Свежий номер №22 (399)  / "Вкусные" штучки
 
Дата публикации: 11.06.2001

Александр Асташов, astashov@electon.ru

 
1
Врезка: Гаджеты >>

Гаджеты? Гаджеты… Гаджеты! Сколько раз я слышал это слово за последнее время! А начиналось все просто. Где-то около года назад обнаружилось множество устройств, не подпадающих под стандартные определения: «компьютеры», «КПК», «сотовые телефоны» и т. п. А писать об этих странных дивайсах было интересно и забавно - вот и пришлось им придумывать новое собственное название. Хотя нет, - название это, конечно же, уже было, просто о нем тогда мало кто слышал. Назывались эти устройства гаджетами.

Слово gadget в переводе с английского - приспособление, техническая новинка, или, если пренебрежительно, - безделушка, ерунда. В общем, жила эта ерунда, развивалась потихоньку; где в тексте встретится, где вдруг новость про какой-нибудь гаджет проскочит, а то и обзор целый. И вот, как-то раз приходит мне письмо: «А не возьметесь ли вы написать статью про гаджеты?». «Возьмусь!» - ответил я. И взялся.

А дай-ка, думаю, напишу про холодильник с доступом в Интернет?! Нет, уже было. А вот, вот, про часы с mp3-плейером, хотя нет, лучше про телефон с телевизором! Нет, старье. Или вот - про электронную стрекозу-шпиона! Хм… нет, не то, все не то. В общем, озадачился не на шутку.

А решение оказалось, как всегда, простым - не нужно писать о гаджетах. Точнее, писать нужно, но совсем не о гаджетах. Почему? Попробую объяснить.

Что сейчас происходит с гаджетами? Это слово кочует с сайта на сайт, из журнала в журнал, из номера в номер. Новости околокомпьютерного мира целиком посвящены рассказам о гаджетах. Например, всего пару лет назад, открываешь компьютерный журнал и читаешь: «объявлен новый чипсет для материнских плат», «поступила в продажу новая видеокарта», «частота процессоров фирмы такой-то поднялась еще на столько-то мегагерц». Сейчас же заголовки совсем другие: «миниатюрная цифровая камера для сотового телефона», «универсальный аудио-видеоплейер с возможностью работы в Интернете», «упаковки продуктов скоро начнут петь»…

Писать о новых процессорах стало неинтересно. Первые Pentium II разжигали любопытство, это было нечто, а вот появление полуторагигагерцового процессора - уже ничто, несмотря на преодоление производителем огромного количества технологических трудностей. Большинство людей не используют целиком мощность процессора даже с вдвое меньшей тактовой частотой. Новая видеокарта? Здорово - чуть выше частота видеочипа, чуть больше полигонов в секунду. И все.

Если присмотреться к большинству современных новинок в области электроники, то получается, что вещи принципиально новые встречаются крайне редко. Жизненный цикл отдельно взятой индустрии представляется следующим образом: кто-то изобретает, умудряется сделать что-то новое, это новое тут же подхватывают все остальные производители, после чего наступает длительный период увеличения мегагерц, запихивания новых мегабайтов памяти и в конце концов - раскраски корпусов в другой цвет, когда уже не получается увеличивать мегагерцы или мегабайты.

Причем это не только проблема пользователя. Спад популярности электроники - тенденция неприятная и для производителей. Общество уже насыщено компьютерами, сотовыми телефонами и т. п., и людей мало привлекает идея апгрейда ПК или смены сотового телефона, поскольку в этом зачастую нет смысла: старые устройства вполне справляются со своими функциями. Соответственно, снижаются темпы роста продаж новых устройств, компании теряют прибыли, падают котировки их акций.

Заметно ухудшается ситуация даже на столь молодом и, казалось бы, перспективном рынке ручных компьютеров. Буквально за последние год-два в этой области наметилась весьма интересная тенденция: потенциальные покупатели вместо вопроса «нужен ли мне КПК?» интересуются вопросом «какой именно КПК мне нужен?». Разница в этих двух фразах (быть может, кому-то и незаметная) говорит о многом. Даже у нас в России, принимая во внимание хроническое отставание от Европы и Америки, все больше и больше людей, уже решивших приобрести новую игрушку, долго не могут определить, какой ручной компьютер подойдет именно им. Основной проблемой для потенциальных покупателей является наличие по крайней мере двух-трех различных устройств, плюсы и минусы которых уравнивают устройства между собой по потребительским качествам или же компенсируют разницу в стоимости. Многие люди просто не осиливают процесс сравнения и затрудняются в окончательном выборе. Бывает, из-за этого они вообще отказываются от покупки.

Чтобы решить эту проблему, производители переносят акцент с получения прибыли от производства и продажи устройств на получение прибыли за счет создания всевозможных сервисов для этих устройств. Взять хотя бы WAP, основной целью создания которого, по мнению некоторых специалистов, является попытка производителей «железа» и сотовых операторов получить лишние деньги с пользователей. Еще один пример демонстрирует рынок домашних развлекательных систем - игровых консолей, где производители сознательно продают устройства ниже себестоимости, пытаясь «вернуть свое» на продаже игр к ним.

Еще тяжелее в нынешних рыночных условиях приходится компаниям молодым. Выйти на сложившийся рынок им трудно из-за высокой конкуренции. Кроме «китов», конкурировать с которыми просто нереально (попробуйте обойти Microsoft в области ОС для настольных систем), есть масса других, менее крупных компаний, занявших все уголочки и щели отрасли.

А причем здесь гаджеты? Все очень просто. Это еще один способ найти себе место под солнцем. Для этого достаточно придумать что-то, чего никогда не было и что, собственно, отличается от того, что есть.

Простой пример из области сотовой связи: небезызвестная Nokia, которая придумала «запихнуть» в телефон игрушку - как помнится, змейку. Столь незамысловатое решение повысило популярность продукции финского гиганта, а заодно и положило начало «сотовым» играм. Еще изобретательнее поступили компании IDEO и ElectroTextiles, пошедшие заметно дальше просто стильного дизайна и создавшие «гибкий» мобильник, который можно мять, гнуть и скручивать.

Коммерческую выгодность разработки неординарных устройств подтвердила, к примеру, компания C Technologies, занимающаяся производством сканирующих ручек C-Pen - устройств, быть может, и не очень полезных, но зато необычных 1. Новое направление и отсутствие конкурентов помогли фирме практически не пострадать от всеобщего кризиса на рынке высокотехнологичных компаний. Кстати, как и у Nokia, у C Technologies уже есть последователи - видимо, именно их идеи позаимствовала компания Aiptek, создавшая «шпионскую» камеру PenCam Trio, замаскированную под обычную авторучку.

В общем, все то, что принято называть гаджетами, стало для производителей еще одним средством привлечь внимание покупателей. Устройство - будь то телефон, компьютер или утюг, - отличающееся от всех остальных, наверняка найдет своих почитателей. В конце концов, кто из нас не любит оригинальные, необычные вещи?! Спорить со специалистами я, пожалуй, не буду, но позволю себе назвать последний год именно «Годом гаджетов». Гаджеты перестали быть чем-то непонятным и неизвестно откуда взявшимся и прочно заняли свое место в отрасли.

Собственно, поэтому я и не хотел писать о Гаджетах с большой буквы. Не заслуживают они того. Не заслуживают.

А писать, пожалуй, стоит не о том, что есть, а о том, что будет. А с этой точки зрения очень многие из гаджетов являются вовсе не плодом больной фантазии разработчиков, а маленькой, почти незаметной ступенькой в будущее.

Вот, к примеру, тостер, выжигающий на куске хлеба прогноз погоды, взятый из Интернета. Бред? Бред. Но это далеко не замыслы фантаста - это то, что ждет нас в ближайшем будущем. Эти устройства, которые существуют уже сейчас, года через два появятся во многих домах, а еще через несколько лет станут неотъемлемой частью нашей жизни.

Судя по количеству подобных устройств (а их с каждым днем становится все больше и больше), можно предположить, что мы стоим на пороге серьезных перемен. Не так давно нечто подобное произошло с компьютерами, когда они из малодоступных и малопонятных устройств превратились в домашних и офисных питомцев, став столь же обычными, как цветной телевизор. Человечество вдруг стало компьютеризованным. Теперь нас, похоже, ожидает переход на более глубокий уровень - к человечеству «оцифрованному».

Если бы меня спросили сейчас, что такое гаджет, я бы, наверное, ответил, что это новое и необычное устройство, которое - осознанно или неосознанно для разработчиков - стало зеркалом будущего. Это то устройство, которое позволяет понять, что же будет там, в далеком и неизвестном две тысячи каком-то году.

Первые электронные часы с калькулятором определили один из путей развития наручных часов. Прошло не так уж много времени, и калькулятор в часах превратился в настоящий компьютер - IBM создает уже вторую версию компьютерных часов с ОС Linux. А появление таких изобретений, как часы с цифровой камерой, GPS-приемником или MP3-плейером, помогает понять, какими будут рядовые наручные часы буквально через несколько лет. Достаточно лишь представить себе «линуксоидные» часы IBM, только совмещенные с сотовым телефоном, работающим в сетях третьего поколения, а заодно оснащенные цифровой камерой и массой других «фишек».

Или, скажем, надеваемые компьютеры. Еще год назад подобные устройства существовали в основном как опытные образцы и изготовлялись небольшими партиями под заказ. Вероятно, надеваемые компьютеры рано или поздно придут на смену карманным. Или, возможно, достоинства обоих классов ПК, а заодно и функции сотовых телефонов, будут объединены в нечто новое.

Индустрия не стоит на месте. То, что сейчас ново и необычно, через год-два получит в наследие массу клонов, копий, «вариаций на тему». И перестанет называться гаджетами. Ну а пока эти устройства пополняют не семейства КПК или сотовых телефонов, а свое отдельное семейство, семейство отличающихся. На какое-то время.

Но в любом правиле есть исключения. Есть они и в мире электроники. Именно эти исключения, пожалуй, и заслуживают звания истинных гаджетов. Это устройства, которые, как правило, делают энтузиасты без каких-либо особых целей. Искусство ради искусства. В качестве одного из самых ярких примеров такого вот способа развлечь себя можно привести робота-диджея, созданного доцентом Ренсселаерского политехнического института. Разумеется, нельзя не вспомнить и знаменитого английского профессора Кевина Уорвика, в последние годы увлекшегося роботехникой. Сейчас эксцентричный профессор и группа его помощников работают над созданием имплантата, способного «оцифровывать» нервные импульсы человека и, возможно, передавать их другому человеку. Правда, в отличие от большинства изобретений, эти устройства вряд ли когда-нибудь станут коммерческими продуктами. Хотя - кто знает?

Напоследок хочется отметить, что, согласно некоторым последним исследованиям, даже представительницы прекрасного пола (по крайней мере, в Европе) все чаще предпочитают получить в подарок не коробку конфет, а какой-нибудь занятный электронный гаджет. Видимо, «вкусные» это штучки. Даже для дам.

Врезка: Гаджеты

[i39922]


1 (обратно к тексту) - Подробнее о C-Pen можно прочитать в статье Сергея Кащавцева в этой теме номера. - Р.К.

 
1
Врезка: Гаджеты >>


Александр Асташов
astashov@electon.ru
 


<< Си-пение
Все материалы номера
Ерундовины >>