Свежий номер №19 (396)
/ Новости Дата публикации: 18.05.2001 Компьютерра , site@computerra.ru
Мне сквозь стены видно все Компания Asustek Computer, почти год назад сообщившая о начале создания драйверов для своих видеокарт, позволяющих делать объекты в 3D-играх прозрачными, намерена отказаться от этого проекта. Драйверы SeeThrough Technologies (букв. «видеть насквозь») присутствовали в комплекте ПО, поставляемого с акселераторами Asus на базе GeForce2, но были «спрятаны» от пользователя. Однако предприимчивые игроманы нашли способ включить их, получив возможность мошенничать во время сетевой игры, подсматривая сквозь стены. В отличие от немногочисленных утилит, искусственно превращающих объекты в «проволочные каркасы» и в десятки раз снижающих быстродействие, технология Asus позволяет «биться» в полную силу. Разработчики преследовали благую цель - обеспечить пользователю свободу в выборе средств отображения графики. Но резонанс, который породила эта история в среде игроков, заставил компанию пересмотреть позицию: драйверы SeeThrough Technologies теперь будут удалены из состава программного обеспечения, поставляемого с видеокартами. Конечно, полностью исключить из обращения старый вариант ПО фирма не сможет. Но здесь положение несколько спасает техника рендеринга в современных играх: фактически, ни в одной из них воспользоваться всеми преимуществами прозрачности не удастся, ибо игроку известны координаты только тех объектов, которые находятся недалеко от него. Кроме того, уже появились первые утилиты, позволяющие отследить обманщиков, - хоть и работают они пока только с ограниченным списком игр. - Е.З.
К отмечаемой в июне двухлетней годовщине появления робота-песика Aibo корпорация Sony выпускает для него программное расширение Aibo Messenger. Благодаря новой программе механический друг человека сможет теперь извещать хозяев о свежей электронной почте, зачитывать ее вслух, а также читать содержимое веб-страниц. Программное обеспечение, поставляемое на CD-ROM, устанавливается на ПК владельца робота-собаки. Так что на самом деле преобразование текста в звуковые файлы осуществляется в компьютере, а робот только воспроизводит их через встроенные динамики благодаря беспроводной сетевой связи с ПК. Встроенный разъем для LAN-карты имеет лишь второе поколение Aibo (модель ERS-210, продаваемая с октября 2000 года). Программа Aibo Messenger, рассчитанная на два языка - японский и английский, - позволяет роботу также распознавать до пятидесяти управляющих слов-команд, с помощью которых хозяин активизирует проверку почтового ящика или ознакомление с содержимым заранее выбранных веб-страниц (к примеру, новостных сайтов). В ближайшее время планируется выпустить и еще один комплект программного обеспечения Aibo Navigator, который позволит владельцам дистанционно управлять роботом, учить его танцевать, играть с мячом, а также сохранять на ПК фотографии, которые Aibo может снимать с помощью встроенной камеры. Заглядывая в еще более отдаленную перспективу, создатели электронной собаки обещают сделать ее более «общительной» (интерактивной) и более ориентированной на взаимодействие со всевозможными компьютерными играми. В частности, уже прорабатываются варианты интеграции Aibo с игровыми консолями PlayStation. - Б.К. Кто последний? Отныне программисты, работающие под знаменами Open Source, могут быть спокойны за свои творения: проект PriorArt.org, запущенный совместными усилиями The Foresight Institute и компании IP.com, поможет защитить права свободных авторов, не ущемляя вместе с тем свободы распространения их работ. Учредители PriorArt.org надеются решить серьезную проблему сегодняшней компьютерной индустрии: часто получаемые коммерческими компаниями патенты пересекаются с уже существующими решениями, не запатентованными только потому, что они принадлежат к категории свободно распространяемых. PriorArt представляет собой специализированную базу данных, размещая описание идеи в которой, автор может быть уверен, что никто другой уже не запатентует аналогичное творение, избавляясь в то же время от необходимости прохождения процедуры получения настоящего патента. Опубликованный в PriorArt текст подвергается сертификации, и уже не может быть изменен. Услуги сервиса бесплатны, покрываемые области - программное обеспечение и нанотехнологии. Все записи в PriorArt доступны для пользователей общей патентной базы данных IP.com, которой пользуются патентные бюро для проверки оригинальности поданных заявок. В большинстве случаев (по крайней мере в США), патент на уже описанную таким образом идею не может быть выдан, но даже в случае возникновения споров автор всегда может Чужие 2001 Человечество стремится к иным планетам, мечтает о межзвездных кораблях, строит гигантские радиотелескопы - и все только ради робкой надежды, что, быть может, когда-то удастся отыскать чужую жизнь. Между тем уже сегодня мы способны сотворить ее сами, своими руками. В апреле сразу две группы ученых объявили об успешном завершении первых экспериментов по неогенезу - созданию искусственных земных форм жизни. Живую клетку можно упрощенно представить как станок с программным управлением по производству белка. Согласуясь с командами программы, в роли которой выступает двойная спираль ДНК, клетка выстраивает из аминокислот сложнейшие последовательности белковых молекул. Каждая команда в ДНК, означающая одну аминокислоту, закодирована триплетом из четырех разновидностей нуклеотидов и, таким образом, теоретически позволяет использовать до 64 различных аминокислот. Между тем выдуманный Природой закон земной биологии допускает использование в любой живой клетке лишь двадцати аминокислот. Группы Поля Шиммеля и Лей Ванга (Paul Schimmel, Lei Wang) из Исследовательского института Скриппса в Калифорнии искусственно внесли поправки в запись генетического кода, заставив простейший одноклеточный микроорганизм воспользоваться для построения своего тела еще одной аминокислотой (существующей в природе, но никогда не использовавшейся земными формами жизни). Бактерия не только выжила, но и смогла нормально размножаться. Успех работы позволяет говорить о реализованном природой в живых клетках механизме синтеза белка не как об идеальной машине, настроенной и работающей по жестко заданному сценарию, но как о гибкой конструкции, способной использовать все, что попадется, - и тем самым максимально обезопасить Жизнь от исчезновения. Продолжение экспериментов поможет в первую очередь создать принципиально новые биологические материалы, до сегодняшнего дня на Земле не существовавшие. И конечно, позволит по-новому взглянуть на земную эволюцию и покажет те пути, которыми может идти эволюция органической жизни на других планетах и в космосе - где строительными кирпичиками могли выступать иные аминокислоты. Вместе с тем работа ученых, пока еще доступная только ограниченному кругу читателей (она опубликована в журнале «Science»), наверняка вызовет негативный отклик общественности, как только ее истолкуют популярные средства массовой информации. Опасность кроется в неясных последствиях столкновения искусственно созданных форм жизни с существующими на Земле: даже «привычная» генная инженерия теоретически позволяет создавать организмы, способные положить конец человечеству как виду. Появление же форм жизни, выстроенных из иных «кирпичиков», кажется еще более угрожающим - ведь лекарства, нам известные, могут оказаться бессильны перед эпидемиями синтетических вирусов. - Е.З. Минималисты в Сети Завершился второй ежегодный конкурс 5к, в котором участвуют сайты, чей объем не превышает 5 Кбайт. В этом году гран-при досталось «порнографическому» сайту PixxxelChix, на котором есть не только нескромные картинки, но и «фильмы» соответствующего содержания! Также PixxxelChix был признан лучшим в категории «Концепция и оригинальность» и победил среди сайтов, использующих не только html, но и другие Интернет-технологии, к примеру, Flash. В категории классических html-ресурсов победу одержал сайт The Book of Five Rings, создатели которого умудрились втиснуть всю философию самурая Миямото Мусаши (XVII век) в два килобайта. В категории «Концепция и оригинальность» этот же сайт занял второе место. Размер гран-при столь же скромен, как и размеры участников конкурса, - всего 50 долларов. - В.Г. Планета на закуску Группа астрономов из Астрофизического института на Канарских островах недавно обнаружила звезду HD82943, наблюдения за которой позволили разрешить одну из астрофизических загадок. Дело в том, что во многих звездных системах, где есть планеты, они вращаются по очень близким к светилу орбитам - примерно как наш Меркурий (при этом сами планеты зачастую больше Юпитера). Предполагалось, что подобные системы неустойчивы: планеты, в конце концов, должны либо упасть на звезду, либо «катапультироваться» в космическое пространство. До сих пор, правда, это было лишь ничем не подтвержденной гипотезой. Теперь же ситуация изменилась: астрономы обнаружили в спектре излучения звезды HD82943 линию, принадлежащую изотопу 6Li. Этот изотоп обычен для вещества планет и, напротив, очень нехарактерен для звезд, поскольку весьма быстро (по космическим меркам, конечно), всего за Наноавтомат Микромеханические устройства постепенно отвоевывают себе все больше места в чувствительных сенсорах, маршрутизаторах и коммутаторах оптических телекоммуникационных сетей. Основная технологическая проблема сегодня заключается не в изготовлении, а в размещении и закреплении этих хрупких устройств в нужном месте. Группа исследователей из Японии предложила многообещающую технологию, которая хорошо интегрируется с обычными методами изготовления чипов. Разработчики уже добились, чтобы микрозеркала размером 50х90 мкм сами занимали нужную позицию, повернувшись на определенный угол. Такие зеркала обычно изготовляют травлением «сэндвича» из нескольких слоев двух видов полупроводников (свет определенной длины волны отражается за счет интерференции). Ученые предложили расположить зеркало на специальной двухслойной подложке. Расстояния между атомами нижнего слоя подложки больше, чем в верхнем слое. Когда зеркало Авторы надеются, что тем же способом можно будет управлять положением и других микроустройств. - Г.А. Собачья жизнь Откуда взялся в нашем обиходе всем знакомый символ @, среди русскоговорящей публики известный как «собака»? В истории Интернета, к примеру, зафиксировано, что в структуру e-mail-адреса этот значок попал благодаря инженеру-компьютерщику Рэю Томлинсону (Ray Tomlinson), первым отправившему по сети электронное текстовое послание в конце 1971 года. Поскольку Томлинсон выступал не только отправителем, но и получателем почты, то как будет выглядеть адрес, он придумывал сам. Для разделения полей «кому» и «куда» нужно было выбрать на клавиатуре такой знак, который наверняка не мог встретиться ни в чьем имени, дабы не возникало путаницы. И в итоге выбор пал именно на @. Но как этот значок попал на компьютерную клавиатуру? И вообще, когда он появился на свет? Мнения на этот счет разные. Некоторые полагают, что впервые @ стали применять еще в раннем Средневековье, когда монахи при переписывании латинских манускриптов ввели новый символ для очень часто встречающегося предлога «ad», указывающего на место, направление, принадлежность и многие-многие другие атрибуты. Документальных подтверждений, правда, этому предположению нет. Зато летом прошлого года итальянский исследователь Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile) обнаружил среди бумаг венецианских купцов XIV века значок @, используемый в качестве мерной единицы, заменяющей слово «anfora», то есть амфора или кувшин (см. «КТ» #356). В латинско-испанском словаре колумбовой эпохи слово «anfora» переведено как «arroba», то есть популярная в торговле мера веса. Отсюда становится уже вполне понятным, как «а коммерческое», или @, появилось на клавиатуре самой первой пишущей машинки Underwood выпуска 1885 года. Ну, а уж с клавиатуры пишущей машинки на стандартную клавиатуру компьютера еще восемьдесят лет спустя переход был вполне естественным. Любопытно, сколь разнообразные имена обрел этот популярный значок в разговорном обиходе разных стран. Как и в России, для названия чаще всего привлекаются те или иные животные. Немцы, голландцы, венгры, поляки и южноафриканцы называют это «обезьяньим хвостом». Французы, итальянцы и корейцы - «улиткой». Датчане и шведы - «слоновьим хоботом», норвежцы - «свинячим хвостиком», китайцы - «мышонком». Другой ряд метафор заимствован из кулинарии. У шведов это может называться «коричной булочкой» (kanelbulle), у чехов - «маринованной селедкой» (zavinac), у испанцев - «ensaimada» (по названию сладкого спиралевидного рогалика), у евреев - «струдель». Но самое экзотическое название, пожалуй, у финнов - «мьюкумауку», где таким звуком передается наше «мяу-мяу». Ведь @ - это типичная свернувшаяся клубком кошка, не правда ли? - Б.К. [i39615]
|