Свежий номер №16 (393) / Низвержение в Мальстрем Дата публикации: 23.04.2001 Владимир Гуриев, vguriev@computerra.ru
Назад в будущее Вынесенная в эпиграф цитата из «Мертвых душ» довольно точно описывает суть деятельности рыночных аналитиков. Несмотря на развитые механизмы анализа финансовой деятельности компаний и состояния рынка всякое шаманство с экономическими показателями есть именно шаманство. Иными словами, рано или поздно наступает момент, когда аналитик, изучив всю доступную информацию, должен сделать вывод, опираясь не только на известные ему данные (которых обычно недостаточно), но и на свое чутье, интуицию. По большому счету вся экономическая теория в этой ситуации является искусным камуфляжем процесса оценки ближайших перспектив колеса «на глазок». И хороший аналитик отличается от плохого не знанием тонкостей экономики, а способностью угадывать, какое колесо доедет до Москвы, какое до Казани, а какое вообще нужно немедленно поменять. Результаты, надо сказать, соответствующие. Так, к примеру, прошлогоднюю ситуацию в Intel, когда компания объявила о резком снижении прибыли в третьем квартале 2000 года, предсказал только один (sic!) аналитик. Это, конечно, исключительный случай, но не секрет, что, обычно верно предсказывая тенденции, аналитики частенько ошибаются в деталях. Может быть, поэтому многие из них любят вернуться немного назад и подумать над причинами тех или иных событий. Во-первых, - это, безусловно, полезная наработка опыта. Во-вторых, - неплохая возможность показать себя с хорошей стороны и лишний раз о себе напомнить. Это, конечно, немного напоминает действия гадалки, которая тайком ознакомилась с прошлым своего клиента и теперь рассказывает ему его же биографию, но в любом случае анализ случившегося обычно представляет собой довольно интересный материал для чтения. Эта статья посвящена краткому обзору объяснений post factum одного из самых неприятных событий в IT-индустрии за последние годы - резкого спада в отрасли, который начался год назад и продолжается по сию пору. Прежде чем перейти к предмету обсуждения, хотелось бы сделать пару замечаний. Они довольно очевидны, но, думается, заострить на них ваше внимание не помешает. Во-первых, все приведенные ниже варианты объяснений правомочны в том смысле, что обозначенные аналитиками факторы, несомненно, повлияли на общую ситуацию и влияние одного из них вовсе не исключает влияния остальных. Другой вопрос - какой именно фактор явился превалирующим и был ли такой вообще. Также хотелось бы отметить, что IT-индустрия - это далеко не однородная отрасль и причины, повлекшие за собой массовое разорение Интернет-компаний, по большому счету отличны от причин неприятностей, с которыми сталкиваются сегодня крупные технические корпорации, такие как Intel или Cisco. Есть некоторые пересечения, есть взаимозависимость - но и только. Биржутерия Акции - это такие бумажки, вроде денежных знаков. Прежде чем рассказать об одной из самых популярных версий, объясняющей, что случилось с компьютерной индустрией в прошлом году, стоит, пожалуй, напомнить, чем отличается фондовый рынок 1990-х годов от фондового рынка 1980-х и в каком состоянии он подошел к 2000 году. Если вы знаете, чем предприятия «новой экономики» отличаются от классических компаний и что означает аббревиатура P/E, можете спокойно пропустить следующие несколько абзацев вплоть до раздела «Блажен, кто верует». Акции, как сказано в эпиграфе, «это такие бумажки, вроде денежных знаков». Кроме того, что их можно напечатать в типографии, они обладают еще несколькими примечательными свойствами. Покупка акций дает покупателю право на долю в компании, их выпустившей (что подразумевает как участие в выработке стратегии компании, так и получение прибыли, если эта стратегия успешна), а сумма всех выпущенных акций, помноженная на их рыночную стоимость, дает нам рыночную стоимость компании. С другой стороны, стоимость акций складывается из того, как участники рынка оценивают компанию. То есть получается в некотором роде замкнутый круг - ведь потенциальные инвесторы оценивают состояние компании с учетом стоимости ее акций. Впрочем, это далеко не единственный критерий - на самом деле учитывается масса показателей, порой, на первый взгляд, весьма неожиданных. Эта система довольно-таки хорошо работала до появления предприятий «новой экономики». Дело в том, что прежде оценивать компании было, может, и непросто, но сам алгоритм оценки был довольно прозрачен и известен. Так, любой из нас может оценить стоимость кирпичного завода, зная стоимость земли, на которой он стоит, здания, оборудования, объемов продаж и прочих легко представляемых в денежном выражении факторов. Оценка непрофессионала будет весьма примитивной, но с большой долей вероятности можно предположить, что профессиональная оценка рыночной привлекательности такого предприятия будет оперировать цифрами того же порядка. Иными словами, стоимость «старорежимных» предприятий складывается главным образом из стоимости реально существующих активов, которые можно «потрогать руками». С предприятиями «новой экономики», которые стали появляться с распространением Интернета, дело обстоит иначе. Как можно оценить стоимость компании, которая арендует высокоскоростную линию в Интернете и предоставляет нескольким миллионам человек бесплатно пользоваться своей базой данных, объем которой всего 30 Мбайт? Не знаете? И никто не знает! Считать стоимость этой компании по старой схеме - бессмысленно. Компанию, которая предоставляет неощутимые услуги и довольно мало зависит от факторов внешнего мира (например, один из самых универсальных факторов, определяющих самочувствие компаний, - стоимость нефти, а значит, и топлива практически не повлияет на нее) нельзя оценить, исходя только из «ушек», торчащих в реальном мире. Следовательно, схема применяется иная. Точнее, никакой схемы и нет - как показалось, так и оценили. Поверили в перспективность компании - одна цена, не поверили - другая. При этом «реальные» активы компании-неудачницы могут быть в десятки раз больше активов фирмы, которой повезло. Более того, для признания перспективности компания совершенно необязательно должна была приносить прибыль. Поначалу о прибыли вообще говорить было неприлично - перво-наперво предполагалось поделить рынок всеми правдами и неправдами, а уж потом думать, что делать с миллионами прирученных пользователей, обслуживать которых приходилось подчас в убыток. Блажен, кто верует Мы начнем с того, что поднимем шум вокруг этого дела. В первую очередь надо напечатать в газетах… А когда все поверят… тут же объявим об учреждении акционерного общества. Таким образом, можно констатировать, что показатель отношения цены акции на рынке к приносимой ею прибыли (то самое P/E, или Price/Earnings) полностью потерял прежнее наполнение. Если раньше нормальным считалось значение этого соотношения 10-20, то для компаний «новой экономики» счет шел на уже сотни, а в некоторых случаях на тысячи. Нередки были ситуации, когда компания сидит в «глубоких минусах» и при этом имеет весьма солидную капитализацию, покоящуюся на богатом воображении инвесторов. Надо сказать, что сами компании весьма этому способствовали, всеми силами стремясь повысить курс собственных акций, будто это единственный показатель успешности компании. При этом вопросы получения прибыли не то чтобы отметались, но отодвигались на второй план - ведь казалось, что инвесторы могут ждать вечно. Усугубило ситуацию и наличие «лишних» денежных масс. Дело в том, что если раньше биржевой игрой занимались в основном профессионалы, обслуживающие корпорации, то с приходом в нашу жизнь Интернета фондовым рынком заинтересовались и простые смертные, достав свои деньги из кубышек и вложив их в акции. По некоторым оценкам, в 90-х у простых американцев ушло на покупку акций около четверти сбережений. Параллельно с этими процессами происходили противоположные по своему направлению процессы на предприятиях традиционной экономики. Темпы роста экономики в 1999 году были таковы, что правительство США (точнее, не само правительство, а Федеральная резервная система - ФРС) вынуждено было неоднократно повышать учетную ставку, определяющую минимальный процент, который должны брать банки, выдавая кредиты. Это стандартный метод сдерживания роста экономики, позволяющий если не избежать, то хотя бы смягчить удар от циклического кризиса, которым, как правило, заканчивается период подъема. Это происходило на фоне резкого подорожания нефти и, как следствие, увеличения накладных расходов обычных компаний. Другими словами, для компаний старого образца ситуация сложилась неблагоприятная, что привело к оттоку инвесторов из классического сектора экономики в сектор «новой экономики». Люди продавали акции традиционных компаний, чтобы приобрести акции перспективных компьютерных предприятий. «Перебежчики» еще более усилили крен экономики в сторону технологических компаний. Интересно, что о перегретости рынка неоднократно говорили представители компьютерных фирм «старой закалки», получающие реальную прибыль от продаж своей продукции. Ведь акции этих фирм тоже несколько подорожали, следуя общей тенденции. В частности, внимание привлекли слова Стива Баллмера (Steve Ballmer) из Microsoft, предупреждавшего, что акции подавляющего большинства IT-компаний переоценены. Однако ни ему, ни всем остальным здравомыслящим пессимистам остановить процесс не удалось. Понятно, что долго так продолжаться не могло. Перегретый рынок неизбежно должен был остыть. По сути, все держалось на одном недоказанном до сих пор допущении - что Интернет-компании, в принципе, могут быть прибыльны, если завладеют умами серферов. Сегодня уже понятно, что преимущества Интернета как среды распространения товаров или как рекламной площадки оказались сильно переоценены и светлое будущее не так близко, как хотелось бы. В прошлом году к этому выводу стали приходить и многие акционеры, наблюдающие, как компании, в которые они вложили деньги, медленно, но верно идут ко дну, задыхаясь без дополнительных инвестиций. И рынок начал остывать. Маятник качнулся в другую сторону. Все вышесказанное относится большей частью к Интернет-компаниям, но их подъем, равно как и кризис, отразился и на компьютерных компаниях, которым есть что распродать в случае банкротства. Вместе с тем это мнение довольно однобоко, так как не объясняет странного и неприятного для компьютерной индустрии факта - резкого падения темпов роста продаж компьютерной техники и, как следствие, - ухудшения финансового положения компьютерщиков из «реального» сектора. [i39322]
|