Свежий номер №25 (402)  / GOSUB Page42
 
Дата публикации: 03.07.2001

Сергей Леонов, sleo@computerra.ru

Вторую неделю в нашей внутриредакционной переписке кипят страсти вокруг конкурса Минобразования на поставку аппаратно-программных средств для нужд сельских школ РФ. К сожалению, не могу переставить эту страницу в конец журнала, так как сначала вам следовало бы прочесть рубрику «Караул» в этом номере - там все подробности. Остается надеяться, что большинство истинных компьютерщиков все же читает журнал с конца, а неистинным даю команду, вынесенную в заголовок.

Обучать школьников основам использования компьютеров, разумеется, надо. Без программного обеспечения тоже не обойтись - не в двадцатом веке живем. Но ситуация совершенно не рядовая и очень интересная. Есть такое понятие, как формирование мировоззрения. Для меня, начинавшего еще с отечественных ЭВМ «Мир-1», окна на экране - это еще не компьютер, а возможности Office - далеко не все, для чего эту технику можно использовать. У молодого же поколения возможностей поработать на компьютере, к примеру, без дисплея (на «Мир-1» его не было) или поуправлять с его помощью какой-нибудь десятитонной железякой нет, и само понятие «компьютер» ассоциируется с видимой частью айсберга, то есть с конкретным GUI на дисплее. Получается, что в случае победы Microsoft «Основы информатики» (или как оно там сейчас называется) логично было бы переименовать в «Основы Microsoft Windows и Microsoft Office», что будет вполне адекватно ситуации.

Полагаю, никто не станет спорить, что устанавливаемое в государственных школах программное обеспечение никоим образом не будет использоваться в коммерческих целях. Ну разве что ученики будут готовить с его помощью шпаргалки, а учителя - методички, что, впрочем, тоже нельзя назвать коммерцией. Значит, ни о какой недополученной прибыли от использования их ПО в школах разработчики не могут вести и речи. Но в таком случае все встает с ног на голову (а вернее, с головы на ноги): государственные школы становятся не потребителями, а подвижниками продукции коммерческой компании, причем более благодатной почвы, чем будущие выпускники, для этой цели и найти трудно. О какой плате за лицензии вообще может идти речь? Microsoft, равно как и другие компании, претендующие на поставку ПО в школы, должны не то что бесплатно оснастить им школьные компьютеры страны, но еще и выложить немалую сумму за рекламу своей продукции, рекламу, в сравнении с которой полностью купленный компанией тираж «Компьютерры» (чисто гипотетическое предположение) - песчинка в пустыне. Государственная поддержка - страшная сила. Полагаю, руководство софтверных компаний все это осознает не хуже меня и, пожалуй, согласится даже с необходимостью оплаты такой рекламной сверхакции. Проблема только в конкретной сумме. А ее определяют вовсе не школьники, а пресловутые российские чиновники, которых, как давно всем известно, проще и дешевле купить. Не подумайте, что я тут обвиняю Минобразования или еще кого-то во взятках. Будут документы - обвиню обязательно. А пока только хочу сказать, что даже не первой свежести проститутка с Ленинградского проспекта знает себе цену. Мы же можем легко продать всю нашу молодежь ни за что, да еще и оплатить «благодетелю» стоимость лицензий из общегосударственного кармана. Верните мне мои налоги, я буду учить своих детей информатике сам!

С другой стороны, мы оказались в патовой ситуации. Ни одна из альтернатив не разрешает проблемы. Посмотрите объявления о вакансиях: много вы видели запросов на специалистов по Star Office, «Лексикону» или Linux? Полагаю, в честном тендере Microsoft выиграла бы так или иначе, даже не прибегая ни к каким ухищрениям. Другое дело, а возможен ли в такой ситуации честный тендер?

Бытующие в обществе представления чрезвычайно устойчивы - таков уж механизм их существования, он обеспечивает только долговременный баланс, и период смены приоритетов зачастую превышает период смены поколений. Полагаю, в ближайший десяток лет доказать преимущества альтернативных программных продуктов не удастся: наше поколение, подсевшее на продукты Microsoft за неимением практической альтернативы, мнения своего не изменит и по праву старшего постарается вдолбить его в головы поколения нового, с тем чтобы оно продолжило «дело отцов». Нужен слишком сильный возмутитель спокойствия, что-то, что заставит нас самих усомниться в правильности выбора и не навязывать его идущим позади - пусть разберутся сами, с нуля. Возмутителя такового, впрочем, ждать тоже неоткуда: вырвавшийся на оперативный простор софтверный бизнес втянул в оборот такие средства, что подступиться к нему и сейчас непросто, а дальше будет еще тяжелее.

Но присмотритесь внимательнее: не загоняем ли мы себя в сети сами? Владение текстовым редактором, разумеется, навык полезный, однако, как говорит один из моих бывших учителей, а ныне хороший друг, не нужно учить детей наукам, нужно учить их учиться. А чему и как учиться, они разберутся сами - не глупее нас, надеюсь.

[i40201]


Сергей Леонов
sleo@computerra.ru
 


<<  Новости
Все материалы номера