Свежий номер №32 (409) / Над слайд-сканером Nikon Coolscan LS-40ED (IV ED)
 
Дата публикации: 24.08.2001

Сергей Щербаков, sherbakovs@rambler.ru

По гистограмме слайда хорошо видно преимущество 36-битного скана над 24-битным. Однако такой файл при RGB-представлении имеет объем более 50 Мбайт и будет выглядеть менее четким из-за меньшего контраста.

При оцифровке старого фотоархива (в пленках) неизбежно сталкиваешься с проблемой поврежденных и грязных негативов и слайдов. На Nikon LS-40ED, новую модель сканера для 36-миллиметровых и APS-пленок (младшую в новой линейке сканеров от Nikon, розничная цена - около 900 долларов ), я возлагал большие надежды. Оптическое разрешение 2900 dpi, 12-битный АЦП (на цвет), возможность пакетного сканирования, заявленный динамический диапазон 3,6 и скорость от 42 секунд на кадр (2900 dpi, 24 бита), наличие алгоритмов и аппаратно-программных решений коррекции и исправления поврежденных и «потерявших цвет» пленок - все это обещало качественную и быструю оцифровку. Однако, как и следовало ожидать, рутинные операции сканирования обязательно требуют присутствия и вмешательства оператора, иначе отсканированные в пакетном режиме с «усредненными» предустановками файлы (около 30%) будут при просмотре забракованы или потребуют дополнительной обработки. И тем не менее ретушь царапин и грязи (аппаратно-программный модуль Digital ICE - Image Correction & Enhancement) существенно облегчила работу (спасибо компании Applied Science Fiction за реализацию этих технологий). Скорость сканирования возросла незначительно (по сравнению с другими сканерами). При более или менее качественной работе онa составляет от 3 до 15 минут на кадр (в зависимости от того, включен ли режим Digital ROC (Reconstruction of Colors - программное исправление цвета) и Digital GEM (Grain Equalization & Management - программное размытие зерна).

Сканер компактен и не слишком увесист (93x169x315 мм, 3 кг). На передней панели только кнопка включения питания, индикатор состояния и окно для адаптеров сканируемых материалов с защитной шторкой. Металлический корпус можно поставить на узкую или широкую грань с аккуратными резиновыми башмачками, а отрезки пленки (до шести кадров) в адаптере и сами адаптеры не выезжают из корпуса и не упираются в стены и прочее оборудование на рабочем столе. Изображение сканируется за один проход монохромной ПЗС-линейки с 2870 чувствительными элементами, что при максимальной ширине сканируемого пространства в 25,1 мм дает разрешение 2900 dpi. Для освещения оригинала используется линейка из RGB-светодиодов, имеющих стабильные характеристики и не требующих долгого прогрева и калибровки, а для работы системы Digital ICE - из инфракрасных. Оцифровка осуществляется 12-битным АЦП, и на выходе программы сканирования Nikon Scan 3.1 можно получить 8х3- или 16х3-битный файл. Подключение к компьютеру - только USB.

Результат применения алгоритмов Digital ROC и GEM к старому слайду. Время простого сканирования слайда 24x36 мм (2900 dpi, 36 бит) — около 3 минут; с применением Digital ROC и GEM на Pentium 433 со 128 Мбайт памяти — 13 минут.

Nikon Scan 3.1 может передавать информацию как в графический редактор, так и в файл с указанным вами положением на диске, именем и в требуемом цветовом (RGB или CMYK) или монохромном представлении с использованием встроенной системы управления цветом (Nikon Color Management System) или без нее. В случае пакетного сканирования имена меняются автоматически. Процесс работы привычен: предварительное сканирование - настройка изображения - окончательное сканирование. После предварительного сканирования Nikon Scan предоставляет просто фантастические возможности коррекции изображения и его параметров: разрядность представления цвета, разрешение сканирования, корректировка (на фоне гистограммы) кривых, уровней RGB, яркости и контраста, уровней LCH, фильтр повышения резкости и исправления изображения Digital ICE. Автоматика сканера хорошо справляется с обработкой негатива (выбором типа пленки), выбором экспозиции, фокуса по центру кадра (точку фокусировки можно выбирать вручную, если центр неконтрастен или пленка изогнута) и кадрированием. Однако в некоторых случаях приходится сдвигать кадрирующую рамку. Экспозицией также можно управлять, причем как по всем каналам одновременно, так и по отдельно взятым R, G или B - и, таким образом, исправлять цветопередачу экспонированных «не с тем светом» негативов. После всех настроек кадр нужно предсканировать еще раз для оценки результата (процесс получения хорошего снимка весьма продолжителен). Окно предсканирования можно масштабировать, но предварительное изображение все равно будет ограничено размерами экрана, и при ручной фокусировке точно выбрать правильное значение фокуса не просто.

Digital ICE хорошо справилась с дефектом высохшей капли, как при ориентации негатива эмульсией вверх, так и вниз. Время сканирования кадра 24x36 мм (2900 dpi, 24 бита) без Digital ICE составило 50 секунд; с Digital ICE — 210 секунд.

 Сканер хорошо справляется с большинством типов пленок, автоматически определяя маску негатива и компенсируя ее. Но все же по цветопередаче и контрасту скан со слайда отличается от скана негатива. При сканировании черно-белых негативов нужно отключать систему управления цветом, иначе в половине случаев отсканированый кадр будет воспринят и воспроизведен сканером как однобитовый (без градаций), несмотря на выбор нужных установок сканирования (BW, gray). Система фокусировки справится и со слайдом в стеклянной рамке (нет необходимости в ручной настройке фокуса), но дополнительные рассеивающие поверхности не повышают качества изображения.

Значения времени сканирования, приведенные выше, соответствуют только «окончательному» сканированию. Много времени уходит на предварительное сканирование, но и его можно слегка сократить, выбирая резкие кадры визуально (при выключенной автофокусировке, автоэкспозиции, а также фильтрах Digital ICE). В большинстве случаев для получения нормальных цифровых изображений достаточно 8-битного (более быстрого как для сканирования, так и для последующей обработки) кодирования цвета. Разницу для негативов можно заметить только по гистограмме и по субъективному ощущению потери четкости при передаче мелких деталей.


Сергей Щербаков
sherbakovs@rambler.ru
 


<< Рекурсивное правоведение
Все материалы номера
Мультимедиа-куб >>