Свежий номер №28 (405) / Эволюционная ситуация Дата публикации: 30.07.2001 Антон Чижов, anton@chizhov.com
Теперь о формах, которые приобрел этот бизнес. Во-первых, поясним, что надо понимать под офшорным программированием. Есть три группы бизнесов, которые в тех или иных случаях относят к офшору:
Последний вариант я не буду рассматривать подробно. Зачастую фирмы, занимающиеся заказным программированием, в конце концов нарабатывают достаточный материал, чтобы пытаться сделать из него продукт и тем самым переползти из первой группы в третью. Но такое мало кому удается, поскольку это совершенно разные бизнес-модели и требуют они по-разному организованного производственного процесса. С другой стороны, бывает, что фирмы, создавшие программный продукт и в меру успешно продающие его за рубежом, начинают искать заказы в смежных областях. Причем обычно в дорогой ценовой категории. Такие фирмы, скорее, нужно отнести не к отрасли офшорного программирования, а к консалтингу в американском смысле этого слова («консалтинг» включает в себя не только исследование проблем заказчика, но и их решение). Вторая группа, удаленное программирование, обсуждается у нас очень мало. А зря. В России таких разработческих подразделений более чем достаточно. Сам два года проработал в подобной фирме. В последнее время много россиян, выехавших из страны за прошедшие десять лет, встало на ноги. Кто-то из них хочет расти карьерно и получить под свое начало собственные подразделения, сформировать которые можно из умных и сообразительных соотечественников, работающих в России. Довольно часто маленькие иностранные фирмы (10-50 человек) сначала нанимают в России несколько человек на конкретные работы. С ними даже не заключается контракт, они получают зарплату напрямую от работодателя. Когда их число увеличивается примерно до десяти человек, их обычно оформляют в подразделение материнской фирмы. Количество подобных команд не поддается учету. Я знаю (и помогаю работать) четырем таким командам численностью от двух до десяти человек. Они нигде не зарегистрированы, иногда даже работают у себя дома. К этому близок и другой сценарий создания подобного подразделения: зачастую их образуют небольшие (50-150 программистов) американские компании, в которых по разным причинам оказалось много русских. Наш народ любит идти в фирмы, в которых уже работают другие русскоязычные сотрудники: адаптироваться легче, среда привычнее, хотя, как правило, платят чуть меньше. Это способствует формированию русских коллективов в фирмах, которые изначально не имеют никакого отношения к России и руководство которых тоже не связано с нашей страной. Глядя на работу таких команд, руководство начинает задумываться над созданием удаленного подразделения. Причем, что интересно, русскоязычные группы в самой фирме обычно бывают против! И разрешение конфликта оказывается делом непростым. Еще один сценарий - разработка в России какого-либо продукта, продажа его на корню иностранцам и перевод всей команды программистов под юрисдикцию зарубежной фирмы. В любом случае создание удаленного подразделения требует минимальных затрат со стороны материнской компании и потому выгодно ей. Главная проблема - доверие к разработчикам. Здесь ключевую роль играет руководитель подразделения. Теперь о собственно офшорном программировании - первой группе. Настоящих, правильно организованных фирм мало. Под «правильно организованной фирмой» 1 я понимаю структуру с постоянно функционирующим офисом в Штатах (или другой стране), с четкой организацией производства, ориентированного на определенный круг задач. Почему таких фирм мало, объясняется просто: офис в Штатах стоит очень дорого, а значит, нужны инвестиции. Внутренние, внешние - это уже детали. Значительно дешевле организовать «набеговый» способ работы офшорной компании. Он основан на том, что руководитель периодически приезжает в свою любимую страну, обходит фирмы, с которыми уже подписывал контракты, и заключает новые, а также пытается найти новых заказчиков. Конечно, самое трудное в такой стратегии - найти первые контракты, тем более что «набеги» на заказчиков позволяют загрузить работой не более 20-25 программистов, а значит, маневр людьми при переключении с заказа на заказ затруднен. Для поиска заказов за границей небольшие офшорные фирмы иногда привлекают аборигенов. Это позволяет поддерживать гораздо более тесную связь с заказчиком, искать заказы в непрерывном режиме. Причем, местный sales manager зачастую работает где-то еще, и для него поиск заказов - лишь источник дополнительного заработка (к тому же порой не облагаемого налогом). В таком режиме можно содержать команду из 40-50 программистов. И конечно, самый эффективный вариант деятельности офшорной фирмы (тот самый «правильный») - создание полноценного офиса за границей. В офисе должны работать команды sales managers и product managers. Первые ищут заказы и заключают контракт, безупречный с юридической точки зрения. Вторые определяют технические детали, расписание работ и взаимодействуют с заказчиком по мере выполнения контракта. В разных фирмах обязанности между этими двумя категориями сотрудников распределяются по-разному, но всегда присутствуют и тот, и другой. Частично это связано с тем, что спеца по продажам предпочтительно иметь местного, а в роли менеджеров, сопровождающих разработку, рациональнее использовать программистов, приехавших некоторое время назад из России. Продавец должен уметь искать заказ, уметь разговаривать на одном бизнес-языке с заказчиком. Фактически, он ищет заказ не на офшорное программирование, а на аутсорсинг. А уже потом product manager, взаимодействуя с заказчиком, переводит его требования в форму, которую нормально воспримут офшорные разработчики в России. Первейшей задачей фирмы, намеревающейся заняться офшорным программированием, является поиск начальных инвестиций. Они требуются для создания как зарубежного офиса, который займется поиском заказчиков, так и оптимального по размерам российского подразделения. Фактически, шаг от фирмы, использующей «набеговый» способ к крупной офшорной фирме с полноценным офисом очень труден. Причина все та же - начальные инвестиции. Эволюционно перейти от одной формы к другой очень не легко. [i40520] 1 (обратно к тексту) - См. статью А. Гавердовского, стр. 22. - М.Б-З.
|