», и если сомнительный фрагмент не похож ни на одну «правду», с которой программа знакома, делается вывод о том, что автор или лжет, или - что чаще - недоговаривает. Впрочем, обычно программа все же оставляет решение за человеком - ее дело только указать на отрывки текста, которые написаны иначе, чем остальное. Кроме обработки писем и резюме Text Miner может быть использован для проверки противоречащих друг другу свидетельских показаний. Правда, вряд ли его выводы будут иметь хоть какое-то значение для суда - скорее это вспомогательный инструмент, который подскажет сыщикам, на кого из свидетелей стоит «поднажать». - В.Г. Раз-два-три-четыре-пять В прошлом году эксперты по безопасности обратили внимание на резко участившиеся случаи сканирования порта 12345 на подключенных к Сети компьютерах. Сканирование TCP-портов в Интернете частенько производят хакеры в поисках незащищенных систем. Как правило, большинство портов бывает «закрыто» - и если на компьютере открыт для прослушивания какой-то нестандартный порт, то виной тому вполне может оказаться троянская утилита, ждущая ценных указаний из «командного пункта». Однако оказалось, что в этот раз погулять вышла не очередная хакерская программка, а антивирус от компании Trend Micro, использовавший этот порт для собственных нужд. Конечно, существует множество программ, которым необходимо прослушивать те или иные порты (собственно, ни одна из программ, хоть как-то связанных с Интернетом, без этого обойтись не может). Пикантность ситуации в том, что порт 12345 чуть ли не первый, который приходит в голову начинающему хакеру и используется по умолчанию распространенным трояном NetBus. С учетом того, что в августе в пакете Trend Micro OfficeScan были обнаружены дыры, позволяющие хакеру получить доступ к некоторым ресурсам компьютера (и в частности, деинсталлировать сам OfficeScan), ситуация вообще выглядит двусмысленно. Вероятно, именно эта особенность OfficeScan и стала одной из причин роста популярности порта 12345 в определенных кругах. Справедливости ради надо сказать, что все обнаруженные прорехи в безопасности пакета к октябрю 2001 года были закрыты, но поскольку загружать обновления пользователи почему-то не любят, можно предположить, что в настоящий момент все еще функционирует немало незащищенных копий OfficeScan. В самой компании говорят, что никаких жалоб на попытки взлома от пользователей не поступало, но, тем не менее, последняя версия антивирусного пакета переключилась на другой порт. От греха подальше. - В.Г. Дурная наследственность AOL продолжают преследовать неприятности. Вслед за опасной недоработкой в программе мгновенного обмена сообщениями AIM, найденной участниками хакерской группы w00w00 (см. «КТ» ##426, 427), в другом принадлежащем компании IM-клиенте, ICQ, была обнаружена аналогичная ошибка. На сей раз открытие сделал американский студент, изучавший встроенные в ICQ функции приглашения к голосовому или видеочату, а также к сетевым играм. Как оказалось, некорректно сформированным пакетом, активирующим эту функцию, можно вызвать переполнение буфера - с последующим зависанием атакованного компьютера либо исполнением на нем троянского кода. Ошибке подвержены версии программы для MS Windows 2000, 2001a и ранние билды 2001b. Недоработка в ICQ очень похожа на ту, что была обнаружена в AIM, однако более опасна. В случае с AIM пакет, сформированный хакером, обязательно пересылался через сервер, что позволило решить проблему лишь изменением серверного программного обеспечения. Дыру в ICQ можно задействовать, посылая пакет напрямую клиенту и минуя центральные серверы. Поэтому единственным надежным методом ее лечения остается замена клиента на 2001b build 3659 или выше. В настоящее время ICQ насчитывает больше 125 млн. пользователей. В свете всех этих фактов отношение AOL к обнаруженной проблеме просто удивляет: компания ограничилась коррекцией серверного ПО (дабы несколько уменьшить риск) и малозаметным сообщением на сайте ICQ. - Е.З. Конный софт
На участие в играх претендовало больше полусотни программ, однако к его началу их осталось 46, поскольку ради «спортивности» состязания организаторы поставили довольно жесткие условия отбора. К турниру, в частности, допускались только оригинальные программы (никаких клонов), представленные самими авторами или их доверенными лицами. Наиболее широко в списке участников представлены Германия и США (по 10 программ), Голландия (6), Италия и Испания (по 3 программы). География остальных участников весьма разнообразна: от Польши, Дании и Норвегии до Израиля, Чили и Новой Зеландии. Наша держава, увы, несмотря на обилие гениальных шахматистов и программистов, осталась в стороне. Поскольку в CCT4 участвуют практически все сильнейшие на планете программы - DeepFritz, DeepJunior, DeepShredder, - турнир без натяжек можно назвать неофициальным чемпионатом мира среди компьютерных шахматистов. Напомним, что сильнейшей пока считается германско-голландская программа DeepFritz, в прошлом году одержавшая верх над израильской DeepJunior. На октябрь прошлого года в Бахрейне планировалась также встреча между DeepFritz и нынешним чемпионом мира Владимиром Крамником (см. «КТ» #407), но из-за осложнения политической ситуации на Ближнем Востоке ее пришлось отложить. CCT4 должен закончиться 27 января, так что к моменту выхода журнала победитель уже станет известен. Краткую нотацию Иду на взлет Громкий успех Segway, детища Дина Кеймена (см. «КТ» #424), заставил зашевелиться и других изобретателей персональных транспортных средств. Небольшая американская компания Millennium Jet объявила об успешном проведении первых летных испытаний SoloTrek XFV - миниатюрного вертолета оригинальной конструкции (см. «КТ» #367). Собственно полетом это назвать трудно: машина оторвалась от земли и 20 секунд висела в воздухе на полуметровой высоте (вдобавок на всякий пожарный случай привязанная тросом, «чтобы случайно не улетела»; см. фото). Тем не менее, изобретатель аппарата и глава Millennium Jet Майкл Мошье (Michael Moshier) уверен, что SoloTrek ждет счастливое будущее. Разработка ведется с 1996 года, но до выхода на рынок еще довольно далеко. По оценке Мошье (скорее всего чересчур оптимистичной), для этого требуется еще пара лет и около 10 млн. долларов. Сегодня в числе спонсоров проекта - NASA и Министерство обороны США, которые помимо финансовой оказывают и техническую помощь. Соответственно и первыми покупателями аппарата должны стать государственные учреждения: пожарные, спасательные службы и, конечно, армия. Обыденным средством передвижения SoloTrek, скорее всего, не станет: по словам разработчиков, его цена превысит стоимость дорогого спортивного автомобиля. Вес аппарата около 170 кг, грузоподъемность 125 кг, максимальная скорость примерно 130 км/час. По расчетам, сорока литров керосина должно хватать на 220 км полета на тридцатиметровой высоте. - Е.З. Потеряться все труднее В прошлом году Федеральная комиссия по связи США в самой категоричной форме потребовала, чтобы все американские компании мобильной связи реализовали в своих сетях и сотовых телефонах технологию определения местоположения абонента. Эта услуга, расширяющая возможности службы спасения 911, получила название E-911 (от enhanced) и в первую очередь предназначена для правоохранительных органов и персонала скорой помощи, поскольку помогает быстро отыскать нуждающихся в помощи людей, не способных внятно сообщить по телефону, где они находятся. В принципе властями мыслилось, что функции местоопределения требуются лишь для служб спасения и полиции. Однако разработчики компании Qualcomm, создав для сотовой связи соответствующее программно-аппаратное обеспечение, резонно решили, что и самим владельцам телефонов вовсе не помешает сервис, позволяющий быстро узнать свои координаты в пространстве. А потому SnapTrack, дочерняя фирма Qualcomm, разработала новое ПО SnapSmart для созданной здесь же ранее технологии gpsOne (она относится к категории assisted GPS: позиция абонента определяется на основе комбинации данных, принятых со спутников GPS и базовых станций сотовой сети). Программа SnapSmart может отправлять информацию о местоположении, полученную с помощью аппаратуры gpsOne, непосредственно на телефон, КПК или любое другое устройство беспроводной связи, с которого пришел запрос. При этом в отличие от обычных GPS-клиентов определение координат возможно и внутри помещений. Коммерческое применение нового сервиса - дело будущего, поскольку пока что очень мало сотовых телефонов имеет встроенную поддержку функций местоопределения. Компанией Qualcomm к настоящему времени выпущен соответствующий чипсет для поддержки gpsOne лишь в сетях стандарта CDMA, однако уже анонсировано и мультирежимное семейство микросхем MSM6xxx для основных стандартов: GSM, CDMA2000 и WCDMA. По оценкам американских экспертов, около 95% всех мобильных телефонов будут оборудованы технологией E-911 к 2005 году. - Б.К. Это кто там говорит? Три крупные британские компании сотовой связи - BT Cellnet, Vodafone и Orange - начали предоставлять своим абонентам довольно необычный сервис - беседы в SMS-формате с «программой искусственного интеллекта» под названием Natter Chatter, что можно перевести как «ворчун-болтун». Программное обеспечение для поддержания чатов, имитирующих разговор с реальным человеком, разработала небольшая английская компания Link77. На ее же серверах осуществляется поддержка сервиса для местных операторов мобильной телефонии, но, поскольку программой уже заинтересовались за границей, готовятся и экспортные варианты исполнения. Для ирландской компании Eircell перенос технологии планируется осуществить за несколько недель, поскольку нет языкового барьера, а вот для голландских и бельгийских заказчиков сейчас вовсю работают переводчики. Темы, на которые способна беседовать программа, варьируются по свидетельству разработчиков достаточно широко, но в характеристиках, даваемых авторами своей программе, наблюдаются расхождения. Это в первую очередь касается такой популярной темы, как эротика. Так, в сообщении для прессы подчеркивается одно из важных достоинств Natter Chatter под условным названием «защита от дурака». Программа якобы специально настроена на уход от непристойных разговоров. Так, если подвыпившим подросткам захочется развлечься с программой болтовней о сексе, та деликатно, но настойчиво переведет тему разговора, скажем, на футбол… Но с другой стороны, если на сайте компании Link77 зайти в соответствующий раздел, то выяснится, что «Nata Chata» здесь - это сервис для взрослых, представленный «длинноногой Ларой», которая «поговорит с тобой обо всем, о чем ты захочешь». Причем сразу предупреждается, что порою Лара может быть «очень неприличной». Короче говоря, бизнес есть бизнес.- Б.К. Проверка связи Отсутствие достоверных данных о влиянии излучения сотовых телефонов на головной мозг человека подвигло австралийских исследователей на необычный эксперимент. В течение нескольких месяцев образцы клеток мозга будут подвергаться регулярному (четыре сеанса общей длительностью до часа в день) воздействию радиоизлучения, схожего по интенсивности и частоте с тем, что генерируют мобильные телефоны. Опыт продлится полгода, после чего ученые намерены еще несколько месяцев наблюдать за изменениями, которые произойдут в клетках. Результаты планируется опубликовать к концу 2002 года. Таким способом исследователи надеются проверить собственную же гипотезу, высказанную летом прошлого года (см. «КТ» #402): о том, что клетка, подвергающаяся частому воздействию радиоизлучения, вырабатывает избыточное количество так Связаны одной цепью Ученые из американского исследовательского центра Национальные лаборатории Сандиа изготовили самую маленькую в мире «велосипедную» цепь. Новинка - тоньше человеческого волоса (расстояния между центрами соседних звеньев около 50 мкм), Инженеры собираются использовать новинку для приведения в действие микромашин, чтобы сэкономить на количестве необходимых двигателей или вынести двигатель за пределы устройства. - Г.А.
|