Свежий номер №37 (414) / О школьной сантехнике и не только Дата публикации: 28.09.2001 Максим Отставнов, maksim@otstavnov.com
Нам рассказали об одном из пилотных проектов в рамках программы: корпорация Sun Microsystems (www.sun.ru) безвозмездно передала, а компания REDLAB поставила Тамбовскому государственному техническому университету сервер Sun Enterprise 250, два сервера Sun Ultra 10 1 и двадцать один терминал Sun Ray. На этой аппаратной базе будут созданы три семитерминальных класса: один в университете и два в сельских школах области. Факт чрезвычайно любопытный на фоне информации о том, как осуществляются поставки компьютеров в сельские школы в настоящее время (безальтернативная закупка Wintel-решений), и промелькнувших недавно в прессе сведений, что министр образования России Владимир Филиппов заявил: «При создании единой информационной образовательной среды в России будут использоваться операционные системы „Майкрософт“» 2. Разумеется, проект резко отличается от ситуации с поставками Wintel-учебных мест: Sun тратит собственные средства, а адепты Microsoft, благодаря политике Минобразования, ставят гораздо более обширный эксперимент на средства государственные (наши с вами). Тем не менее, факт проведения «пилота» отраден и, как говорится, внушает сдержанный оптимизм. Аргументируя в пользу предлагаемого ими решения, Сергей Тарасов (Sun Microsystems СНГ) и Руслан Смелянский (REDLAB) придерживались традиционной линии идеологии «тонкого клиента», очередной раз обратив наше внимание на легкость централизованного администрирования сетей с тонкими клиентами, на возможность централизованного апгрейда на серверной стороне, а значит, долгой эксплуатации клиентского оборудования и на другие источники экономии, раскрываемые «тонкоклиентской» моделью. В полном соответствии с той же идеологией основным инструментом был объявлен браузер (между строк читалось: и Java-машина). В ходе пилотного проекта планируется задействовать уже существующие Web-ресурсы с содержанием преимущественно учебного характера, такие как www.informika.ru, starx.web.ur.ru, www.filin.hut.ru, archaeology.ru, kulichki.com/travel, baikal.net/ecoinfo, www.cofe.ru/avia, www.physicon.ru, а также разрабатывать новые. Базой для сравнения и объектом критики при этом традиционно выступала модель, названная докладчиками «PC» (или «писюковой», по изящному выражению Тарасова), в которой легко угадываются «решения Microsoft». Столь же традиционно докладчики умолчали о том, что использование любой стандартной ОС на PC-оборудовании (бездисковая рабочая станция с удаленным администрированием, X-терминал) тоже позволяет реализовать эту идеологию и решает большую часть свойственных «писюкам» проблем, и о том, что завидную живучесть и низкую стоимость владения демонстрируют и «персонально-компьютерные» решения от Apple. Сильной стороной решения от Sun, таким образом, остаются а) конструктивное исполнение терминала, лишенного движущихся частей (и, соответственно, сводящего к минимуму накладные расходы на обслуживание), и б) его комплексный характер (клиентское и серверное ПО от одного поставщика). Остается понять, оправдывают ли эти преимущества цену решения. По информации, приводимой Sun, цена оборудования, поставленного в рамках проекта, превышает 60 тыс. долларов, что составляет более 2,5 тысячи за рабочее место (без учета стоимости коммуникаций) 3. Следует, конечно, иметь в виду, что в цену заложено обеспечение вычислительной мощностью не только собственно учебного процесса, но и процессов разработки контента и программного обеспечения - не случайно проект предусматривает тесное сотрудничество высшей и средней школы, и полная загрузка того же Sun Enterprise 250 позволит, по данным Sun Microsystems СНГ, снизить цену поставки одного места приблизительно до тысячи долларов (клиент и необходимая ему серверная вычислительная мощность). Беспроблемность проблемной темы Ввиду того, что пресс-конференция была посвящена первому этапу ФЦП в целом, а не только «сантехническому» проекту, вполне естественно, что и вопросы организаторам и участникам задавались соответствующие. Прежде всего, я поинтересовался официальной позицией Министерства по поводу нарушений законодательства в ходе пресловутого тендера (напомню, что при проведении открытого конкурса на поставку аппаратно-программных средств для нужд сельских школ в технические условия была заложена безальтернативная поставка MS Windows и MS Office, что исключило из числа субпоставщиков отечественных разработчиков и поставщиков системного софта и софта общего назначения и привело к тому, что около 5 млн. долларов государственных средств было заплачено буквально «за воздух»). Начальник управления информационных технологий в образовании Александр Поляков, открыв пресс-конференцию и выступив, впоследствии как-то незаметно исчез сначала из президиума, а потом и из зала, поэтому ответить взялся его заместитель Дмитрий Куракин. По Куракину, министерство продолжает считать условия конкурса соответствующими Кроме того, Куракин ссылался на необходимость обеспечить «единство образовательной сети» как на мотив заказа MS Windows, что прозвучало несколько странно в контексте «солярной» тематики пресс-конференции и с учетом того, что ранее Куракин работал в органах Госстандарта и, вроде бы, правильный ответ на вопрос о том, как обеспечить единство и совместимость, должен знать наизусть. В кулуарном общении Куракин показался мне очень интеллигентным и готовым к диалогу человеком, и я надеюсь, что такой диалог пойдет. Может быть, отсутствием на сессии вопросов-ответов его более агрессивного начальника объясняется и то, что, в отличие от предыдущих встреч с прессой, более эксплицитными и конструктивными были и реплики со стороны ответственных за научное обеспечение программы. Директор ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» проф. Александр Тихонов, который в прошлый раз 5 вместе с Поляковым занял глухую оборону и отказался отвечать на вопросы журналистов по существу, нынче объяснил, чем именно он недоволен в действиях прессы по освещению конфликта. Фокус - на контенте По Тихонову, основной пафос программы «Развитие единой образовательной информационной среды» - в признании необходимости разработки адекватного учебного контента, а вовсе не в поставках оборудования и ПО 6, и он крайне недоволен, что пресса уделяет так много внимания последнему и практически игнорирует первое - вопросы контента. В ответной реплике я полностью солидаризовался с профессором в том, что контент важнее, однако заметил, что плохо понятно, как «брать» этот контент без стандартизации, и что те миллионы долларов, которые улетают в Редмонд, вполне могли бы пойти на разработку и программного обеспечения, и контента. Тихонов, в свою очередь, сказал, что полностью согласен с этими словами 7, на чем обмен репликами (не назову это дискуссией), к которому с явным интересам прислушивались как коллеги-журналисты, так и фигуранты мероприятия, в основном завершился. Мораль «первого порядка», которую я извлек из визита в Минобразования, заключается в том, что никакого табу на использование «безоконных технологий» в части софта и использование конфигураций, отличных от персональных компьютеров, в части оборудования, в системе школьного образования на сегодня нет. Эпизод с упоминавшимся тендером, безусловно, не случаен (см. цитированное выше заявление г-на министра), однако в министерстве есть и другие тенденции. Полагаю, все, кто видит перспективу применения своих разработок в этой области (например, упомянутый МГИУ со своим «Горынычем», Раменская гимназия и др.), могут, опираясь на этот проект как на прецедент, добиваться того же «пилотного» статуса в рамках той же программы. Возможны и новые инициативы (российские сборщики давно доросли до разработки и заказа собственных «мамок», и я не думаю, что за пределами возможностей отрасли разработать и кинуть на линию свое решение, подобное Sun Ray, например, на основе x86 с Linux или той же Solaris в ее Intel-инкарнации). Те, кто это сделает, могут рассчитывать на нашу поддержку в смысле обеспечения прозрачности и справедливости условий проведения «пилотов» и оценки их результатов. Я не знаю, на кого обижаться тем, кто этого не сделает. Мораль «второго порядка»: наши усилия и усилия наших коллег, настойчиво привлекающих внимание общественности к обстоятельствам контрактации под школьную информатизацию 8, не пропадают даром и объективно работают на диверсификацию и развитие в этой области, на интересы экономики страны, отрасли и, в конечном счете, на интересы учителей и учеников. Это приятно, но и налагает на нас определенную ответственность. Мы не оставим эту тему. [i41418] 1 (обратно к тексту) - Всегда думал, что это рабочая станция. 2 (обратно к тексту) - Г-н министр был заявлен как докладчик, но на мероприятии не появился. 3 (обратно к тексту) - Напомню, что месяц назад в статье для «Компьютерры» разработчики из МГИУ (подведомственного, кстати, тому же Министерству образования) заявили о возможности снизить цену учебного места (клиента) до 323 долларов (см. #411, сс. 26-27). 4 (обратно к тексту) - Тем временем, несмотря на отчаянное сопротивление заинтересованных сторон, мы сумели получить копию полной тендерной документации. В прилагаемой копии переписки неосторожно упоминается и исх. № АШ-708/05 от 30.03.01 из Минэкономразвития, копию которого мы запросили, но, в силу высокой латентности отечественной бюрократии, крайне заинтересованы получить раньше, чем придет официальный ответ. 5 (обратно к тексту) - Запись см. на www.a-z.ru/relarn/1/index.htm. 6 (обратно к тексту) - В бюджете программы на первое действительно выделяется больше денег, чем на второе. 7 (обратно к тексту) - К сожалению, это либо декларация, либо аванс на будущее, поскольку, в том что касается стандартизации, достаточно взглянуть на страницы сервера возглавляемого Тихоновым НИИ, чтобы сразу - начиная с заглавной страницы - натолкнуться на массу контента в проприетарных форматах MS Office. 8 (обратно к тексту) - К теме «тендерного скандала», помимо «Компьютерры», обращались также «Радио Свобода», газеты «Известия», Moscow Times, «Коммерсантъ-daily» и другие СМИ.
|