Свежий номер №36 (413) / Чуть длиннее мини
 
Дата публикации: 24.09.2001

Антон Балабан, sound_e@mail.ru

 
Страница 1
Страница 2 >>

Практически в каждом современном компьютере установлена звуковая карта. И если вы заберетесь глубже в настройки «Мультимедиа» вашего компьютера, то обнаружите там море непонятных настроек и устройств, в состав названия которых входит странная аббревиатура MIDI.

Не все знают, что стандарт MIDI (Musical Instrument Digital Interface) создавался вовсе не для звукового сопровождения в играх или как способ передачи музыки между компьютерами. Изначально он был придуман для того, чтобы электромузыкальные инструменты (синтезаторы) разных производителей могли управлять звуками друг друга. К началу 80-х годов прошлого столетия индустрия синтезаторостроения находилась в расцвете - электронные музыкальные инструменты из сложноуправляемой системы ящиков, каждый из которых был размером с холодильник, превратились в относительно компактные приборы с удобным управлением звуками. Синтезаторы тех лет были аналоговыми, то есть звук создавался с помощью аналоговых генераторов внутри инструмента - из простейших электрических волн разной формы (синусоидальной, пилообразной и прочих) или просто шума с помощью хитроумных электрических схем можно было «наруливать» очень сложные и интересные звуки. Как правило, воспроизводился только один тембр единовременно, так что если музыканту требовался сложный звук, состоящий из играющих одновременно двух инструментов (это ведь не что-то экзотическое, а вполне распространенная практика), единственным выходом было одновременно играть обеими руками на клавиатурах двух синтезаторов. А если надо три тембра? Или для исполнения партии нужны все десять пальцев сразу? В студии, конечно, можно записать одну и ту же партию сначала одним инструментом, а затем другим, на разные дорожки многоканального магнитофона, но для концертного выступления или домашних экспериментов такой способ не годился. Кроме того, каждый синтезатор обязан был иметь собственную клавиатуру, что делало его дороже и значительно тяжелее (что особенно неприятно в концертных условиях).

Все эти обстоятельства подтолкнули производителей к созданию разных способов управления одним синтезатором с клавиатуры другого - то есть вы играете на одном какую-то мелодию, а второй, соединенный с ним, одновременно воспроизводит ее своим звуком. Вообще говоря, к тому времени уже довольно давно существовал так называемый CV-интерфейс (Control Voltage), но из-за отсутствия жесткого стандарта для производителей и своей аналоговой природы (больше напряжение - выше нота) он был весьма непрост в настройке и использовании, к тому же с некоторыми инструментами просто не удавалось заставить его надежно работать. Такие поставщики электромузыкальных инструментов, как Roland, Oberheim и Sequential Circuits (сейчас уже несуществующая компания, в свое время выпустила суперпопулярный синтезатор Prophet 5) предпринимали попытки создания собственных интерфейсов управления, однако все они работали только с приборами одного производителя - вы не могли играть на «Профете» с клавиатуры «Роланда». Те же фирмы на основе своих интерфейсов начали выпускать секвенсоры - приборы, которые могут в реальном времени записывать управляющие команды с клавиатуры, а затем их воспроизводить. Сама идея секвенсоров была очень хорошо воспринята музыкантами, так как эти устройства позволяли экспериментировать с различными партиями инструментов дома, а не в дорогой студии; в студию же можно приносить готовую, хорошо сыгранную мелодию, что могло сэкономить немало денег. Но секвенсоры тогда могли работать только с синтезаторами той фирмы, которая их произвела, что было очень неудобно. Согласитесь, что покупать магнитофон, который может записывать только гитары «Fender», но не может записать «Gibson», в общем-то, неразумно.

Революционная ситуация назревала - верхи (фирмы-изготовители) не могли (обеспечить совместную работу разных инструментов), а низы (музыканты) не хотели (мириться с существующим положением вещей). И вот, на одной из музыкальных выставок представитель фирмы Sequential Circuits подошел к представителю Roland, хитро прищурился и сказал: «А почему бы нам с вами не разработать единый цифровой интерфейс управления инструментами наших компаний? И сделать на его основе секвенсор, который бы мог работать с любыми нашими синтезаторами?» Представитель Roland тоже хитро прищурился (ну, насколько может прищуриться японец), отхлебнул кофе и ответил: «Вы знаете, у нас как раз есть кое-какие наработки по этому поводу. Мы планируем использовать в качестве секвенсора этот… как его… персональный компьютер». Тут-то и началась история MIDI.

У компании Roland действительно были наработки. IBM PC-совместимые компьютеры бурно распространялись и выглядели довольно логичной базой для построения секвенсора. Новый управляющий интерфейс, разработанный Roland, был цифровым, то есть команды передавались в виде байтов данных, а принимающая сторона их соответственно исполняла. Естественно, для записи этих команд (байтов) весьма логично было использовать ПК, благо поток управляющих данных относительно невелик. Никаких звуковых возможностей у IBM PC того времени не было (в отличие, скажем, от Commodore 64, в котором был звуковой чип производства Ensoniq), поэтому Roland разрабатывала собственный интерфейс в виде ISA-платы. Также были разработаны хардверная и софтверная спецификации нового способа управления синтезаторами. После уточнения спецификаций протокола c Sequential Circuits новый стандарт был практически готов.

И тут две компании приняли судьбоносное решение - открыть новорожденный протокол MIDI для остальных производителей. Почему они так поступили? Во-первых, без поддержки большинства игроков отрасли успех нового способа связи музыкальных инструментов был под вопросом - в конце концов, в то время уже существовал ряд закрытых фирменных способов управления (в том числе и цифровых). Во-вторых, компании-основатели были не гигантскими корпорациями, а просто небольшими фирмами, производившими музыкальные инструменты, рынок которых был довольно ограничен, и у них было достаточно забот помимо поддержки и совершенствования нового (притом не известно - успешного ли) стандарта. И в-третьих, у всех на виду был успех IBM PC-совместимых компьютеров, которые получили широкое распространение именно благодаря открытым для сторонних производителей спецификациям. В общем, договорившись и утвердив спецификации с другими производителями, такими как Yamaha и Oberheim, стандарт MIDI (кстати, сначала его хотели назвать UMI, Universal Musical Interface, но потом передумали) начал свое победное шествие.

В 1983 году был представлен первый синтезатор с MIDI - Prophet 600, вскоре вышел MIDI-интерфейс для PC от Roland, и уже к 1985 году практически все электромузыкальные инструменты в мире имели на борту MIDI-разъемы. Успех был стремительным, и MIDI получил широкую поддержку как производителей, так и музыкантов. Для поддержания стандарта и его дальнейшего расширения была учреждена независимая организация - MIDI Manufacturer’s Association (MMA). Кроме традиционных синтезаторов с клавиатурой начали появляться и модели, не имеющие таковой. Они управлялись только по MIDI и были легче и дешевле обычных, хотя звучали точно так же. Такие синтезаторы получили название «звуковой модуль» (музыканты их еще называют «мозги»). Также появились специальные MIDI-клавиатуры, которые не имели встроенного синтезатора, а только управляли внешними синтезаторами и/или звуковыми модулями.

Не так все гладко было с секвенсорными программами для РС. Детище IBM не особенно нравилось музыкантам в силу своей немалой цены, больших размеров и командной строки DOS. Поэтому, несмотря на очевидные преимущества компьютера для этой задачи (большой дисплей, легкость в хранении и обмене данными, универсальность), поначалу широкое распространение получили «железные» секвенсоры. Они представляли собой небольшую коробочку с маленьким дисплеем и позволяли записывать, воспроизводить и редактировать (правда, довольно ограниченно) MIDI-команды. Первой по-настоящему массовой компьютерной платформой для работы с MIDI стал игровой компьютер Atari ST. Причин его успеха было несколько. Прежде всего, он имел встроенный MIDI-интерфейс, так что не надо было дополнительно что-то докупать. Кроме того, у него была операционная система с графическим интерфейсом (она довольно нескромно именовалась TOS - The Operating System и, в отличие от РС и «Маков», была зашита в ROM на материнской плате). Наконец, Atari стоил недорого и занимал совсем немного места - системный блок был объединен с клавиатурой. В силу этих причин Atari надолго обосновался в студиях звукозаписи и в домах музыкантов и аранжировщиков. Для него было выпущено великое множество программ, связанных с MIDI, именно на Atari взросли такие «зубры» современного музыкального софтостроения, как Steinberg (секвенсор Pro16, вскоре переродившийся в Cubase) и Emagic (Notator, переросший в Logic). У Atari была еще одна особенность, которая была оценена уже позднее, после того, как большая часть пользователей пересела за «Маки» и РС. Я уже упомянул, что этот компьютер имел встроенный MIDI-интерфейс. Уникальность же Atari была в том, что этот интерфейс и сами по себе MIDI-потоки напрямую поддерживались операционной системой. В результате этого воспроизведение MIDI было очень ровным и стабильным. Речь идет не о каких-то заметных «вихляниях» воспроизведения на современных компьютерах по сравнению с Atari, а о микронестабильности между отдельными нотами. Это бывает особенно заметно в насыщенных аранжировках с высоким темпом. Именно благодаря этой высокой стабильности воспроизведения, а также общей простоте и неприхотливости Atari используется многими для работы с MIDI до сих пор.

Apple тоже не дремала и выпустила MIDI-интерфейс для своей платформы, после чего «Мак» стал второй по распространенности платформой для работы с MIDI. Для него работали такие производители секвенсоров, как Mark Of The Unicorn (MOTU) и Opcode, а после заката платформы Atari на «Мак» пришли программы Cubase и Logic. По-настоящему широкий приход MIDI-секвенсорных программ (и, соответственно, пользователей) на РС состоялся только после выхода Windows 3.1, когда эта платформа наконец-то обрела графический интерфейс. К тому времени уже существовал неплохой секвенсор Cakewalk (он работал еще под DOS, но быстро перешел на Windows), к тому же вездесущие Steinberg и Emagic быстро адаптировали свои продукты (Cubase и Logic) к новой ОС.

Производители секвенсоров быстро столкнулись с проблемой обмена файлами между разными программами и «железными» устройствами. Каждая программа имела свой закрытый формат файла, который могла прочитать только она, и раскрывать свой никто не хотел, так как формате зачастую содержались некоторые ноу-хау производителей. В то же время потребность обмена файлами у пользователей была высока - передать коллеге сделанную аранжировку или принести ее в студию на дискете, если там была другая программа, было невозможно - надо было везти свой компьютер. Чтобы решить эти проблемы, в 1988 году по предложению фирмы Opcode был принят формат Standard MIDI File. Этот открытый формат файла, наряду со своим собственным, с того времени поддерживают все производители программ, связанных с MIDI, и обмен аранжировками между разными платформами и программами значительно упростился. Собственно, то, что в просторечии называют MIDI-файлами (с расширениями .mid или .smf) и есть тот самый Стандартный МИДИ Файл. Немного модифицированная его версия используется для передачи караоке (то есть музыки с текстами), и имеет расширение .kar.

Врезка 1
Врезка 2
Врезка 3
Врезка 4
Врезка 5

[i41334]


 
Страница 1
Страница 2 >>


Антон Балабан
sound_e@mail.ru
 


<< Над LCD-монитором Sony SDM-N80
Все материалы номера
Биочипы как пример индустриальной биологии >>