Свежий номер №22 (399)
/ Двенадцать советов Дата публикации: 12.06.2001 Евгений Козловский, ekozl@computerra.ru
Совет пятый: на что снимать? Ну, то есть, если вы уже купили камеру, у вас почти никогда и не спросят (почти - потому что некоторые камеры определенную свободу выбора дают: многие Olympus’ы, например, позволяют снимать на CompactFlash и на SmartMedia одновременно [то есть, разумеется, не одновременно, но можно иметь одновременно оба носителя в камере и переключаться между ними; более того, картинки можно скачивать с одного на другой - ну, скажем, для спокойной уверенности, что особо важный кадр не пропадет - или, если у вас есть переносное на десктоп/ноутбук устройство только одного типа]); D1 от «Никона» или D30 от «Кэнона» позволяют пользоваться CompactFlash’ками как первого (стандартного), так и второго (утолщенного и в пересчете на каждый мегабайт - слегка более дешевого) типа, - или предпочесть MicroDrive; Е-10-й тоже допускает толстенькие флэшки второго типа и - реально - работает и с MicroDrive, но его использование производителем настойчиво не рекомендуется - без объяснения причины, о которой, впрочем, можно догадаться: MicroDrive отбирает впятеро больше энергии, чем CompactFlash, там может что-нибудь перегреться и испортиться, и уверяю вас, что по гарантии такой аппарат вам изо всех сил постараются не поменять; впрочем, особо дерзких готов попровоцировать, чтобы узнать о результатах. По сумме впечатлений, из пары CompactFlash-SmartMedia я безусловное предпочтение отдал бы первой: там и интерфейс вдвое толще, и я не видел еще ни одной сбойнувшей CompactFlash’ки, а вот сбоящих смартмедий видел около десятка. Иной раз это просто потерянные кластеры, что лечится форматированием в самом аппарате или, если не лечится, - диск-доктором, при подключении карточки к компьютеру, - но все снимки спасти не удается никогда. К тому же карточки SmartMedia толстеют очень медленно (как и дешевеют) - на объем же CompactFlash теоретических ограничений, кажется, нет вообще, практически же сегодня доступны 256 мегов. Однако стоят они под 500 баксов, тогда как гигабайтный (!) MicroDrive может обойтись буквально вдвое дешевле. Так что, если вы любите снимать и время от времени выезжаете в экзотические места, MicroDrive будет предпочтительнее всего. Рассказывают, что надежность у него поменьше, - по опыту скажу, что из снятых мною на MicroDrive десятков двух гигабайтов только один раз возникла потребность во вмешательстве диск-доктора, который проблему разрешил, - в результате я не потерял ни одного снимка. Правду сказать, два десятка гигабайтов - недостаточный объем, чтобы можно было спокойно рекомендовать MicroDrive, - однако я пока что к нему склонен более, чем ко всем другим носителем. И главная причина тут даже не в цене (хотя каждому приятно потратить денег поменьше, ну, кроме героев национальных анекдотов последних лет), а в возможности, гуляя, скажем, по Парижу или Кракову, не таскать с собой, кроме аппарата и объективов, ноутбука или там магнитооптического привода - для периодической очистки флэшек. По моему опыту, одного MicroDrive хватает для целого дня прогулок по Парижу, - правда, пару раз приходилось просматривать снятое и кое-что подтирать. Ну, в самом крайнем случае, при больших, чем у меня аппетитах, - раскошелитесь на два MicroDrive - все равно на круг получится дешевле. Правда, как я уже сказал выше, MicroDrive прожорливы в смысле питания, но проблемы питания цифровых камер я намерен обсудить ниже, отдельно. А здесь уместно поговорить о перекачке снятого на компьютер. Что касается прямого соединения камеры с компьютером - мне это решение нравится не слишком, даже если вместо типичного для недорогих камер COM-подключения вы имеете достаточно быстрые SCSI- или USB-варианты (встречается порой и быстрый инфрарэд, который реально в быстром режиме ни мне, ни Хрупалову запустить не удалось ни разу) - я предпочитаю вставлять в компьютер носитель. Ну, хотя бы чтобы зря не расходовать энергию фотоаппарата и не громоздить его на корпус десктопа, рискуя уронить. В случае со SmartMedia возможностей перестановки носителя в компьютер снова меньше: нужно либо прикупать подешевевшие до 35-40 долларов в последнее время PCMCIA-адаптеры, либо комбинированные флэш-ридеры, которых сегодня на российском рынке почему-то просто кот наплакал. PCMCIA же переходник для CompactFlash, который, в сущности, представляет собой обычный удлинитель, - их полно и недорого, чаще всего CompactFlash просто таким комплектуется. Всякие же LPT- и USB-переходники для десктопов имеются в достатке и стоят чуть ли не от пяти баксов. Почти все сказанное по поводу CompactFlash можно отнести и к MicroDrive. Что касается продвигаемого фирмой Sony стандарта MemoryStick, я им реально не пользовался - однако и дурных слухов не слышал.
Совет шестой: источники энергии Камеры энергожорки. Если вы намерены пользоваться батареями, то покупать их надо только емкие и дорогие, и всё это вам станет в эксплуатации даже дороже пленки, - дешевые же батарейки порою садятся, не успев обеспечить энергией даже один кадр. Проверял. Поэтому, если камера аккумуляторами не комплектуется, переход на них должен стать одним из ваших первых поступков после покупки камеры. Но и тут не все так просто: приобретенные недавно мною аккумуляторы от Sanyo с заявленной емкостью 1,7 мА•ч дохли, не сняв и тридцать кадров. Правда, после отдыха снимали еще полстолько, но в сумме - не годились. Для покоя, хоть и явно переплачивая, я приобретал обычно 1,6 мА•ч аккумуляторы от Olympus: господа оттуда знают, на что пойдут эти аккумуляторы, и подбирают их правильно. Есть вариант прямо с олимпусовым же зарядным устройством - не слишком умным (кажется, отрубается по достижении определенной температуры, так что после остывания можно поддозаряжать), но зато и не слишком дорогим. Вообще, всё, конечно, зависит от того, сколько вы намерены (привыкли) снимать подряд (та же ситуация поездки в незнакомый фотоинтересный город), и от того, что у вас за аппарат. Есть - из мыльниц - весьма и весьма экономные. Среднеэкономные зеркальные «Олимпусы» могут снять летом (холод резко понижает емкость) на один комплект что-то эквивалентное двум фотопленкам, E-10 тянет одну-полторы. То есть у меня обычно в кофре лежало три комплекта заряженных аккумуляторов при одном - в аппарате. Порой и их не хватало на день, скажем, во Фландрии, а ночная зарядка всех разряженных комплектов делала сон, мягко скажем, нитевидным. В связи с чем, если ваш аппарат это позволяет, советую потратиться на приобретение больших аккумуляторов. Они обычно монтируются в специальных ручках (бустерах), на которых есть еще и несколько добавочных фичей, - например, кнопка спуска для вертикального положения камеры. У E-10 такой бустер с литий-полимерной батареей и зарядником стоит за 600 баксов (добавочная батарея - около двух сотен), - зато емкость фантастическая, побольше, чем у стандартного ноутбука, а зарядка - вместо обещанных как-то Романом Косячковым для батарей такого типа восьми часов занимает всего два-три часа. Я, снимающий очень помногу, пока не сумел энергию этой батареи истощить за сутки до конца: при том, что стал позволять себе просмотр снимков, выборочное удаление и прочие энергоемкие операции. Аналогичные бустеры D1 и D30, по моим впечатлениям, не менее мощны: сняв как-то в Париже пару гигабайт, я обнаружил, что сумел разрядить только одну из двух батарей D30. Отдельный разговор возникает, если вы собираетесь ехать с цифровиком куда-нибудь в дикие места Алтая или Саян и жить в палатке. Без автомобиля с его генератором-аккумулятором, к которому всегда можно найти или спаять зарядный интерфейс. Тогда - выход в применении солнечных батарей, которыми наша разваливающаяся промышленность вполне способна вас снабдить. Я видел такие устройства, работающие вполне удовлетворительно. Правда, придется применить смекалку и прочие истинно российские качества, - но, коль вас влечет жизнь в палатке на Алтае, а не в электрифицированном коттедже в Альпах, - таких способностей вам не занимать.
Совет седьмой: формат снимков Камеры попроще и подешевле (что, впрочем, совпадает не всегда) обычно предоставляют возможность записывать снятое в формате JPEG, порою оставляя выбор между бОльшим и меньшим размером в пикселях и большей или меньшей степенью сжатия. Коэффициенты сжатия до четырех кажутся мне приемлемыми для большинства целей. Когда камера подороже, обычно к вашим возможностям добавляется возможность записывать снимок без сжатия с потерями (JPEG), чаще всего это формат TIFF, порою - не один его вариант. У самых продвинутых камер присутствует еще и способ записи RAW, который, собственно, графическим форматом не является и который у каждой из камер - свой, как совсем свой у Photoshop’а. Так что, чтобы писать снимки в RAW, вы должны иметь декодировщик, который, как правило, поставляется с камерой (как правило, - потому что один мой приятель купил голенькую D1 и потом долго пытался отыскать программу расшифровки ее RAW’ов). RAW гонит с матрицы информацию сырую, как она есть, - поэтому записывать снимки в RAW имеет смысл тогда, когда матрица позволяет снять с себя глубину цвета больше, чем те 24 бита, которыми вы будете пользоваться при просмотре или печати снимка (бывают камеры - опять же, из тех что подороже, не со стандартными восемью битами на цвет, а с десятью, двенадцатью и даже шестнадцатью), и если вы собираетесь этой избыточной глубиной пользоваться - исследовать, скажем, в том же Photoshop’е, какая часть информации избыточна, и обрезать ее или передавать снимки специалистам для высокой полиграфии. Мой глаз разницы между мало сжатым (до четырех крат) JPEG’ом и TIFF’ом, сказать честно, не улавливает, зато мои нервы очень даже улавливают время записи на флэшку TIFF-кадров (если камера очень хороша и дорога, вроде D-1 или D-30, она имеет много оперативной памяти, так что даже запись в формате TIFF не отвлекает от продолжения съемки, чего нельзя сказать ни об одном из известных мне «Олимпусов»), - поэтому если я когда и записываю снимки в TIFF’е - только для каких-нибудь специальных целей (портрет на обложку, например), - и всё равно, полагаю, что делаю это зря. Другое дело, что, записав снимок в JPEG, вы должны потом обращаться с ним правильно, - то есть, взяв его на обработку в какой-нибудь графический редактор, запоминать после обработки в неискажающем формате - иначе каждая редакция будет наслаивать в картинке искажения, от которых потом избавиться будет уже невозможно. Единственное исключение, известное мне: в довольно распространенной программе ACDSee можно вполне безбоязненно-безболезненно пользоваться специальным пунктом меню, который позволяет повернуть jpg-снимок на кратный 90 градусам угол, ничего не потеряв в качестве. На E-10-м «Олимпусе» максимальный размер кадра 2240х1680 пикселей; в 2,7-кратно сжатом JPEG’е он занимает приблизительно два-три мегабайта (приблизительно, потому что степень сжатия зависит от содержания кадра, и, когда вы видите на счетчике определенное число оставшихся кадров, имейте в виду, что это гарантированный минимум, а на самом деле их войдет, скорее всего, больше, и порой - больше заметно), так что я уже привык, что зарядка моего E-10-го: приложенная к аппарату 16-мегабайтная карточка SmartMedia плюс отдельно купленный 256-мегабайтный CompactFlash в сумме дают что-то около 110 снимков, то есть три традиционные фотопленки. В крайних случаях (отсутствие под рукой ноутбука и ожидание многих объектов для съемки) я переключаю сжатие на четверку. Есть там еще и восьмерка, дальше же количество возможных снимков можно увеличить, только уменьшая их пиксельные размеры. Обыкновенно я поступаю с отснятым (в 2,7 JPEG’е) материалом так: скачиваю его на десктоп, просматриваю, стираю очевидный брак, а отобранные лучшие снимки загружаю в Photoshop. После обработки запоминаю их в сжатом (без потери информации) TIFF’е. И записываю на отдельные компакты оставленные JPEG-оригиналы и отобранные TIFF’ы. Причем, к каждому TIFF’у я добавляю - под тем же именем - малюсенький, 67 на 53 пикселя, bmp-вариант, чтобы, если надо найти нужный снимок, микрокартинка отображалась прямо в «Эксплорере». Если же я уезжаю на несколько дней в какое-нибудь фотоинтересное место, первую часть работы (отбор и запись оставшегося) провожу прямо в гостинице, пользуясь для этого PCMCIA-рекордером от HP.
|