Свежий номер №3 (428) / Призраки и перемещения
 
Дата публикации: 28.01.2002

Денис Викторов, dvict@ibusiness.ru

Корпоративный потребитель информационных технологий в России начал меняться. Его так долго упрекали в том, что он не созрел, не готов осмысленно ставить задачи и воспринимать услуги, а также цены на них, что когда-то перелом должен был наступить. Заказчик возмужал, заматерел и на хорошем профессиональном языке начал требовать обещанных благ.

Не сказать чтобы российские проектные компании невозмутимо встретили изменения на рынке. В течение прошлого года один из ведущих игроков, TopS, прибавив к названию BI («business integrator»), не только перекраивал имидж, но и активно менялся изнутри. Сегодня системный интегратор - вовсе не универсальный электромонтер, начинающий с прокладки структурированных кабельных сетей и заканчивающий инсталляцией ERP-систем. Скорее - компания, способная решать задачи информатизации в терминах экономики и бизнес-процессов. Вот почему переустройством занимались и в «АйТи», и в холдинге РБК, всеми силами стремящемся сменить унаследованный образ держателя портала rbc.ru на роль крупной проектной и консалтинговой компании.

В этом смысле решение IBS диверсифицировать свой бизнес и провести внутреннюю реорганизацию выглядит уж совсем естественным. Генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий признал: компания подошла к рубежу, «когда требуется по-новому взглянуть на то, чем мы занимаемся, как с точки зрения собственных возможностей, так и с точки зрения изменяющихся потребностей российских предприятий». Глядеть по-новому будут, судя по всему, и новые назначенцы. Заместитель генерального директора по корпоративному развитию Сергей Меркулов отвечает теперь за развитие бизнеса, маркетинг и продажи. А вот вице-президентом компании, ответственным за диверсификацию бизнеса, выстраивание стратегических отношений с клиентами, разработку и продвижение комплексных программ сотрудничества, назначен Илья Пономарев, ранее возглавлявший компанию Arrava IMC.

Считается, что IBS теперь вплотную займется любимыми Пономаревым темами. В частности, решениями класса eGovernment («электронное правительство»). Но в отличие от TopS BI, где постоянно и очень разборчиво повторяют: мы не работаем с государством как заказчиком, это наша принципиальная позиция, - IBS с федеральными структурами работает давно и плотно, и в любом случае опыт Пономарева, у которого за плечами кроме Arrava еще и Schlumberger с «Юкосом», пригодится. Наконец, некоторые аналитики утверждали, что Arrava сама по себе чуть ли не рассыпается. Мы в отличие от таких спецов, видимо, ежедневно листающих бухгалтерскую документацию компании, такими данными не располагаем. Но по всем внешним признакам Пономарев встретил новое назначение с оптимизмом.

А вот звучащие на рынке призывы и лозунги вызваны скорее пессимизмом. Ну, положим, призывы исходили вовсе не от рынка ИТ, а от операторов рынка туристического - у них там «зреет недоумение и недовольство политикой правительства по принимаемым законам», да такое, что специалисты по анатолийским и прочим чистеньким пляжам начали разработку открытого письма Президенту. А вот истинные причины, заставившие председателя совета директоров холдинга eHouse и вообще известного человека Анатолия Шкреда сформулировать базовые принципы «Манифеста Сети», пока остаются за кадром.

Все мы прямо сейчас наблюдем процесс становления очередной поп-звезды. По крайней мере в масштабах рынка ИТ и прилегающих территорий. До недавнего времени экстравагантность Шкреда оставалась достоянием узкого круга. Однако когда в конце прошлого года он начал массовую рассылку Интернет-листовок, исполненных на драматическом черном фоне, знающие люди сразу отметили: это только начало. В общем, желающие могут присоединиться к ширящемуся движению российских неолибертарианцев на www.shkred.ru. Остальным же остается только хитро подмигнуть и напомнить о «декларации независимости» Джона Перри Барлоу. Призрак свободы все еще ходит по Сети.

Кстати, в силу каких-то необъяснимых причин, о независимости начинают говорить именно в пору кризисов. Российский офис исследовательской компании IDC с прискорбием известил: в регионе EMEA по-прежнему отсутствует спрос в корпоративном секторе продаж ПК. Правда, IDC отмечает, что все это происходит на фоне отчасти компенсирующего ситуацию роста в сегменте малого и среднего бизнеса. И все же: по предварительным данным в IV квартале 2001 года объемы продаж ПК в Европе, на Ближнем Востоке и Африке снизились на 5,1%.

«Корпоративные закупки сдерживались сокращением бюджетов и мерами экономии, в соответствии с которыми многие компании отложили обновление компьютеров, как настольных, так и портативных, до 2002 г.». Вопрос только в том, на сколько отложили. Можно ведь - и до 31 декабря! Наконец, анализы, взятые IDC, показывают, что конъюнктура складывается не в пользу Intel: «в результате смещения рынка в сторону компьютеров для малых и средних предприятий и массового пользователя, AMD продолжает отвоевывать долю рынка». Что до пятерки лидеров, то здесь все как и ожидалось: Compaq, Dell, Fujitsu-Siemens, Hewlett-Packard и IBM - с довольно скромными результатами.

Российский рынок, правда, демонстрировал в прошлом году положительную динамику, но и у нас поговаривают: в этом году производителям и поставщикам ПК стоит скорее ориентироваться на частного и условно частного («корпоративная розница») потребителя. Если так, то последний вправе рассчитывать на маркетинговые программы, призы, подарки, сувениры. А главное - на разумные цены.

Поправка. В прошлом выпуске Business@Rus в результате технической ошибки при корректуре произошло искажение авторского текста. В третьей колонке следует читать: «Вслед за Avaya, первым зарубежным участником, в «СИРИУС» (ассоциация системной интеграции и разработки информационных и управляющих систем) вступила группа Verysell».


Денис Викторов
dvict@ibusiness.ru
 


<< Интернет без спама: утопия или реальность?
Все материалы номера
Рождественские сказки? >>