Свежий номер №21 (398)  / Новости
 
Дата публикации: 01.06.2001

Компьютерра , site@computerra.ru

 
<< Страница 2
Страница 3

Микрофон-калькулятор

Немецкая фирма Neumann, которая производит высококачественные студийные микрофоны, представила свой первый цифровой продукт под названием Solution-D.

Сердцем этой системы стал микрофон D-01. Особенность его в том, что он цифровой, то есть на выход устройства подается не аналоговый, как обычно, а уже оцифрованный звуковой сигнал. Аналогово-цифровой преобразователь в D-01, расположенный сразу после воспринимающей звук мембраны, был специально разработан фирмой Neumann для оцифровки сигнала с очень низким уровнем (разрядность преобразования 28 бит, частота дискретизации до 96 кГц).

Вторым звеном системы является DMI-2, интерфейс, который преобразует сигнал от микрофона в стандартный профессиональный цифровой формат AES/EBU. Один интерфейс может работать одновременно с двумя микрофонами, готовится к выпуску и восьмиканальный вариант.

Изюминкой же комплекса Solution-D является третье звено, которым может быть любой обычный Wintel-компьютер, оснащенный портом USB. По USB ПК соединяется с интерфейсом DMI-2 и с помощью специальной программы может управлять одним или несколькими подключенными микрофонами (интерфейсы могут каскадироваться). Управлению поддаются направленность микрофона, уровень выходного сигнала, переворот фазы и обрезные фильтры, которые удаляют избыток низких частот при близком расположении микрофона к источнику звука. Интересно, что изменяются все эти параметры уже в оцифрованном сигнале, причем внутри самого микрофона (реализуется встроенными DSP).

В принципе цифровые микрофоны на профессиональном аудиорынке уже не новость, например фирма Beyerdynamic в свое время выпустила такое устройство (правда, без дополнительного интерфейса и DSP), но оно не снискало особой популярности. Однако приход в эту сферу такого гранда, как Neumann (первые микрофоны фирма выпустила в 1928 году, и сейчас ее продукцию можно встретить практически во всех звукозаписывающих студиях мира) позволяет предполагать, что вскоре цифровые микрофоны займут достойное место в индустрии звукозаписи. - А.Б.

Кошкин софт

Американская фирма CyberPounce выпустила набор компьютерных игр, предназначенных… для кошек. Проект возглавлял опытный дизайнер игр и любитель кошек Мэтт Вулф (Matt Wolf), больше десяти лет работавший для компаний Sega, Electronic Arts и других известных фирм. С помощью зоопсихологов Вулфу и программистам из компании Double Twenty Productions удалось создать, как говорит сам Мэтт, своеобразный «кошачий Quake». Зрительные образы, движения и звуковые эффекты специально подобраны под вкусы Мурок и Васек.

На диске размещены игры двух типов: с распространенными кошачьими игрушками - перышком, тряпичным мышонком и т. п., а также с «живыми» персонажами, например, мышкой, бабочкой, лягушкой, котом. И те и другие движутся на экране, но если игрушки перемещаются на нейтральном фоне и движения их довольно предсказуемы, то персонажи обитают в детально разработанном рисованном мире и их перемещения сравнительно сложны. Оба типа игр можно запустить в двух режимах: либо с кошкой играет компьютер, поочередно прокручивая все одиннадцать игр, входящих в комплект, либо изображениями управляет хозяин кошки.

Предполагается, что животное будет завороженно следить за движущимся объектом и время от времени пытаться поймать его лапой. Сам Вулф гордо заявляет, что кошки-бетатестеры (а в тестировании игры приняло участие около сотни животных) подчас проводили за компьютером больше десяти минут - и это при том, что в реальной жизни мало что способно завладеть вниманием кошки более чем на две минуты (еда и корень валерианы не в счет). По словам Вулфа, кошки могут играть в CyberPounce даже в отсутствие хозяев. Основная цель программы - немного растормошить ленивых домашних котов, большую часть жизни посапывающих на диване.

Братья наши меньшие редко интересуют программистов в качестве потенциальных клиентов. До последнего времени существовала только одна известная программа, которую косвенно можно было считать предназначенной для животных, - PawSense. Она анализировала нажатия на клавиатуру и, если обнаруживала, что на клавиатуру забрался кот, издавала весьма неприятный для этих животных звук, сгоняющий одного домашнего любимца с другого.

Во что превращается хозяйский монитор у кошачьих игроков со стажем, в CyberPounce скромно умалчивают, но Вулф официально заявил, что не собирается выпускать аналогичную программу для собак, потому что они бывают слишком крупны, чтобы играть с компьютером безболезненно для хозяйского ПК. Следующий «животный» проект - компьютерная обучающая программа для попугаев. - Ю.Ф., В.Г.

Атомный бильярд

Физики-теоретики и математики обожают играть в бильярд. С их точки зрения бильярдом является любая замкнутая система, в которой частицы упруго отражаются от границ. Но любовь к бильярду здесь не развлечение. Это простейшая модель, изучая которую ученые пытаются найти ответ на одну из главных загадок современной физики: каким образом в природе возникают хаотические, необратимые процессы.

Например, в обычном бильярде с прямоугольными стенками движение шаров (в идеальном случае) точно предсказуемо, а если короткие стенки заменить полукруглыми, как на стадионе, то шары будут двигаться хаотически. Порядок и предсказуемость восстанавливаются, если стенкам придать форму эллипса. Одна из проблем в том, что предсказания хорошо развитой «бильярдной» теории трудно подтвердить экспериментом, так как практически реализовать свободное движение «шаров» без трения и абсолютно упругие столкновения крайне сложно.

Недавно две группы ученых из США и Израиля независимо провели новые эксперименты, в которых, похоже, решили эту проблему. Охлажденные до сверхнизких температур атомы натрия, играющие роль шаров, «запирались» в оптической ловушке (роль стенок выполняли лазерные лучи). Проделав в ней «дыру», ученые измеряли количество атомов, которые в нее «попадают». Оказалось, что в полном согласии с теорией в ловушке, имеющей форму стадиона, наблюдается экспоненциальное затухание числа вылетающих атомов, что свидетельствует об их хаотическом движении, а вот в эллиптической ловушке хаоса нет. - Г.А.

Полуквантовый компьютер

В начале мая на конференции в Балтиморе, США, был продемонстрирован действующий прототип принципиально нового оптического устройства, которое позволяет осуществлять быстрый поиск записей в базе данных. Система разработана в Рочестерском университете, Великобритания, и занимает промежуточное положение между классическими и квантовыми компьютерами, параллелизм вычислений которых основывается на квантовой интерференции.

В новом устройстве информация из базы данных динамически записывается в блоке из диоксида теллура с помощью акустических модуляторов. Звуковые волны создают в материале участки сжатия и растяжения с различным показателем преломления, которые вносят разный фазовый сдвиг в проходящие через них волны света.

Поиск в базе осуществляется следующим образом. Луч света расщепляется на два - основной и опорный. Основной луч дополнительно расщепляется в призме на спектральные составляющие, которые проходят одновременно через разные участки блока из диоксида теллура, собирается другой призмой, а затем интерферирует с опорным лучом. В результате интерференции волны со сдвигом фазы меняют направление распространения, благодаря чему можно обнаружить нужную запись.

Прототип пока способен найти информацию в базе, содержащей до пятидесяти записей, и не может конкурировать с современными компьютерами, но заложенные в нем принципы позволяют оставить обычные компьютеры далеко позади уже при нескольких миллионах записей. - Г.А.

От забора, до прорыва

Любой материал «излучает» свет, даже если выглядит совершенно темным. Дело в том, что вблизи его поверхности существует очень мощное «ближнее» электромагнитное поле. Оно возникает из-за того, что сильные межатомные электромагнитные поля внутри материала не могут вдруг оборваться на поверхности и частично «высовываются» наружу. Таинственное ближнее поле невидимо, потому что не переносит энергии, но его можно наблюдать, если вблизи поверхности поместить флуоресцирующую молекулу, которая будет излучать обычный свет, возбуждаясь от ближнего поля.

Открытое еще в начале прошлого века, ближнее поле до сих пор не поддается теоретикам. В то же время очень заманчиво его «приручить». Это позволило бы создать высокочувствительные методы анализа биомолекул, эффективные излучатели и новые методы исследования поверхностей.

Недавно группа французских физиков разработала новую теорию и методы численных расчетов, которые претендуют на корректное описание ближнего поля. Они рассчитали ближнее поле «квантового забора» - структуры, предложенной исследователями IBM десять лет назад. Квантовый забор сделан из отдельных атомов, расположенных по кругу на поверхности металла. Ближнее поле такой структуры тоже образует своеобразный оптический забор (см. рис.), состоящий из резких пиков.

Сегодня в трех лабораториях экспериментаторы пытаются проверить предсказания новой теории. Если они подтвердятся, то ученые получат новый мощный инструмент управления полями вблизи поверхности материала. - Г.А.

Всему свое время

Если раньше характер человека пытались угадать по почерку, то сейчас, когда дети в развитых странах зачастую и пишут-то с трудом, пришло время для новой графологии - «психологии шрифтов», созданной психологом Ариком Сигманом (Aric Sigman) по заказу компании Lexmark. Разработанная им теория пытается установить взаимосвязь между характером человека и шрифтами, используемыми им для написания текстов на компьютере и печати документов.

Как установил Сигман, в самом общем случае мужчины предпочитают буквы прямолинейных очертаний, тогда как женщины - более обтекаемые и мягкие по форме. Отмечена и связь с распространенными гарнитурами: так, «строгий» Times говорит о респектабельности автора, «мягкий» Courier - о чувствительности натуры, «развязная» Verdana выдает человека современного и смелого в поступках. Важную роль играет размер шрифта и особенно разница в размерах между заглавными и строчными буквами.

Свое исследование Сигман адресует прежде всего не экспертам-психологам, а рядовым пользователям. Подходя к выбору шрифта осознанно, можно добиться нужного эффекта в его восприятии читателем, - что может оказаться очень полезным при поиске работы, улаживании ссор и в сотне других ситуаций, с которыми приходится сталкиваться современному человеку. Впрочем, наверно, как и в случае с классической графологией, не стоит слепо доверять выводам и рекомендациям новой теории. - Е.З.

На тебе лица нет

Новые фотографии таинственного образования на Марсе (именуемого «Сфинксом»; см. «КТ» #389), опубликованные NASA, еще раз свидетельствуют о том, что «лицо» в области Сидония - всего лишь причудливая игра света и тени.

Впервые попавшая в объективы станции Viking-1 в июле 1976 года, гора поперечником около 4 км в течение четверти века служила идолом для сторонников версии заселенности Марса гуманоидами. За весь этот срок «лицо» с близкого расстояния детально фотографировали еще только единожды, весной 1998 года, - и хотя уже тогда снимки показали отсутствие признаков искусственного происхождения, «фанаты» инопланетян списали все на неблагоприятные условия съемки (была легкая облачность). И лишь 8 апреля этого года аппарат Mars Global Surveyor выдал действительно четкие фотографии таинственного участка (на фото можно различить детали размером до 2 метров). Параллельно с фотосъемкой ученые использовали лазерный альтиметр для построения компьютерной модели ландшафта, и теперь утверждают однозначно: «лицо» не что иное, как обычный холм природного происхождения. - Е.З.

Логика жизни

Бактерии, способные работать в качестве логических элементов, созданы американскими генетиками из Национальной лаборатории Оак Ридж (штат Теннесси).

Внеся некоторые изменения в геном бактерии Pseudomonas putida, ученые заставили ее слегка перестроить свою жизнедеятельность и получили элементы «ИЛИ» и «И». Входы и выходы «элементов» не электрические, а химические: логической единицей служит появление определенного вещества. Бактерия действует в соответствии со своей генетической «программой», используя некоторые сочетания веществ со «входов» как сигнал к началу синтеза определенного белка - который появляется на «выходе». Снятие результатов облегчается тем, что бактерию можно заставить вырабатывать люминесцирующий белок, который можно обнаружить по слабому свечению. Пока что каждый микроорганизм выступает лишь в качестве одного логического элемента, но исследователи говорят о возможности превращения его в целую схему, выполняющую параллельные вычисления.

Функция репликации у модифицированных бактерий не нарушена, и они способны размножаться (хотя в случае конкуренции со своими «дикими соплеменниками» борьбу за выживание проигрывают). Область применения «умных» микроорганизмов пока еще обсуждается, в самом простом случае они могут использоваться в качестве химических анализаторов. До создания же полноценных биологических компьютеров дело, по словам разработчиков, дойдет еще очень нескоро. - Е.З.

Не хуже Лукаса

С 22 по 25 мая в Москве прошел фестиваль «Аниграф-Телекино» - самый крупный в России форум профессионалов, всецело посвященный компьютерной графике и анимации. По традиции основу фестиваля составляют два раздела: демонстрации лучших работ отечественных мастеров и развернутые презентации нового аппаратного и программного обеспечения для цифровой обработки изображения.

Одним из наиболее заметных событий нынешнего фестиваля стала презентация «Эра цифрового кино» с демонстрацией возможностей новейшего съемочно-монтажного оборудования CineAlta компании Sony, работающего в формате открытого стандарта 24p High Definition (видео высокой четкости). Буквально накануне, в середине мая, показ этой аппаратуры произвел «маленький фурор» на Каннском кинофестивале, главным образом благодаря тому, что Джордж Лукас свой последний фильм «Звездные войны. Эпизод II» целиком снял цифровой камерой Sony HDW-F900. Этот аппарат входит в комплект оборудования CineAlta, и Лукас был так покорен качеством и новыми возможностями техники, что заявил о полном отказе от принятой в кинематографе 35-мм целлулоидной пленки в пользу цифровых методов. Процесс кинопроизводства в новых условиях не только существенно упрощается, избавляя студии от дорогостоящей процедуры перевода кадров из аналоговой в цифровую форму и обратно, но и облегчает работу над спецэффектами, дублями и кинопробами, не говоря уже о копировании мастер-ленты без потери качества.

На «Аниграфе» презентацию оборудования CineAlta компания Sony организовала совместно с московской кинокомпанией UMP (United Multimedia Projects), являющейся пока единственным обладателем (весьма недешевой, стоимостью около четверти миллиона долларов) аппаратуры CineAlta не только в России, но и во всей Восточной Европе. - Б.К.

[i39815]


Новости подготовили

Галактион Андреев [galaktion@aport2000.ru], Антон Балабан [sound_e@mail.ru],
Владимир Гуриев [vguriev@computerra.ru], Евгений Золотов [sentinel@computerra.ru],
Берд Киви [kiwi@computerra.ru], Юрий Фролов [yumfrol@online.ru].




 
<< Страница 2
Страница 3


Компьютерра
site@computerra.ru
 


<< Мой адрес не дом и не улица
Все материалы номера
Vivat academIa >>