Свежий номер №34 (411) / Миру по сайту - хостеру рубашка
 
Дата публикации: 11.09.2001

Анатолий Левенчук, ailev@asmp.msk.su

Чем менее уникальны вебсайты, тем дешевле они могут быть. Такой процесс превращения уникальных поначалу товаров в массовые, взаимозаменяемые и называют коммодитизацией (от commodity - промышленный, крупносерийный, биржевой товар). Тысячи и миллионы характеристик, соответствующих разным единицам товара, вдруг сливаются в голове потребителя в нечто единое - так, мириады уникальных зернышек пшеницы превращаются в тонны зерна, проходящие через зерновую биржу, а отличающиеся по составу смеси углеводородов из разных месторождений становятся тоннами нефти.

Зерно твердых сортов пшеницы, мелкомягкая операционная система - сегодня массово производятся именно эти товары, объемы торговли ими поражают, суммы сделок не умещаются в узких колонках электронной таблицы. А вот рожь и крупнотвердая операционная система - это особенные товары для особенных людей, поэтому денег там явно поменьше.

Коммодитизация основана на том, что один размер удовлетворяет всех, для чего массовые изделия становятся резиновыми - и по размеру, и по вкусу. Зато взаимозаменяемость полная: выучи какой-нибудь «плюс плюс», и ты знаешь их все. К черту уникальность, у общества нет денег на оплату вникания разработчиками в тонкости внутреннего устройства каждого конкретного заказчика. Так, заказчик пшеницы (уникальной в каждом ее зернышке, каждом отдельном сорте) превращается в покупателя. А заказчик вебсайта так же неумолимо становится его придирчивым покупателем.

Это совсем не плохо, ибо дешево. Типовой товар - это низкая прибыль за вебсайтовую тонну и невероятные деньги за общий объем. Сайтостроение уже прошло ремесленническую стадию, теперь оставшихся мастеров ручной работы переведут в разряд «дорогой мастер», а на их изделиях будут лепить шильдик «ручная работа». Сотни людей будут оставлять у них сумасшедшие деньги в обмен за один вебсайт. Роскошные веб-одежды от лучших веб-дизайнеров, отдельные мощные компьютеры для целой сотни страниц, полгода работы «высокопрофессионального коллектива, способного выполнить любые ваши прихоти», - красиво жить не запретишь, особенно когда никто не знает, сколько стоит типовой вебсайт. Но все-таки: сумасшедшие деньги, умноженные на несколько сотен, - это уже не очень большие деньги.

Обычные люди, коих миллионы, оставят маленькие деньги хостинг-провайдерам. Маленькие деньги, умноженные на несколько миллионов, - это уже очень большие деньги. Навороченный (от WYSIWYG-редактирования до подписок на обновления, от полнотекстового русскоязычного поиска до многоуровневого рубрикатора, от полной ламер-ориентированной документации до возможности сделать бэкап всех страниц на свою дискету, не обращаясь к сисадмину хостера) типовой и совершенно неиндивидуализированный вебсайт вполне удовлетворит обычного человека, как удовлетворяет все его изощренные потребности типовой редактор текста или электронная таблица.

Понятно, что такой вебсайт будет заводиться бесплатно, а поддерживаться чуть дороже, чем сегодняшнее хостинговое «место на диске» - пара десятков долларов в месяц за пару сотен страниц. Подобные предложения появятся уже этой осенью. И, как всегда в таких случаях, промышленное производство супердешевых вебсайтов, которое будет производиться с минимальной нормой прибыли, но с весьма ощутимыми абсолютными ее размерами, быстро вытеснит множество сегодняшних ремесленников. Основные потребности в типовых вебсайтах наверняка сможет удовлетворить (и поэтому неминуемо удовлетворит, экономических законов никто не отменял) пара тысяч человек. Все остальные программисты либо переквалифицируются в управдомы, либо будут корпеть над предметно-ориентированными приложениями с веб-интерфейсом.

Скоро все вебстудии о паре рукодельников прикажут долго жить, пяток художественных и пяток программистских гениальных вебстроителей продолжат раскручивать свои брэнды, демонстрируя живучесть сектора и забирая свою пару сотен клиентов. А несколько миллионов пользователей будут пользоваться дешевым стандартным сервисом, который быстро станет одинаковым у всех хостинг-провайдеров (часть из которых гордо назовет себя ASP, а другие продолжат быть ISP, что, впрочем, не меняет суть дела).

Главными сайтостроителями станут именно хостинг-провайдеры, они начнут раздавать каждому покупателю по сайтовой нитке, чтобы сшить себе золотую рубашку. Знающим про коммодитизацию разработчикам теперь осталось уговорить хостеров, чтобы была взята именно их нитка.

[i41139]


Анатолий Левенчук
ailev@asmp.msk.su
 


<< Код жизни*
Все материалы номера
Сколько стоит лицензия? >>