Свежий номер №20 (397) / Вызовы новой эпохи
 
Дата публикации: 30.05.2001

Евгений Кузнецов, ek@mail.ru

Технологическая революция - всегда кризис. Она всегда пролог к революции социальной. Новые точки роста рвут старую социальную ткань. Кажущиеся саморазвивающимися процессы - образование, воспитание, культурное развитие, - оказываются первыми жертвами. Но они же жестоко мстят за невнимание и пренебрежение. Через короткое время забытые проблемы выходят на первый план в виде социальных движений, массовых протестов, культурного и социального бунта. Мы программируем будущий кризис, увлекаясь исследованием новых возможностей, изменением природы человека и общества.

Мир машин

В последнее время много говорится о негативном воздействии Интернета и информационных технологий на человека. Об изменении сознания людей, много работающих с IT, говорят в связи с подавлением воображения, развитием фрагментарного, «клипового» сознания, разрушением механизмов производства знания, творческих способностей. Во многом эта критика справедлива, хотя, скорее, речь идет о неприятии самого факта трансформации социальной и психологической ткани общества, страхе перед изменениями, смысл которых остается непонятым и неосознанным. А потому стоит остановиться на качественных изменениях в современной цивилизации эпохи IT.

Интернет - это не более чем одно из порождений широкого класса информационных технологий, которые, в свою очередь, являются детищем техногенной цивилизации, проявлением потребности в новых интерфейсах, новых взаимодействиях человека и машины. А значит, качественно меняются и задачи, которые ставятся человеку. Многие механизмы коммуникации, социальной и межличностной, в новых условиях переосмысливаются как задачи технологические: человек должен действовать уже не только как элемент социальной, но и социотехнологической системы. Нельзя сказать, что человек становится придатком машины, но во многом машинная цивилизация уже определяет логику его поступков. Соответственно, информационные технологии подчиняют, определяют и направляют поведение человека.

Глубина интеграции человека в порожденную им технокультуру становится едва ли не определяющей. В частности, меняется соотношение между знаниями и навыками. Молодые динамичные общества, в которых люди, чтобы выжить, должны ускоренно производить знания, уходят в прошлое. Новая социальная среда, выросшая из промышленной революции, это, прежде всего, пространство технологических решений, которые обычному человеку надо грамотно применять, а не совершенствовать. Производство знаний становится все более замкнутой, кастовой задачей, областью деятельности, сужающейся относительно всей массы социальных задач. Скорость производства знаний растет, но не быстрее, чем скорость прироста человечества и техносферы, и даже при сохранении паритета абсолютное число людей, которым не нужно производить знания, все больше увеличивается.

Сейчас у людей нет проблемы адаптации к природе, а вот к техносистемам - есть. И хотя обучение выработке и получению знаний - очень благодарная задача, но надо помнить, что этим мы ухудшаем способность людей адаптироваться к современному обществу, в котором от них требуются определенные навыки. Западное общество как раз сконцентрировалось на обучении навыкам, от чего во многом выигрывает. Получается любопытная пропорция: мы стремимся больше производить знания, они стараются больше производить навыки. Знания экспортируются туда, а мы оттуда ввозим технологии и товары. И либо мы в этой ситуации отстаиваем свое право производить знания и тогда уж начинаем защищать его всеми доступными способами, либо начинаем заботиться, чтобы общество обучало навыкам, в которых компьютерное и Интернет-образование (со всеми недостатками - «клиповостью», фрагментарностью и пр.) как раз играет важную роль.

Игры в жизнь

Виртуальные технологии породили другое яркое явление - компьютерные игры и вообще существование в Интернет-среде (чаты, веб-конференции). Это очень интересно, когда в человеческое общество вбрасывается механизм, инструмент, ломающий многие механизмы восприятия реальности, которым многие сотни и тысячи лет. Иными словами, компьютерная игра меняют очень важные параметры, по которым человек воспринимает реальность, отрабатывает взаимодействие с ней.

Игра, в частности, совершенно ломает отношение к жизни и смерти. В игре, в виртуальной жизни есть понятие виртуальной смерти. Нельзя сказать, что смерть персонажа во время игры сопоставима со смертью человека, однако человек переживает серьезный шок, и это может оказать большое влияние на его поведение. То есть, иными словами, проживание смерти становится элементом жизни, элементом игры.

Кроме восприятия жизни и смерти меняется определение допустимого и недопустимого. В жизни нельзя предавать, нельзя обманывать, нельзя стрелять в спину. В игре это часто требуется, и в виртуальном общении тоже часто считается нормой. Меняет ли это социальную ткань? - меняет. В какой мере допустимое в рамках виртуального пространства перетекает в реальное? - сложный вопрос 1.

Компьютерная игра во многом учит тому, чему не учат школа, семья и улица. Прежде всего, алгоритмам достижения успеха в рамках конкретных шагов и возможностей. Твоя задача - выжать из них максимум, и как это сделать, далеко не всегда известно - в игре, как и в жизни, есть элемент случайности. Причем, играя, десять раз в день можно столкнуться с такой трудностью, которая в реальной жизни просто выбила бы человека из социального контекста. Человек в реальной жизни, скажем, сделал неверный ход, его уволили - всё! - у него десять лет, чтобы восстановиться. В компьютерной игре он может десять раз подряд пробовать и - выиграть. Меняется алгоритм, по которому человек обучается побеждать. Но становимся ли мы более эффективными? - это большой вопрос. На него пока рано отвечать утвердительно, он просто не изучен.

Виртуальное пространство дает и другое. В частности, чаты: они одновременно позволяют сильно сблизиться и дают чувство абсолютной защищенности. В реальной жизни это невозможно: либо ты сближаешься с человеком, беря на себя определенные социальные обязательства, либо нет, но тогда нет глубокого эмоционального контакта. Благодаря Интернету можно осуществлять одно без другого. Ломается что-то в основах нашего сознания или не ломается? Как это обыгрывать, как это использовать в воспитании? Могут ли чаты решить проблему подросткового комплекса, проблему одиночества? Палитра неизученных проблем расширяется. Но, по крайней мере, Интернет - это инструмент, им надо научиться пользоваться.

Население и этика нового мира

Крайне важно осознать такое явление виртуального пространства, как мультиличность. Человек может проявлять себя в разных контекстах по-разному. Более того, он может совершенно свободно переключаться между ними, даже совмещать. В реальной жизни для перехода из состояния, скажем, «специалист» в состояние «супруг» нужно какое-то время, кроме того, эти состояния тесно увязаны - зарплатой, усталостью и прочим. В виртуальном пространстве можно менять пол, поведение, из тихони превращаться в агрессора и наоборот. Это тоже инструмент воспитания. Но как воспитывать и в каком направлении - снова вопрос.

В новом мире центром этический системы становится не человек, а некоторая его часть. Реализацию желаний начинает регламентировать не общество, а сам человек. Их противоречивость в традиционном мире оборачивается проблемами: человек не успевает отрабатывать все стратегии, на которые нужно слишком много усилий, времени, средств. В виртуальном мире удовлетворение достигается на порядок проще.

И вновь встает известная проблема. Этика компьютерная, этика виртуального пространства просто несопоставима с этикой реальной жизни. Начнем с того, что, если в реальной жизни есть понятие «украсть», в компьютерном мире есть понятие «скопировать». Является ли копирование кражей 2? Меняется право собственности на идеи и разработки, этот любопытный процесс сопровождается тем, что разработчики программного обеспечения раскрывают свои наработки для всеобщего доступа. Для обычного мира такое просто новость.

В дискуссиях о приобретениях или потерях от новых технологий часто спорят, развивает ли Интернет воображение? Развивает. К примеру, вы переписываетесь с человеком, вы можете воображать его кем угодно. Кроме того, вам могут подкинуть такую фотографию, что вы будете представлять его фантастически привлекательным. Воображению дается настолько богатая пища, что, может, надо бы и уменьшить немножко. Так же обстоит дело с чатами и порносайтами. Как показывают исследования, у порносайтов есть существенный недостаток - они здорово выхолащивают сексуальность. Но порой так стимулируют эротические фантазии, что решают многие проблемы, связанные с потенцией. Так что убивает ли порно потенцию или развивает - это тоже огромный вопрос. И опять совершенно непонятно, что с этим делать при обучении детей. Ну никак нельзя помешать детям лазить по порносайтам, не придумали еще систему, которая распознает голое тело и перекрывает доступ. Соответственно, смещается возраст, когда дети начинают сталкиваться с этим, ломается система социальных табу, система воспитания - что можно, что нельзя.

Виртуальные технологии конструируют будущее

Теперь стоит перейти к тому будущему, что возникает уже сейчас: когда человек при помощи машин сможет полностью интегрировать себя в машинные системы. Это уже происходит в тех областях, где требуется максимально задействовать возможности человека в управлении техникой, например, в авиации, управлении ядерным реактором и т. д. Когда надо принимать решения максимально быстро и получать максимально полную информацию. Человек может становиться думающей частью машины, частью системы управления техническими комплексами. Причем уже не только в локальных технологических машинах, но и в глобальных распределенных технологических системах, прототипы которых сейчас зарождаются.

Есть и еще один аспект влияния IT-технологий на цивилизацию: Интернет как способ универсализации культуры и языка 3. Считать ли это благом? Как эта универсализация происходит? Во-первых, параметры одной культуры распространяются на другие, с Запада к нам приходит система, в которой навыки играют большее значение, чем знания, а надо ли нам это - еще один (который уже по счету?) большой вопрос. Во-вторых, универсализация культуры, как становится все более понятно, ломает системы традиционной репродуктивности культуры, когда она просто теряет способность к воспроизводству. Таким образом, мировая универсализация культуры оказывается не более чем способом для одной из культур, западной, включить в свое поле всех людей, способных к интеллектуальным действиям, из других стран. Иными словами, способом «вывоза» человека и его знаний, как ресурса, как нефти. И поэтому поддержка своей собственной продуктивной культуры, ее уникальных свойств, создание определенных барьеров не запретительного, а развивающего свойства, задача в том числе и информационных технологий. Наверное, пора подумать о том, как строить научную и образовательную политику с учетом этой опасности.

Приход в мир новых технологий - это всегда конфликт между привычными способами существования и новыми возможностями. Выигрыш одних оплачен поражением других. Общий рост проходит через неизбежную фазу отмирания крупных социальных ниш. В целом это оправдано. Но в частности - есть проблема не допустить нерациональные жертвы и помочь людям адаптироваться. Все это - вопросы образовательных и культурных программ. Все это - наша общая ответственность перед настоящим и будущим.

[i39752]


1 (обратно к тексту) - Об этом недавно писал в рассказе «Матрас» С. Лем, см. ##392, 393. - Здесь и далее прим. М.Б-З.
2 (обратно к тексту) - С точки зрения УК - нет.
3 (обратно к тексту) - См. тему номера «Глобализация», #394.


Евгений Кузнецов
ek@mail.ru
 


<< Мой взгляд на мир*
Все материалы номера
Пиратский вопрос >>