Свежий номер №19 (396)  / Новости
 
Дата публикации: 18.05.2001

Компьютерра , site@computerra.ru

 
Страница 1
Страница 2  >>

Бесплатный сыр и ложка дегтя

Неприятное известие для пользователей обменных сетей, альтернативных Napster: многие клиенты для работы с такими системами собирают и используют (а, может быть, подчас и передают) персональную информацию о пользователе.

В частности, оказались скомпрометированы пакеты BearShare («продвинутый» клиент для работы в сети Gnutella), Audio Galaxy Satellite и iMesh (работающие в собственных сетях). Все эти программы довольно популярны (к примеру, только с сайта Download.com было загружено почти 7 млн. копий Audio Galaxy Satellite и более 3 млн. копий BearShare), и их создатели, распространяющие свои творения бесплатно, естественно, пытаются как-то заработать на армии пользователей. Самый очевидный для этого способ - показ «чужой» рекламы, более точно позиционировать которую помогают «шпионские» (spyware) программные средства, поставляемые вместе с основными пакетами. Причем пользователь зачастую даже не знает, что, устанавливая выбранный им пакет, он одновременно инсталлирует и незаметное приложение, которое обычно отвечает за демонстрацию целевой рекламы, а в некоторых случаях отсылает информацию о предпочтениях пользователя производителю пакета-«переносчика».

Так, установка BearShare приводит к появлению в системе плейера OnFlow, созданного специально для демонстрации анимационных рекламных роликов, а также программы SaveNow (WhenUShop), которая регистрирует посещаемые сайты и время от времени выводит на экран popup-окошко с рекламой, связанной с содержанием загруженной пользователем странички. К установке этой программы также может привести инсталляция пакета iMesh и плейера Global DivX. Чтобы лишний раз не дразнить защитников приватности, создатели SaveNow поступили довольно остроумно: программа не передает никакой информации о пользователе в Сеть, а хранит данные на локальном жестком диске.

При установке Audio Galaxy Satellite - редкий случай, когда пользователя хоть как-то предупреждают о ПО, прилагаемом «в нагрузку», - можно отказаться от инсталляции Gator/OfferCompanion, однако многие пользователи не замечают или игнорируют этот пункт. В результате на их компьютерах появляется программка Trickler, которая в фоновом режиме загружает рекламный модуль OfferCompanion.

Сами «шпионы» оправдываются, что не имеют другой возможности зарабатывать на хлеб насущный, и называют внедрение рекламных модулей чуть ли не единственным реальным способом получения дохода для компании, распространяющей бесплатное ПО. - В.Г.

Легко в кармане от песни веселой…

Благодаря новой программе, написанной двадцатилетним Трэвисом Хиллом (Travis Hill), каждый музыкант сможет теперь более или менее достоверно определить !Songbird.jpgуровень своей популярности «в народе», просто посмотрев, как часто встречаются его произведения в обменной сети Napster.

Трэвис написал программу, которая позволяет эффективно разыскивать композиции в Napster, не ограничиваясь первой сотней попавших под руку. Конечно, некоторые поисковые возможности есть и в самом клиенте Napster, однако Songbird (именно так назвал свое творение Хилл) гораздо лучше под это «заточен», так как основной целью ставит не обнаружение искомой записи, а нахождение как можно большего числа файлов, удовлетворяющих заданным критериям. Songbird может подключаться одновременно ко всем серверам Napster и автоматически изменять запрос с учетом того, что пользователи теперь часто «ошибаются» в названиях композиций, чтобы обмануть фильтры-цензоры.

Сам автор программы тоже музыкант (по крайней мере, считает себя таковым) и по совместительству глава компании Media Enforcer, которая специализируется на технологиях защиты авторского права. Соответственно Songbird в основном позиционируется как инструмент для мониторинга пиратского использования защищенных копирайтом аудиокомпозиций.

Чтобы воспользоваться программой, нужно быть зарегистрированным пользователем сети Napster. Как утверждает Хилл, следующие версии пакета, возможно, будут поддерживать и другие P2P-сети. - В.Г.

Пятая колонна

Соображения Крэйга Манди (Craig Mundie) из Microsoft относительно недостатков программного обеспечения с открытым исходным кодом (см. «КТ» #395) получили неожиданную поддержку одной из самых известных и крупных Linux-компаний - Caldera.

Руководитель Caldera Рэнсом Лав (Ransome Love), комментируя речь Манди, отметил, что некоторые выкладки Microsoft не лишены здравого смысла и GPL действительно не слишком полезна для компании, зарабатывающей на жизнь распространением программного обеспечения. Случаи успешной работы компаний в рамках модели GPL, по мнению Лава, главным образом сводятся к ситуациям, когда фирма использует программное обеспечение для продажи услуг по сопровождению (Red Hat, IBM) или для увеличения объема продаж собственного «железа» (IBM). В целом же коммерческие разработчики от использования GPL только теряют.

Лав также заявил, что специалисты его компании внимательно изучают альтернативные виды лицензирования ПО с открытым исходным кодом, пытаясь найти подходящую или, что вероятнее, разработать собственную лицензию для распространения программ. В качестве более удобной для бизнеса модели Лав назвал оригинальную лицензию BSD (существует и ее модифицированная, совместимая с GPL версия), что, впрочем, еще не означает, что за основу лицензии от Caldera будет взята именно лицензия BSD.

Несмотря на то что с программами, распространяемыми с открытыми исходниками, зачастую ассоциируется именно GPL, это вовсе не единственная лицензия для распространения свободного программного обеспечения. Многие популярные продукты поставляются по альтернативным соглашениям, в частности сервер Apache (Apache License, Version 1.1 - несовместима с GPL), Mozilla (MPL - частично несовместима с GPL) и X11 (X11 - совместима с GPL). - В.Г.

Здесь было бы уместно обратиться к предыстории событий. Некоторое время назад крупный поставщик свободного программного обеспечения Caldera купил значительную часть бизнеса крупного поставщика проприетарного софта Santa Cruz Operations. После этого ситуация разворачивается по сценарию известной сказки: «Поймал медведя». - «Тащи сюда». - «Не пускает».

До того, как господа из SCO/Caldera не определятся, SCO они или Caldera, рационально комментировать их заявления и действия (например, массовую рассылку информации в проприетарных форматах о свободном софте) не представляется возможным.

В частности, совместимость лицензий может означать совершенно разные вещи в зависимости от того, имеется ли в виду возможность совместной поставки или возможность разработки и непротиворечивого лицензирования ПО, производного от софта, исходно лицензированного на разных основаниях.

При несовместимости же определенных (проприетарных или свободных) лицензий с бизнес-моделью гораздо разумнее говорить о проблемах с последней, нежели с лицензиями, поскольку в мире существует масса бизнесов, основанных на разработке, поставке и сопровождении софта под самыми разными лицензиями в совершенно неожиданных сочетаниях (подробнее о типах лицензий и бизнес-моделях, связанных с их использованием, см. тему номера «Источник», «КТ» #359). - М.О.

Безработица в Голливуде

Чем ближе выход на киноэкраны голливудского фильма «Final Fantasy: The Spirits Within» («Последняя фантазия. Внутренние духи»), тем острее становятся споры о !film.jpgместе «синтетических актеров» в современном кинематографе.

«Final Fantasy» - это первый фильм, в котором роли всех персонажей-людей исполняют сгенерированные компьютером модели, обладающие гиперреалистичной правдоподобностью. Выход кинокартины запланирован на середину июля, но уже сейчас главные «синтетические артисты» раскручиваются в средствах массовой информации с тем же напором, какой обычно присущ рекламе новых работ кинозвезд из плоти и крови (вплоть до того, что фотографии главной героини Аки Росс (на фото), позирующей в крошечном бикини, уже растиражированы через мужской журнал «Maxim»). Создатели картины могут рассчитывать на достаточно большую аудиторию поклонников, поскольку «Final Fantasy» базируется на весьма популярной серии японских видеоигр. Кроме того, ведутся переговоры об участии использованных «синтактеров» в новых фильмах, планируемых к съемкам различными киностудиями.

Хиронобу Сакагучи (Hironobu Sakaguchi), режиссер «Final Fantasy», очень хочет, чтобы уже после первых десяти минут зрители забыли, что смотрят сгенерированную компьютером картину и актеры «ненастоящие». Как говорит Энди Джонс (Andy Jones), ведущий аниматор компании Square Pictures, принимавшей участие в создании фильма, «мы даем людям нечто такое, чего они никогда раньше не видели; мы создаем полностью новый мир без каких-либо ограничений, где люди делают абсолютно немыслимые вещи и в то же время все выглядит совершенно правдоподобно».

Восторги Джонса в Голливуде разделяют далеко не все. Цифровые актеры начинают претендовать на места живых людей, а это, по мнению многих, достаточно тревожная тенденция. Прежде всего потому, что незачем тратить огромные деньги на создание персонажей, поразительно похожих на людей, когда живых актеров и так в достатке. Но практически одновременно с «Final Fantasy» на экраны выходит другой фильм - «Shrek» компании DreamWorks, где сопоставимые компьютерные ресурсы были брошены на создание сказочных персонажей: огромного зеленокожего великана, ослика-философа и принцессы, заколдованной ведьмой. Эти герои не претендуют на фотореалистичное сходство с людьми, но тоже являются вполне самостоятельными «киноартистами». Так что провести четкую грань между тем, «что правильно, а что нет», становится довольно сложно.

А в Голливуде тем временем все громче поговаривают о грядущем создании Гильдии синтактеров. Ведь если есть артисты, то кто-то должен защищать их интересы. - Б.К.

Раскройте X-файлы!

9 мая в вашингтонском Национальном пресс-клубе была устроена пресс-конференция, в ходе которой более двадцати бывших сотрудников американского !disclosure.jpgправительства, вооруженных сил, разведки, а также NASA и научных учреждений представили известные им свидетельства о «фактах сокрытия информации о контактах с НЛО».

Организатором пресс-конференции стала общественная организация Disclosure Project, которая надеется вынудить государственное руководство США раскрыть секреты одной из главных мистерий XX века. Сообщается, что Disclosure Project уже заручился поддержкой более чем четырехсот бывших и нынешних государственных служащих, готовых дать по этим вопросам свидетельские показания Конгрессу США при условии, что им «будет обеспечена защита от преследований теневого правительства». Пока же лишь два десятка из этих людей решились открыть свои имена и выступить в Национальном пресс-клубе.

Собственно говоря, в сделанных признаниях не прозвучало ничего экстраординарного и сколько-нибудь отличающегося от множества историй, десятилетиями публикуемых в уфологической литературе: о падениях летающих тарелок и о военных операциях по их сокрытию, о регулярных манипуляциях с космическими фотоснимками и т. д. Примечательно же то, что выступали на этот раз не полусумасшедшего вида нервные энтузиасты, а солидные спокойные люди с внушительными послужными списками. В Disclosure Project всерьез рассчитывают, что это мероприятие поможет убедить конгрессменов и устроить открытые парламентские слушания по этому вопросу. - Б.К.

Очковтирательство без очков?

Новозеландская компания Deep Video Imaging (DVI) объявила о том, что на базе технологии Actualdepth, разработанной фирмой Power Beat International, ей удалось создать трехмерный !dvi.jpgЖК-монитор, для работы с которым не требуются никакие дополнительные приспособления, как-то: шлем, очки и т. д.

Иллюзия трехмерности достигается за счет использования двух расположенных друг за другом ЖК-панелей, отображающих немного отличающиеся картинки. Сам принцип не нов - вспомните стереоскопические открытки - однако до последнего времени его реализация сдерживалась негативными побочными эффектами: в частности, интерференционным муаром и крайне малым углом обзора. Представители DVI утверждают, что им удалось решить эти проблемы.

Правда, никаких подробностей о технологии Actualdepth на сайте компании нет (если, конечно, не считать за таковые немногочисленные восторженные отзывы очевидцев). На сайте представлены три модели, построенные с использованием Actualdepth: 12-дюймовая ЖК-панель для OEM-поставок 12bx (разрешение 800х600) и две интегрированные рабочие станции (15bx-r и 12bx-p). Сколько стоят продукты DVI и когда они будут доступны, тоже не сообщается. По данным новостных агентств, DVI собирается выпустить прототипы ЖК-экранов для настольных компьютеров только в следующем году. Поэтому что это - очередное очковтирательство или действительно прорыв в технологиях трехмерных дисплеев, - будет понятно лишь через год, когда компания либо найдет себе OEM-партнеров, либо выпустит настольные мониторы сама.

Впрочем, вряд ли мы скоро увидим такие мониторы у себя на столах: даже при недостатке информации очевидно, что продукция DVI явно будет недешевой (хотя бы из-за удвоенного количества ЖК-панелей). Косвенно это следует из позиционирования фирмой своей разработки - основной упор делается на применение трехмерных дисплеев в разного рода электронных ларьках.

Справедливости ради надо сказать, что DVI не единственная компания, предлагающая трехмерные мониторы, с которыми можно работать без дополнительного оборудования. Однако подавляющее большинство таких решений имеет довольно низкое качество изображения либо сопряжено с жесткими правилами использования (в некоторых случаях эффект трехмерного изображения возникает, только если наблюдатель располагается на определенном расстоянии от экрана и строго по центру). - В.Г.


 
Страница 1
Страница 2  >>


Компьютерра
site@computerra.ru
 


<< МикроФишки
Все материалы номера
R или D? >>