Свежий номер №21 (398)  / Грабим-режем
 
Дата публикации: 05.06.2001

Виктор Гмыря, compu@skywalk.belpak.brest.by

Автор благодарит Dmitry Sommer
и Влада Коляденко за помощь
в подготовке статьи.

В наше непростое время трудно прожить без некоего эдакого, «для души», занятия. Одни пьют водку, другие коллекционируют черные лифчики, третьи сигают вниз головой с самолетов… А я слушаю музыку. Занятие в принципе не сложное, однако, как и в любом деле, здесь есть свои заморочки. В частности, с завидным постоянством возникает вопрос: чем, на что и как эту самую музыку записывать?

Если еще недавно для этого использовались громоздкие катушечные магнитофоны, которые чуть позже сменились кассетниками (заметно, кстати, проигрывающими в качестве звучания), то сейчас ситуация кардинально изменилась. С приходом пишущих CD-дисководов в наши дома и офисы мы научились давать поддых сытым буржуинам из звукозаписывающих контор на гораздо более высоком технологическом уровне: фирменный диск с первозданным качеством звука чудесным образом оседает в коллекциях наших друзей при помощи неказистой на вид коробочки с одним-двумя глазками-светодиодиками.

Не касаясь этической стороны проблемы тиражирования, предлагаю просто ознакомиться со всеми этапами процесса записи аудио-компакт-дисков (далее в тексте CDDA - Compact Disk Digital Audio), - ведь рано или поздно и у вас возникнет потребность увековечить избранные звуки.

С чего начать

Итак, разобьем процедуру пополнения своей фонотеки на несколько этапов:

  1. выбор и покупка пишущего CD-R или CD-RW привода;

  2. выбор и закупка носителей (в нашем случае - чистых матриц для однократной записи);

  3. запись фонограммы на матрицы (так называемый прожиг);

  4. бережное хранение и фанатичное прослушивание.

Честно говоря, каждый из пунктов заслуживает отдельной статьи, написанной компетентным специалистом: для пункта первого - эрудированным инженером по «железу», для второго - ведущим специалистом какого-нибудь химического НИИ, для третьего - упертым тестером софта со стажем, и для последнего - изощренным аудиофилом. Но я попытаюсь все свои соображения уместить в одной статье и буду предельно краток и субъективен. Почему субъективен? Да потому, что в таких тонких вещах, как запись аудио-CD, спорных и до конца не изученных моментов еще очень много.

Мой личный опыт, стоивший мне нескольких испорченных матриц и несостоявшихся медитативных прослушиваний, приоткроет завесу только над двумя пунктами: я коснусь выбора носителей и подробнее остановлюсь на собственно записи.

Общая идея

Чтобы «нарезать» CDDA, нужно сначала считать треки (песни) с исходного аудиодиска, записать их на жесткий диск и лишь потом, при помощи специальных программ, перенести на чистую матрицу.

Данные на звуковом компакт-диске хранятся в несколько отличном от обычного «софтового» диска формате, поэтому их невозможно напрямую скопировать с компакта на жесткий диск. Для этого существуют программы, считывающие аудиотреки, преобразующие их в формат WAV и, наконец, записывающие на винчестер. Этот замысловатый процесс называют по-разному - и «извлечение», и «копирование», но более популярен меткий жаргонизм «грабление» (от английского grab - хватать). Соответственно, программы зовутся «грабилками» или «грабберами». В некоторых программах для прожига компакт-дисков встроены средства и для грабления, но, как показывает практика, с этой работой лучше справляются специализированные утилиты.

Заключительный этап - перенос сграбленных аудиотреков на матрицу - осуществляется программами для прожига, или «писалками». Их выбор достаточно широк, при этом практически всегда одна из них поставляется вместе с рекордером.

Для пополнения своей фонотеки я пользуюсь связкой программ Exact Audio Copy 1 + CdrWin. Первая грабит, вторая - пишет. Я не зря упомянул слово «связка»: эти программы поддерживают общую идеологию, которая позволяет справляться с каждой из задач наилучшим образом.

Грабим, но не банки

Грабление CDDA - совсем не тривиальная задача. Во-первых, аудиоданные пишутся с меньшей избыточностью, нежели «обычные», компьютерные. Во-вторых, из-за несовершенства стандарта Red Book, в котором записаны CDDA, и минимальной коррекции ошибок самими приводами, возникновение неточностей при чтении аудиокомпактов, к сожалению, возможно - даже несмотря на то, что хранение и передача данных осуществляется в полностью цифровом виде.

На сегодняшний день самая мощная программа для грабления - крохотная утилитка с красноречивым названием Exact Audio Copy или коротко - ЕАС. Эта программа пугает обстоятельностью подхода, и если ее настроить на самый точный и внимательный режим, то процесс может сильно затянуться. Но зато можно быть уверенным, что грабление выполнено максимально корректно, поскольку изюминкой программы является использование особых режимов чтения, известных как «точные режимы». При их использовании каждый считываемый сектор проверяется дважды и при необходимости считывается повторно или корректируется, причем степень коррекции можно регулировать изменением уровня Error Recovery. Извлечение на многих приводах осуществляется с ошибками, поэтому «точные режимы», используемые в ЕАС, позволяют убедиться в правильном считывании дорожки. Кроме того, есть еще  Рис. 1специальные уровни коррекции ошибок - С1 и С2, с которыми EAC также умеет работать, но здесь нужно быть осторожным: для использования этой возможности нужно, чтобы и CD-привод давал верный отчет по корректировке С1/С2.

ЕАС бесплатна, с незатейливым интерфейсом (рис. 1), однако имеет массу настроек и множество параметров и к тому же не требует инсталляции. Перед первым граблением необходимо выставить определенные параметры работы, которые зависят от конкретного CD-привода 2. Итак, вставляем в привод диск с записью, запускаем ЕАС и выполняем следующие действия:

  1. ЕАС®Drive Options®Extraction Method®Detect Read Features. Во время этого теста программа определит оптимальные (с точки зрения ее создателя) режимы чтения. Если вам интересно повозиться с С2-коррекцией, на этой же вкладке нажмите Examine C2 feature. Правда, процедура сия требует наличия в дисководе заведомо «проблемного» диска и может затянуться, к тому же далеко не на всех приводах эта возможность поддерживается корректно, поэтому лучше ее просто отключить и не мучиться.

  2. EAC®Drive Options®Drive®Autodetect Read Command Now - определяем правильную команду чтения, используемую приводом.

  3. EAC®Drive Options®Gap detection - для большинства случаев подходит Secure.

  4. EAC®EAC Options®Extraction - необходимо отключить Delete leading and trailing silent blocks. В противном случае в полученных треках не будет содержаться пауз в начале и конце записи, а значит, трек уже не может считаться копией «один-к-одному».

  5. EAC®Drive Options®Offset Speed - последний, но далеко не второстепенный момент - проверка установок скорости. Для большинства случаев подходит Actual, при которой диск будет читаться на «обычной» скорости, но стоит убедиться, что включена опция Allow Speed Reduction - тогда ЕАС будет снижать скорость на «проблемных» участках. Замечу, что при граблении не стоит уповать на скорости привода по умолчанию - зачастую эдак 50-56х, и на такой скорости уверенного чтения CDDA не будет наверняка, особенно если вы грабите треки не с фабричного, а с самописного диска. Уж лучше поставить скорость пониже и потерпеть…

Все предварительные настройки сделаны. Дальше нас будут интересовать только два действия из меню Action: Copy image and сreate CUE-sheet и Test and copy selected tracks.

Выбор зависит от характера записываемого диска: если он будет точной копией имеющегося, используйте первую команду. В этом случае все треки будут включены в один большущий WAV- файл, а в файл с расширением CUE будет помещена специальная информация о разметке этого огромного WAV-монстра 3. Если же нам предстоит записать милый сборничек из нескольких исходных дисков, то для каждого трека нужно выполнить Test and copy selected tracks, получив в результате несколько WAV-файлов по числу выбранных треков.

Обратите внимание на диагностические сообщения по окончанию извлечения. Если вы увидите волшебную надпись «No errors occured», считайте, вам повезло, и можно спокойно переходить к записи. Ну а ежели появится что-то вроде «Read error» - придется переграбливать, меняя при этом параметры - понижая скорость, меняя привод и т. д. до тех пор, пока ошибок не будет. Впрочем, если диск сильно поврежден или поцарапан, то даже эти ухищрения вряд ли помогут. Задачу контроля существенно упрощает проверка кода CRC, для чего в ЕАС есть даже специальная колонка. Если в ней напротив всех выбранных вами треков стоит «ОК» - тогда порядок.

Стоит упомянуть и о нормализации треков. Дело в том, что компакт-диски могут иметь разный уровень громкости, и, если у вас на сборнике будут следовать один за другим треки с разных дисков, придется периодически подкручивать ручку громкости. Этого, конечно, можно избежать непосредственно при подготовке треков к записи, обработав сграбленные WAV-файлы специальными утилитами. Однако они вносят изменения в результирующий трек, поэтому лично я к нормализации не прибегаю, хотя, скажем, в случае со сборничком для дискотеки это может быть весьма полезным.

Итак, процесс извлечения закончен. Но возможности ЕАС этим вовсе не исчерпываются, небольшая программка обладает чудовищной функциональностью: доступ к CDDB, прослушивание «подозрительных» участков, поиск пауз и даже  Рис. 2собственная функция прожига 4! Советую внимательно изучить FAQ, находящийся на сайте автора утилиты, или его русский перевод.

Готовим носитель

Несмотря на обилие разнообразнейших марок матриц, не все из них одинаково хороши для записи. Спорить, доказывая крутизну одних и ущербность других болванок, можно очень долго, можно также наплевать на все «авторитетные» мнения и покупать самые дешевые или самые именитые брэнды - полное раздолье для экспериментов. Но почему-то большинство счастливых владельцев рекордеров предпочитают для записи CDDA вполне определенные марки матриц 5: Kodak, Philips Silver Premium, Sony и Mirex, то есть в первую очередь матрицы производства завода Taiyo Yden (далее в тексте - TY). Как видите, ни популярные в широких массах Verbatim, ни широкоизвестные TDK в список благонадежных не попали 6. Поскольку я не обладаю ни особыми познаниями в химии, ни шальным количеством халявных матриц, я не стал искушать судьбу собственными экспериментами, а прислушался к мнению компетентных товарищей и пользуюсь ныне только тремя последними марками матриц. Они более доступны (скажем, в наших краях я вообще ни разу не встречал Kodak) и ни разу меня не подвели. Особо отмечу Mirex: 80-минутные матрицы их производства можно легко найти в продаже, чего не скажешь о подобных матрицах от TY. Кстати, узнать истинного производителя вам поможет программка CdrIdentifier (Рис. 2). Учтите, правда, что работать она будет только на компьютере, где установлен рекордер.

После технологического отступления можно углубиться в дебри выбора носителя. Зачастую бывает, что записать нужно, скажем, диск с суммарным временем звучания 76 минут, а матрица от того же TY имеет номинал 74 минуты. Но шансы,  Рис. 3оказывается, есть! Для этого используется режим «overburn» («пережиг» по-нашему), при котором некоторое пространство диска, издревле предназначенное для записи служебной информации, нагло оттяпывается для ваших мелкособственнических нужд. Таким образом можно поиметь сверх номинала от одной до трех минут.

Чтобы точно узнать, сколько можно запихать на имеющуюся матрицу, стоит воспользоваться утилиткой CdSpeed, точнее, ее функцией Overburn Test. Она-то и скажет, сколько можно записать на данный носитель, - правда, для верности от ее показаний стоит отнять еще секунд двадцать (рис. 3). Однако Overburn поддерживается не всеми рекордерами и не всеми программами для прожига, так что, выбирая аппарат и софт, следует помнить об этом.

Приступаем к записи

Итак, вся подготовительная работа якобы сделана. «Якобы», потому что надо еще немного подшаманить: выключаем хранитель экрана, дезактивируем на время записи планировщик, можно выйти из сети (чтобы ваш общий диск никто не «дернул»), - в общем, предпринимаем все предохранительные меры для того, чтобы  Рис. 4священному процессу записи ничего не мешало. Готово? Хорошо, остается сделать несколько манипуляций в среде программы CDrWin. Опять же все зависит от того, какой диск нарезаем - копию «один-в-один» или компиляцию. Для точной копии нужно совсем немного: запускаем CDrWin, щелкаем на самую левую кнопку в верхнем ряду (Record Disk, см. рис. 4), нажимаем Load CUE sheet (рис. 5) и на этом все! Почти. Программа «подтащит» уже знакомый сохраненный WAV-переросток, расставит временные индексы, подсчитает время нарезки в соответствии с длиной фонограммы и возможностями вашего рекордера, и после этого вы можете смело нажимать кнопку Start Recording. В отличие от других программ, все остальные параметры (тип записи - DAO, нулевые паузы между треками и прочее) выставлены в CDrWin заранее, что избавляет от досадных ошибок и испорченных дисков. Этот метод особенно хорош для записи непрерывных (non-stop) альбомов, где каждая композиция плавно перетекает в следующую. Кстати, о нулевых паузах: если они есть в  Рис. 5оригинале, то будут и в WAV-файлах - об этом уже позаботился ЕАС (помните про отключенный Delete leading and trailing silent blocks?).

Если же мы делаем «сборник-зебестовку» - придется повозиться чуть подольше. С помощью Load Tracks последовательно добавляем всех участников нетленки. Здесь надо быть внимательным, поскольку если за один раз вбросить несколько файлов, то CDrWin поменяет местами первый и последний из них - известный глюк Windows. В общем, убедитесь, что последовательность треков соответствует вашему замыслу, а не идейным убеждениям забугорных программистов, и после подсчета общей продолжительности фонограммы и калькуляции времени записи - Start Recording!

Теперь самое время снова вспомнить про overburn. CDrWin поддерживает эту функцию, причем по умолчанию, и сделает все, что надо, без лишних пинков с вашей стороны. Одно замечание: продолжительность фонограммы не должна превышать вычисленную CD Speed емкость болванки. Если фонограмма превышает стандартные 74 минуты - CDrWin сообщит об этом и робко спросит «начинать ли запись?». Если вы уверены, что не ошиблись с подсчетами, - записывайте, не стесняйтесь.

Вот теперь повлиять на ход записи вы никак не сможете, в отличие от, скажем, пьяного электромонтера, который может сделать вам подарок в виде брошенной аккурат в щитовую пустой жестяной кружки. Но думаю, что для такого сакрального процесса, как запись аудио, вы уже поставили хотя бы самый дешевый блок бесперебойного питания, который гарантированно продержит компьютер с работающим рекордером и выключенным монитором минут двадцать? Поверьте, это очень полезное приобретение…

На прощание

Если вы только начинаете осваивать запись CDDA, то можете отточить свое мастерство, используя для начала перезаписываемые болванки или эмулируя запись, то есть не включая лазер (Test Mode). И лишь после того, как вы будете абсолютно уверены в себе - можно переходить на одноразовые матрицы.

В полной версии статьи на сайте «SoftТерры» вы найдете дополнительную информацию о записи CDDA, включая блок-схемы записи. Магических вам звуков!

P. S. При написании статьи использовался текст Faq по EAC в переводе O. Нечай.

P. P. S. Автор не несет ответственности за испорченные во время ваших экспериментов матрицы и рекордеры.

[i39832]


1 (обратно к тексту) - Кстати, именно эту программу рекомендуют для граббинга и профессиональные звукорежиссеры.
2 (обратно к тексту) - Жесткий диск, на который будет записан результат извлечения, должен быть дефрагментирован.
3 (обратно к тексту) - Не удаляйте CUE-файл, он еще потребуется!!!
4 (обратно к тексту) - К сожалению, как отмечает автор программы, прожиг работает не на всех «резаках» и не всегда устойчиво.
5 (обратно к тексту) - Информация взята из FIDO-конференции RU.CD.RECORD.
6 (обратно к тексту) - Если интересны причины - почитайте упомянутую выше конференцию.


Виктор Гмыря
compu@skywalk.belpak.brest.by
 


<< Матка жизни
Все материалы номера
3,1415926, или Пара слов о ПИ >>