Свежий номер №30 (407) / Под ковром
 
Дата публикации: 14.08.2001

Василий Щепетнев, vasiliysk@yahoo.com

После обеда сходил к сапожнику. Как светло и нравственно изящно в его грязном, темном углу.
Л. Н. Толстой. Дневник. 16 марта 1884 г.

Недавно купил я батарейки для фонарика. Пригляделся, а на них значок: перечеркнутый мусорный бак. Я подумал-подумал и догадался - нельзя эти батарейки выбрасывать на помойку.

А куда можно? Под коврик, словно нерадивая служанка из старой комедии? Ладно, раз, другой, третий даже подобная шалость пройти может, но потом? Да ведь мусор разный бывает, от иного и ковру, и паркету не поздоровится. Запулить разве в космос? Не ракетою, они, ракеты, тонну вывезут, на сто насорят, - а неким космическим лифтом, вавилонскою башней. Запулить далеко, лучше на самое Солнце, отличный мусоросжигатель. Но космический лифт пока существует лишь в романе Кларка. А мусору кругом…

Всякое существо оставляет после себя отходы. Что ж, не беда, навоз от коровки, гуано от птичек - удобрения ценнейшие. Но человек, увы, производит не только естественные отходы, он, самозванный царь природы, фабрикует и отходы неестественные. Аккумуляторы и мониторы (в каждом, пишут, килограммы ядовитой пакости), стиральные порошки и полиэтиленовые пакеты, ядерные станции и аэрозольные баллончики. Пока надобность в них есть - штампуем миллионами, а потом лихорадочно прячем под ковер.

И глаза тоже прячем. Догадываемся: природу калечим, наносим невосполнимый ущерб.

Обман чувств и ловкость языка. В плане преобразования природы человеку еще далеко до… ну, хотя бы до кораллов. Ничтожные организмы создают острова! Природа что Кощей - бессмертна. Тут заводишко химический пять лет простоял без работы - и птички расплодились, и зверушки разные, и цветочки-ягодки. Два-три новых ледниковых периода - и все следы человеческой деятельности исчезнут. Даже самая разъядерная война с расстояния в миллион лет станет неразличимым событием. Навредить природе человек не в силах.

Себе - другое дело.

Очень удивляют дебаты вокруг ввоза отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Страна ведет себя словно жеманная деревенская родственница, приехавшая погостить и попавшая к застолью: «да я и не пью, как можно, разве что капелечку сладенького вина», а разойдется - и начнет махать стопку за стопкой сначала казенки, а уж потом и привезенного в гостинец горючего домашнего первача.

Не то скверно, что отходы к нам повезут. Печалит другое: похоже, ничем иным любезное отечество заработать и не может. XIX век - мировая житница. XX - мировая нефтелавка, XXI - мировая свалка. Однако, тенденция…

Что немцу смерть - русскому здорово, утешаем себя. Здорово-то здорово, а все ж таки усредненный герр Шмидт и фрау Мюллер живут лет на двенадцать-пятнадцать дольше усредненных же гражданина Иванова и гражданки Петровой (с какой гордостью десяток лет назад выводил я «господин Иванов», а ныне пальцы не поворачиваются. Бытие сознанию не позволяет. Да и «гражданин» - больше мечтание). До сегодняшнего дня чужих отходов к нам вроде бы и не ввозили, но отчего же так скверно, так запущенно кругом?

Ратующие за запрещение ввоза ОЯТ, похоже, плохо представляют себе состояние отечественных могильников. Не вдаваясь в подробности («шаг влево, шаг вправо - государственная тайна, прыжок на месте - шпионаж»), отмечу лишь, что строительная культура, породившая хрущобы, сказывается во всем. Принцип «числом поболее, ценою подешевле» - основополагающий. На ремонте текущем и ремонте капитальном экономят донельзя, надеясь на неканонизированных святых Авося и Небося. Обещанные миллиарды - шанс построить хранилища настоящие, на века, и захоронить в них прежде всего собственное дерь… ОЯТ. Ну, и для зарубежного тоже местечко сыщется. Денежки разворуют, и радионуклиды затопят Россию? Случись подобное, виноваты будут, перефразируя профессора Преображенского, «отходы в головах!». Покуда красть весело и вольготно, чего ж стеснятся. Только прежде хлынут потоки из могильников уже существующих.

И потом, какие ж это отходы? Это стратегические запасы! Ежели хищнической добычей нефти и газа мы потомков крепко обделяем, то за ОЯТ они спасибо предкам скажут. По крайней мере, надменные потомки прославленных отцов.

За ОЯТ не видим леса отходов обыкновенных. А они ничуть не менее опасны, нежели ядерные. Те все-таки стараются держать в местах отдаленных, под присмотром, но musor vulgaris… Был ли ты когда-нибудь на свалке, любезный мой читатель? На рядовой свалке в областном, а то и уездном центре? в поселке городского типа? в деревне? Кадмий и ртуть, бензол и нафталин… Никаких надежд на саморазложение. Если что загорится - так в воздухе и носится, чтобы выпасть неподалеку с дождичком на грибы, картошечку, пшеницу. Новых технологий даже не предвидится.

Америке СОИ нужна еще и для очередного технологического прорыва. Почему бы России не сделать двигателем прогресса складирование ОЯТ? Наберем его как можно больше, потом с помощью трансмутации превратим в топливо для межзвездных кораблей, прикупим четыре листа фанеры - и улетим к мирам девственно чистым, где и заживем уже по-новому, набело.

[i40716]


Василий Щепетнев
vasiliysk@yahoo.com
 


<< Алле-c - оп!
Все материалы номера
Наш ответ китайцам? >>