Свежий номер №32 (409) / Над цифровой фотокамерой Sony DSC-S75
 
Дата публикации: 24.08.2001

Сергей Щербаков, sherbakovs@rambler.ru

 Чтобы понять, что можно снять новой камерой от Sony, не нужно читать инструкцию. По красочным наклейкам на корпусе вы поймете, что это 3,3-мегапиксельная камера с размером кадра 2048х1536, что с батареей Stamina InfoLithium можно снять до 3000 снимков или работать до 3 часов, что снимать можно не только still, но и movie (MPEG EX), что Sony не изменяет Memory Stick и, наконец, что объектив снова от легендарной Carl Zeiss - Vario-Sonnar (диафрагма 2/2,5-8, фокусное расстояние эквивалентно 34-102 мм для 35-мм кадра).

От предыдущей модели DSC-S70 камера отличается дизайном (выбрано почти центральное расположением объектива в отличие от традиционного бокового), 14-битным (против 12) на цвет АЦП, управлением и некоторыми новыми функциями. DSC-S75 появилась в продаже в июле, и цена - 700-800 долларов - очень привлекательна для богатого набора возможностей под известной маркой. По качеству снимков камера не уступает и более дорогим 3-мегапиксельным аппаратам. Концепция управления, инструкция и цена позволяют отнести ее к классу очень хороших любительских, тяжелый корпус и хорошая картинка - к более высокой категории. Однако в нашем отечестве такого массового покупателя у камеры пока нет. Продавцы в магазинах говорят о невысоком спросе на нее и в качестве причины приводят не только непопулярный Memory Stick, но и невысокое качество снимков. С последним следует спорить: это невысокое качество («радужная или красная картинка») нужно относить просто на счет того, что аппарат строит кадр на своем дисплее постепенно (то есть не темнеет на время построения кадра - «прогрессивно») с повышением четкости и количества цветов и оттенков.

Управление камерой максимально упрощено, лишних настроек попросту нет. Предусмотрены режимы полностью автоматической отработки экспозиции и автофокусировки, приоритета выдержки (от 1/1000 до 8 с) и диафрагмы, ручные режимы фокусировки и экспозиции, сюжетные программы (портрет, пейзаж, сумерки), управление мощностью вспышки (три уровня) и ее режимами (принудительная, авто, отключена), макрорежим. Замер экспозиции центровзвешенный и точечный по центральной точке. Спусковая кнопка при полунажатии фиксирует экспопараметры и фокус, но есть и отдельная кнопка AE Lock. В режиме видеокамеры DSC-S75 пишет не только MPEG1-файл (320х240, 320 HQ, 160х120), но и серию GIF-кадров (10 кадров 160х120 в 40 мультфильмах или 80х72 по 2 кадра в 350 мультфильмах).  Зависимость яркости L одного и того же участка изображения от величины экспозиции для чувствительности, эквивалентной ISO 100.Формат MPEG EX позволяет записывать клип с разрешением до 320х240 и частотой 8 кадров/с (качество не очень высокое, зато длительность записи ограничена только объемом карты памяти) или в режиме 320 HQ с частотой 16 кадров/с (качество очень высокое, но система буфер-процессор справится только с 15 секундами такого клипа). Можно записать звук как сопровождение каждого снимка, сохранить одновременно с JPEG файлом его вариант для электронной почты, сохранить несжатый TIFF (только полный кадр 2048х1536) вместе с JPEG (поэтому на входящую в комплект 8-мегабайтную карту памяти - Sony традиционно скупа - ни одного TIFF-файла не запишешь). Настройки камеры отображаются как на цветном экране (увы, он не поворотный, как у моделей S30/S50), так и на ЖК-дисплее состояния. Для уверенной работы системы автофокуса в условиях низкой освещенности служит маленький прожектор. Это не первая камера Sony, способная синхронизироваться с внешней вспышкой, однако ACC-терминал поддерживает только оригинальные изделия компании. Горячий башмак на корпусе DSC-S75 - только «для вида», центральной контактной группы в нем нет. Давно применяемая и чрезвычайно удобная функция камер Sony - сетевое питание камеры с одновременной подзарядкой аккумулятора InfoLITHIUM.

Качество получаемых снимков (субъективно) хорошее. Однако настройка баланса белого недостаточно гибка для сложных условий освещения, поэтому лучше пользоваться ручной установкой баланса, если позволяет время. Разрешение системы объектив-матрица при съемке миры - 1500 линий по длинной стороне кадра. Carl Zeiss держит марку: снимки на длинном фокусе не выявили и тени хроматических аберраций, а дисторсия на границах диапазона фокусных расстояний очень незначительна. Размер минимального предмета, на котором может сфокусироваться фотоаппарат в макрорежиме без цифрового зума, около 8 см.

Оценить работу 14-разрядного АЦП на камере, записывающей только 8-битный файл, можно только косвенно - по шумности картинки и динамическому диапазону. Для этого была построена зависимость яркости изображения на снимке объекта с постоянной яркостью от экспозиции (снималась серия одного и того же объекта при постоянном освещении с минимальным шагом экспозиции, и в программе Photoshop определялась яркость L этого объекта на снимке). Из графика видно, что линейная часть занимает диапазон около 2EV, для чего вовсе не требуется 14-разрядный АЦП, но вот длинный пологий хвост в тенях позволяет вытягивать темные детали (однако за счет шумов) - и это можно отнести на счет 14 бит. Чтобы определить, насколько новый преобразователь снизил уровень шумов, был проведен тест,  подобный предыдущему, но с определением стандартного отклонения сигнала (d) от уровня самого сигнала (L) на равномерном поле 40х40 точек в каналах RGB, и была построена зависимость уровня шумов 20Lg (d/L) от L (принцип предложен В. Васильевым в книге «Фото и видео»). Сам по себе такой график не покажет преимущества АЦП с большей разрядностью, поэтому в одних и тех же условиях проводилась съемка камерой Casio QV-3000 с АЦП меньшей разрядности, но той же матрицей. Измерения показали, что шумы меньше не стали и даже выросли - судя по всему, сама матрица не может дать более чистую картинку, и даже АЦП c большей разрядностью не поможет. Подробный отчет читайте на сайте Compuferra.ru по адресу www.compuferra.ru/online/digiphoto/11138.

Sony DSC-S75 заслуживает высокой оценки в своем классе. Хороший объектив, интуитивно понятное, простое и в то же время достаточное для любых задач (от автоматической съемки, до полностью ручной) управление. Приятные мелочи вроде блокировки зум-объектива при закрытой крышке с оповещением об этом и возможности съемки мультфильма в формате GIF делают процесс съемки и публикации работ комфортным и увлекательным. Картину портит, пожалуй, очень простая инструкция без объяснения не только этих функций, но и более часто используемых (например, особенностей MPEG EX). Будем надеяться, что скоро появится новая камера Sony с полноценным 14-разрядным АЦП, более сильной матрицей и новыми полезными функциями более высокого класса. На пути к этому и модель S85 - копия S75, но с матрицей в 4 мегапиксела.

[i40930]


Сергей Щербаков
sherbakovs@rambler.ru
 


<< Мультимедиа-куб
Все материалы номера
Я бы еще немножко шил… >>