Свежий номер №2 (427) / Работка для доктора Ди
 
Дата публикации: 23.01.2002

Преподобный Михаил Ваннах,

Ведают посвященные: ежели в фэнтези, хорроре или ином каком ужастике нет артефакта магического, по преимуществу зеркала, лондонским алхимиком, некромантом и тауматургом доктором Джоном Ди сотворенного, - то слаб сочинитель в делах эзотерических. Не стоит на его книжицу времени тратить. Лучше журнал с пользой для себя перелистать.

Проблема преподавания информатики не сходят со страниц «Компьютерры». После многого, что на эту тему было сказано, представляется полезным рассмотреть ее в несколько ином ракурсе, а именно со стороны образования математического. Абстрагируемся от того, как обстоят дела в конкретных российских школах образца 2002 года, и посмотрим на те перспективы, которое открывает знание математики в наше время, и те приемы, которые позволят этого знания достичь.

В пользе знания математики сомневаться трудно. В простейшем случае, оно существенно повышает шансы на трудоустройство в развитых странах. Не слишком жирный кусок, право, но все же и не самый плохой.

В более широком смысле математика дает уникальные возможности для тренировки абстрактного мышления и применения его к решению самых разнообразных проблем. О пользе математической подготовки не раз говаривали мои знакомые бизнесмены. И не из вегетарианского компьютерного бизнеса, а из куда более людоедских отраслей, вроде полулегального экспорта цветных металлов. Так что с удивлением читал тут в «Письмоносце» сетования бывшего математика на деление многочленов и отсутствие вытекающей из оного практической пользы.

Польза-то тут есть, но опосредованная - тренировка ума, оттачивание его на оселке головоломных задач. Ну зачем бы, иначе, математикой интересовались аристократы Века Просвещения. Восхитительны математические беседы, которые на страницах «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого, ведут герцог Веласкес и пленительная Ребекка. Люди, которые по своему имущественному и социальному положению никак уж не могут извлекать из математики практической выгоды, отнюдь не пренебрегают ею.

А Ян Потоцкий знал в этом толк. Польский аристократ. Писавший на французском, сам был не чужд наук и, по слухам, чернокнижия. Застрелился он, во всяком случае, серебряной пулей.

Воспользуюсь случае, чтобы рекомендовать читателям этот роман двухвековой давности, который не уступит ни по интриге, ни по насыщенности философскими проблемами, лучшим страницам Эко. Отмечу, что математика вместе с астрономией, которой также уделяют немалое время герои Потоцкого, служит и великолепнейшей основой мировоззрения. Формирует целостную картину мира. А наличие таковой дает человеку изрядные преимущества в жизни. И не только при спокойных штудиях за письменным столом, но и в критические моменты, когда решается вопрос «кто кого».

А по большому счету от того, насколько в современной цивилизации будет хорошо решена задача математического образования, зависит, сможет ли она реализовать гигантский технологический потенциал современных компьютерных технологий. А это, возможно, определит, будет ли привычный нам мир развиваться дальше, или, вслед за великими цивилизациями древности, рухнет в пропасть.

И здесь самое время вспомнить о докторе Ди. Английский алхимик, астролог и математик доктор Джон Ди (John Dee, 1527-1608) прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Он был придворным астрологом королевы Марии Тюдор, подвергался преследованию как маг, под руководством алхимиков Праги овладевал мастерством создания големов, составлял гороскопы при дворе Елизаветы I.

Казалась бы биография, достойная членства в одной из современных Межпланетных академий черной магии, карточной ворожбы и уличного попрошайничества. Но вот неувязка. У Ди были дружеские отношения с выдающимся мореплавателем и превосходным поэтом сэром Сидни. Его советов просили навигаторы, уводившие свои корабли в Новый свет и к берегам Китая.

Роль доктора Ди истории Великих географических открытий не меньше роли любого из мореплавателей.

А еще доктор Ди первым перевел на английский работы Эвклида. И сегодня историки признают его человеком, вызвавшим из царства мертвых не чью-то тень, но полноценный, не уступающий античному, ИНТЕРЕС К МАТЕМАТИКЕ.

Добивался этого Ди разнообразными средствами. Слухи о его магических зеркалах связаны с представлениями, которые доктор давал и в Англии, и во время турне по Европе. Эдакий Дэвид Копперфильд елизаветинской эпохи.

Но Ди ведь еще был и популяризатором науки. Театральными средствами, с помощью изобретенных им машин он ставил пьесы, героями которых были не люди с их мелкими страстишками, но само Мироздание. Конечно, в соответствии с тогдашней «научной картиной мира». Но это было таинственно и чудесно. И с глобусом, астролябией и Посохом Иакова 1 Ди творил настоящие чудеса, пролагая пути мореходам к славе и богатству.

Вскоре интересоваться математикой стало хорошим тоном.

Так может и в наше время что-то в массовой культуре вернет МАССОВЫЙ интерес к математике. И современные конкистадоры, добавив знания к пришедшим на смену старинным угломерным приспособлениям компьютерным технологиям, откроют новые источники неисчерпаемых богатств и поразительных чудес. Так, как когда-то сделали это те, кто учился у доктора Ди.

[i42733]


1 (обратно к тексту) - Старинный угломерный инструмент.


Преподобный Михаил Ваннах

 


<< Lotus Notes: миф и реальность
Все материалы номера
АрхиМедиа >>