Свежий номер №32 (409) / Family Re-Engineering Дата публикации: 24.08.2001 Максим Отставнов, maksim@otstavnov.com
«А вот дети... Детей жалко» Общие формы компромисса в современных либеральных демократиях и претендующих на таковой статус режимах известны. Права за ребенком признаются с момента рождения 5, но признаются условно. Соответствующие им реальные правомочия либо перекрываются мораторием на определенный срок, либо делегируются ответственным лицам-агентам, в качестве которых обычно выступают родители, но в других ситуациях - усыновители, опекуны или органы опеки, создаваемые на различных уровнях государственности. Эмансипация - формальный акт (или ряд актов), автоматически совершающийся при достижении определенного условия (например, в России - при достижения восемнадцатилетнего возраста или при вступлении в брак) и обычно совпадающий с полной формальной реализацией права на гражданство. Однако после этого на эмансипированном гражданине - новоиспеченном «атоме общества» - остаются «висеть» неконтрактные обязательства - обязательства содержать нетрудоспособных по старости или болезни родителей (в предположении, что это как бы компенсирует его содержание в нетрудоспособном по младости лет возрасте). Иными словами, «атомистичность» общества признается вполне условно, и в ряде случаев в юридической действительности (действительности правоотношений) общество рассматривается как состоящее не из «атомов», а из «молекул» («семья - основная ячейка общества», как неожиданно провозглашалось в коммунистической стране основной реальной ячейкой которой, конечно же, был социально-производственный коллектив), где реальное положение «единственного привилегированного класса» - детей - всегда было крайне сомнительным 6. Здесь нет никакого противоречия (так же, как теория молекулярного строения вещества не противоречит атомистической теории), однако налицо онтологический плюрализм, то есть признание множественности оснований бытия объектов, анализируемых в предмете, причем множественности, существенной для самого предмета. Каковой плюрализм, будучи распространен на основания социальных дисциплин в целом, напрочь исключает возможность научной экономики, по крайней мере, в известных ее формах - безответственное политэкономическое рассуждение отнюдь не исключается (почитайте Энгельса или Кейнса) 7. При внимательном и отстраненном чтении семейного законодательства (Семейный кодекс РФ как пример рекомендуется 8) можно обнаружить массу следов этой категориальной неопределенности. Массу «пряников» обещает закон сообществу, назвавшему себя семьей. Возжелавшие ауспиций: «другие семьи» Вполне предсказуемой реакцией на это является борьба за эти привилегии со стороны «других семей», не укладывающихся в нуклеарную или расширенную нуклеарную (предполагающую совместную жизнь и ведение хозяйства) гетеросексуальную модель, например:
При этом в большинстве стран легальные ограничения половой свободы (в браке или вне него) постепенно отпадают или, не будучи формально отменены, «умирают» в практике правопринуждения. Понятие «семьи» в правовой действительности, таким образом, размывается окончательно, и, возможно, было бы разумно отказаться от его использования вообще, чем плодить типологию и скандализировать оппонентов диверсификации форм семейной жизни (тех же религиозно мотивированных консерваторов, к примеру). Перспективы Реальной перспективной альтернативой тому, чтобы продолжать тащить в одну кучу различные и асинхронно изменяющиеся в историческом процессе функции «семьи», является разборка соответствующих культурных и правовых установлений на составляющие и предоставление обществу «конструктора», из которого «семьи», «квазисемьи» и «псевдосемьи» могут «собираться» по мере необходимости:
Я полагаю, это способствовало бы демистификации темы. Такую демистификацию следует произвести хотя бы в мысли, прежде чем начинать теоретизирование на предмет того, как «информационно технологические» факторы, а именно:
и многое-многое другое заставляющее нас прибегать к реинжинирингу бизнес-процессов, могут быть использованы для сознательной и целенаправленной трансформации нашей неделовой жизни, включая «семейную». 5 (обратно к тексту) - Существует мощное движение за перемещение этого момента в пренатальный период развития, из чего следует радикальное ограничение права матери на распоряжение собственным телом, что ставит, в сущности, онтологический вопрос о том, насколько само тело и его эманации «собственны»; не случайно на нем схлестнулись две единственные выжившие (из ума?) к началу XXI века идеологии, претендующие на философское обоснование - либерализм и идеология религиозно-церковного возрождения. 6 (обратно к тексту) - Интересно, что в послесталинском СССР местные «комиссии по несовершеннолетним» фактически остались единственным узаконенным органом внесудебной расправы. 7 (обратно к тексту) - Для педантов замечу, что анализ принципал-агентских отношений в теориях фирмы и теориях рыночной власти, напротив, не привносит онтологического плюрализма, поскольку формирование таких отношений - само по себе результат контрактации, представление о способном к которой и осуществляющем которую индивиде и выступает монистическим онтологическим основанием. 8 (обратно к тексту) - Это далеко не худший вариант. При обсуждении кодекса существовала достаточно сильная поддержка проекта, фактически уничтожающего личную частную собственность и экономически подчиняющего Семье (с большой буквы) каждого ее члена. Остается жалеть, что коллективный разум законодателя, отвергший в конце концов консервативную перспективу, проявляется так редко. 9 (обратно к тексту) - Явным провозглашением права на тайну половых отношений. Консерваторы никак не поймут, что требовать от пары, собирающейся вступить в половые отношения, публично заявлять о своем желании священнику или чиновнику государственной структуры - просто неприлично. 10 (обратно к тексту) - Означает ли это «легализацию проституции»? - это означает легализацию сферы секс-сервиса, но не проституции как формы рабства. Секс-сотрудник (сотрудница) возмездно оказывает услуги своему клиенту, но не принимает на себя обязательств оказывать их по приказу «хозяина». 11 (обратно к тексту) - Например такой забавный вариант, как гетеросексуальная пара, совместно проживающая и, соответственно, полностью или частично ведущая хозяйство совместно, но не состоящая в половой связи - он распространен шире, чем кажется.
|