Свежий номер №22 (399)  / Двенадцать советов
 
Дата публикации: 12.06.2001

Евгений Козловский, ekozl@computerra.ru

 
Страница 1
Страница 2 >>

Совет первый: покупать ли?

Если у вас есть пленочная мыльница и вы снимаете ею две-три пленки в год, причем если в кадре отобразилась ваша подружка на фоне, скажем, Колизея, и кто из них крупнее - для вас не важно, а важно запечатлеть сам факт ее - за ваш счет - возле Колизея присутствия, и результаты вас вполне устраивают, - вам пока ничего менять не надо. Оставайтесь при этой камере, вам хватит ее еще на добрый десяток лет, в течение которых, по моему ощущению, все Кодак-киоски не закроются.

Капля яда: имея компьютер, подключенный к Интернету, и Photoshop с первоначальными навыками пользования им, вы можете изготовить подобные фотографии, даже не вывозя подружку в Рим: вынете снимок Колизея из Сети и впечатаете поверх снимок подружки, сделанный на даче или даже в собственной квартирке…

Сепия против неинтересного Цвета

Сепия против неинтересного Цвета

Совет второй: если покупать - какую?

Если для вас все же важно качество запечатления на снимке мира - смотрите на него не через приблизительную оптическую конструкцию дальномерного фотовидоискателя и не через микроскопический LCD-экран, а исключительно через объектив. Чтобы быть уверенным, что на матрице запишется именно то, что вы видите. И дело тут не в том, что, когда объект съемки близок от вас, возможен оптический параллакс, и у вашей подруги вдруг окажется отрезанным правое ухо - это можно учесть, да многие камеры учитывают это и сами; и не в том, что изображение на LCD-экране дискретно и подергивается с частотой примерно 2-3 кадра в секунду - к этому можно привыкнуть, да я и не исключаю появления (или даже уже наличия) камеры, преодолевшей такую задумчивость, - дело в непосредственной связи вашего глаза с миром через инструмент запечатления. Тут многое, конечно, зависит от матового стекла, на которое при выборе сюжета проецируется изображение, и общей конструкции камеры: почти прозрачное стекло зеркальных цифровых Olympus’ов (там зеркальность специальная: зеркало не отпрыгивает в момент съемки, а остается на месте, обеспечивая двойную функцию своей полупрозрачностью), в отличие от классических матовых стекол с линзами Френеля цифровых «Никонов» и «Кэнонов», практически не способно служить достаточно точным инструментом оценки резкости (так что, как правило, приходится полагаться на автоматику, которая у камер подешевле частенько подводит), да и предварительно оценить глубину резкости на глаз тоже весьма затруднительно. Кстати заметить, - возвращаясь к параллаксу и отрезанному уху, - площадь кадра, видимая вами в зеркалке, порою бывает на 20-25 процентов меньше той, что будет потом на снимке, - но тут невозможно ничего отрезать, скорее наоборот: вы имеете запас, который в данном конкретном случае отнюдь не безвреден, ибо уменьшает возможную полезную площадь кадра; впрочем, обычно к этому недостатку довольно быстро приноравливаются и компенсируют его рефлекторно.

Второе достоинство зеркалки - возможность менять объективы, пристраивать к камере конверторы, микроскопы-телескопы, а также оценить результат еще до того, как «вылетит птичка». Правда, у зеркальных «Олимпусов» объективы не сменные (есть только набор насадок), зато у «Никонов» и «Кэнонов» - вполне. Правду сказать, аппараты со сменной оптикой незеркальными практически и не бывают.

Как правило, зеркалка стоит дороже дальномерки или - за ту же цену - предлагает меньшие матрицу или набор добавочных возможностей. Недавно я получил от одного читателя письмо с просьбой объяснить, чем я мотивирую мое пристрастие к зеркалкам. Я ответил ему, что однажды, тестируя дальномерную камеру, взял ее с собой в питерскую поездку и наснимал там довольно много. Снимки я получил достаточно хорошие, а удовольствия - никакого.

Не исключаю, что это сугубо мои, рудиментарные, пристрастия, - но, коль советую я, умолчать о них не могу.

Сегодня можно за 700 баксов купить зеркальный 2,5-мегапиксельный Olympus 2500 или за 1500 баксов - Olympus Е-10, - или уж покупать коробки от «Никона» или «Кэнона» за цены от 3000 баксов, будучи готовым еще больше потратить на набор объективов. Сам я, проснимав год 2500-м, сменил его полгода назад на Е-10-й, который - если на него найдется покупатель - сейчас собираюсь поменять на D-30 от «Кэнона».

Diffusion Glow: Идеальный Романтический Портрет

Diffusion Glow: Идеальный Романтический Портрет

Совет третий: на что обратить внимание при выборе экземпляра

Процесс изготовления матриц (как, впрочем, и большинства сложных или больших чипов) очень сильно подвержен теории вероятности, то есть производитель заранее точно не знает, какой процент продукта пойдет в брак. Брак иной раз бывает не смертельным, и в случае, скажем, процессоров, такой кристалл попадает в корпус, промаркированный более низкой частотой; бывает и смертельным, что вызывало, например, большую отбраковку процессоров Pentium Pro (где кристалл собственно процессора совмещался с кристаллом кэш-памяти, и выяснить, нет ли там или там брака, можно было только после сборки) и, соответственно, их дороговизну. Дороговизна цифровых камер в начале их производства была обусловлена примерно тем же, причем с ростом площади матрицы вероятностный брак рос логарифмически.

Сегодня научились довольно безболезненно производить достаточно большие (как физически, так и логически) матрицы, - но, чтобы цена их не взлетала слишком высоко, на некоторые сбои элементов смотрят сквозь пальцы и вписывают в техусловия.

Другими словами, если вы купите цифровик, на матрице которого два-три десятка битых элементов, вам его по гарантии скорее всего не заменят, сославшись на те самые техусловия (которые, естественно, не рекламируются), - значит, надо обратить особое внимание при покупке аппарата именно на битых элементов минимальное количество или - в идеале - отсутствие. Некоторые сбойные элементы проявляются только в более или менее экстремальных условиях: при повышенной температуре или при малой освещенности. Ну, сунуть аппарат на минутку перед покупкой в микроволновку вам, положим, никто не позволит, а вот снять при максимально выставленной чувствительности уголок под столом или даже оборотную сторону крышки объектива - тут вы в своем праве. Правда, если сбойные пиксели не сгруппированы в области по 10-16 штук, разглядеть их на малюсеньком мониторе аппарата будет сложно - так что захватите с собою и ноутбук.

В принципе, можно добиться, чтобы информация о координатах сбойных пикселей была прошита в ПЗУ аппарата и на эти места подавалась усредненная информация с соседних, - но это непросто. Можно написать макрос для Photoshop’а, который будет автоматически делать то же самое с готовыми снимками. Можно, наконец, поправлять соответствующие места вручную. Но все же - согласитесь - лучше купить аппарат, матрица которого близка к идеалу.

Кстати, очень много интересного на этот счет собрал и осмыслил наш читатель Михаил Соколов - наведайтесь на http://digicam.narod.ru/noise/noise.htm.

Diffusion Glow: средство против смазки

Diffusion Glow: средство против смазки

Совет четвертый: что и как снимать?

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, ответ на него не столь очевиден. Дело в том, что наш мозг, обрабатывая сигналы от глаз, проделывает совершенно головокружительные кульбиты - фотографический же приемник, будь то пленка или матрица, возможностями мозга не обладает. Вы смотрите в окно машины и нажимаете на тормоз, потрясенные великолепным пейзажем. Вы нажимаете на спуск, уверенные, что вам удалось захватить пейзаж, вместе со впечатлением, с собой. И полностью обескураживаетесь, когда, доехав до дома, видите на экране монитора нечто невнятно-банальное. Просто, когда вы жали на тормоз и спусковую кнопку, вы видели и всю ширь пейзажа до горизонта, и то, в двадцати метрах от вас стоящее, удивительное дерево, и даже уткнувшую нос в лапы дремлющую собаку на опушке. Сознание, виртуально приблизив к вам и дерево, и собаку, поместило их в раму мелкого общего плана - объектив же поймал их такими мелкими, какие они и были в тот момент, - да вы еще, чтобы охватить всё, вывели зум на максимальную широкоугольность… А может, вы наоборот наехали зумом на собаку максимально, подсознательно надеясь, что в кадр попадет и поле до горизонта, и закатное солнце, и микеланджеловские нагромождения облаков, - на снимке же оказалась одна собака, вне окружения совсем и не интересная.

Поэтому самое главное умение, которому, если хотите снимать адекватно замыслу, вам надо будет научиться: видеть не окружающий мир, но некую композицию в совершенно определенной рамке. И отдавать себе отчет, что всё, что за границами этой рамки, вам в снимке передать не удастся никак. Вы, наверное, видели некий штамп (имеющий глубокие корни в реальности) изображения киношников, людей, то и дело складывающих пальцы рук в рамки и сквозь них исследующих окружающий мир.

Кино, дитя фотографии, доводит истину ограниченности кадра до очевидности и почти анекдотов. «Когда б вы знали, из какого сора…» То есть, порой даже представить себе трудно, в каком окружении снимаются (доснимаются) те или иные крупные планы. Я помню, на съемках Владимиром Мотылем (режиссером «Белого солнца пустыни») фильма «Лес» мы не успели организовать ночную сцену объяснения героев под проливным дождем - то есть общий вид ее сняли, а назначенные на другой день укрупнения - нет, поскольку резко похолодало и природа неукротимо пошла в зиму. И вот, среди этой самой зимы, в Питере, географически и стилистически весьма далеком от подмосковной усадьбы, где шли основные съемки, на четвертый, бассейный, этаж одной из бань были затащены обрубки стволов деревьев, кафельные стены затянуты черной тканью, а вполне комфортный, теплый дождь получался из многочисленных душевых леек… Если приведет судьба увидеть картину, - попробуйте догадайтесь, какие куски сцены снимались в лесу, а какие - в бане.

Правда, у кино есть способ преодолеть тупость пленки с помощью панорамы ли (хуже) или проезда с наездами, с помощью ли монтажа: сперва - тот самый общий план до горизонта, потом, отдельно, крупно - дерево, собака - и снова возврат к общему плану. У фотографии такой возможности, увы, нет, даже если вы сделаете аналогичную монтажную серию снимков.

Следующая деталь. Почти все нынешние камеры, от не самых элементарных мыльниц и до супердорогих профессиональных аппаратов, снабжены зумом, объективом с переменных фокусным расстоянием. Часто неискушенный фотограф думает, что зум - это инструмент лени, что проще подкрутить колечко, чем подойти к фотографируемому ближе. На самом деле, изменяя фокусное расстояние объектива, вы меняете взгляд на мир: чем это самое расстояние больше, тем мир на снимке получается спрессованнее, и наоборот, чем меньше - тем распахнутее. Особенно эти эффекты заметны на крайностях: пятисот- и более миллиметровые телевики, с одной стороны, «рыбий глаз» - с другой. И еще: чем длиннофокуснее объектив, тем больше у вас появляется возможностей играть на разной резкости объекта и фона, особенно, если вы максимально возможно открываете диафрагму. Снимая человека с портретной прикидкой, вы просто обязаны увести фон в нерезкость (если у вас нет специального замысла), для чего увеличить фокусное расстояние и раскрыть диафрагму пошире (если так не сделали, отчасти можно исправиться позже, в Photoshop’е, применив фильтр - скажем, Gaussian Blur). Обычно фокусные расстояния зумов цифровиков справочно, в описании, даются приведенными к стандартной 35-миллиметровой пленке (при мелких размерах большинства матриц фактические фокусные расстояния всегда меньше и, порой, очень заметно меньше) - так вот, нейтральному, неискаженному взгляду на мир соответствует фокусное расстояние около пяти сантиметров.

Дальше: недурно чувствовать (или знать, выучив) и основные законы композиции и нарушать их только сознательно. Например, пейзаж, где горизонт делит кадр пополам, обычно разваливается и потому - плох. Горизонт (или какая другая идущая через весь кадр горизонталь) должна располагаться где-то в районе одной или двух третей картинки.

Наконец, вспышка. Опять же, практически все современные камеры, оснащены ею, встроенной, по умолчанию. Забудем про красные глаза, которые способны появиться на снимке, несмотря на разного рода ухищрения производителей вроде предвспышки: стакан пива, выпитый снимаемым, может свести все эти ухищрения на нет - в любом случае освещение в лоб приводит к плоским картинкам и отвратительным резким теням. Поэтому наличие в вашей камере встроенной вспышки говорит только о том, что, при случае, вам удастся зафиксировать некий факт. Даже о минимальной художественности можно только мечтать (хотя порой бывают некие ситуации, вроде, например, отсутствия близкого заднего плана; или маленькие хитрости вроде закрывания встроенной вспышки листом бумаги). В связи с чем, если у вас все-таки есть претензии на художественность и желание снимать не только при достаточном освещении (а большинство цифровых камер, кроме самых дорогих, имеют весьма низкую чувствительность матрицы, эквивалентную где-то сотне единиц ISO, и ее разгон очевидно приводит к потерям в изображении) - вы просто вынуждены озаботиться добавочной, внешней вспышкой. Но, чтобы суметь ею воспользоваться, камера должна иметь как минимум - синхроконтакт. (Как минимум, потому что камеры получше имеют горячие башмаки, обычно рассчитанные на специальные вспышки, которые в этом случае позволяют вам, снимая в автоматическом режиме, об экспозиции не заботиться вообще.) Если синхроконтакт есть, вы подключаете к нему вспышку, свет которой направляете на потолок или стену, - в результате получаете на снимке иллюзию естественного рассеянного света и никаких резких теней.

P. S. Когда-то в молодости, в городе Омске, я ходил в фотоклуб. Мы собирались раз в неделю и показывали друг другу последний урожай, взаимно обсуждали его... Пользы, я полагаю, этот клуб мне принес много. Так вот: на его дверях висело полушутливое объявление: «Снимки детей и лебедей к рассмотрению не принимаются». Имелось в виду, что заведомо трогательный сюжет испортить трудно, равно как трудно сквозь него объективно рассмотреть творческие и технические достоинства или недостатки снимка.


 
Страница 1
Страница 2 >>


Евгений Козловский (фотография) Евгений Козловский
ekozl@computerra.ru
 
Главный Редактор "Компьютерры". Писатель, драматург, киносценарист, эссеист. Автор популярных книг по компьютерной тематике и статей в компьютерной прессе.


<< Антисоветчина Сергея Щербакова
Все материалы номера
Чистая цифра >>