Свежий номер №16 (393) / Пушки на макушке
 
Дата публикации: 23.04.2001

Илья Хрупалов, fe@computerra.ru

 
<< 1

Страница 1
Врезка

Интересно, кто придумал называть Dolby Digital и Dolby Surround системами трехмерного (или пускай даже объемного звучания)? О каком объеме может идти речь, если расположенные в одной плоскости колонки не могут озвучить вертолет, который должен пролетать у меня над головой? Ну и что, что два уха, - я могу повернуть голову и уточнить, откуда именно идет звук. Из-за этого не спасает даже бинауральная запись, снятая с двух микрофонов, ориентированных подобно человеческим ушам, и воспроизводимая через наушники. В общем, так: стереосистема - это одномерный источник звука, квадрафонические и Dolby-системы - двумерные, или плоскостные. А теперь давайте ознакомимся с новой разработкой Cambridge SoundWorks (принадлежащей компании Creative) - акустической системой, предназначенной специально для игровой станции Sony PlayStation 2.

Creative PlayWorks PS2000 Digital - абсолютно модернистская вещь, похожая на бинокль, на оружие инопланетян, на двигатель космического корабля, но только не на аудиоколонки. Это очень стильная, в корпусе из черной и прозрачной синей пластмассы, двухкомпонентная дипольная стереосистема с цифровым оптическим и коаксиальным входами, а также декодером Dolby Digital (ведь PlayStation позволяет проигрывать DVD). Один из компонентов - это НЧ-динамик, и он выглядит как обычный НЧ-динамик (мы сможем уйти от использования слова «сабвуфер»?). Другой компонент назвать колонкой язык не поворачивается. Пожалуй, самым точным названием будет излучатель (или установка). Посмотрите на картинку: на кого вам хочется навести это оружие? Мне лично - на вас, чтобы вы оценили его возможности своими ушами. Кстати, от точности наводки, прямо как у настоящего оружия, зависит эффективность действия: если излучатель смотрит на пользователя, стереобаза достаточно широка, и если закрыть глаза, можно подумать, что это две разнесенные в пространстве колонки… Стоит же сместиться на десяток сантиметров в сторону - и все, ты вне зоны поражения. Это очень целенаправленная система, не надо ее покупать, чтобы танцевать, или слушать музыку больше чем вдвоем, или слушать вдвоем, но сепаратно.

Самая эстетически привлекательная деталь всей системы - синий полупрозрачный шарик, с помощью которого установка крепится к подставке. Отворачивая его, можно изменять угол наклона установки в соответствии с тем, где она размещена - на полу, перед телевизором, на телевизоре. Если вы используете излучатель вместе с компьютером и у вас ЭЛТ-монитор, его имеет смысл установить на монитор. Для достижения наилучшего результата (главным образом - окружающего звука) расстояние между головой (чуть было не написал «между ушами») слушателя и излучателем должно составлять 0,5-1,5 м.

Пульт управления позволяет командиру активировать установку, временно отключать ее, регулировать громкость, выбирать цифровой или аналоговый источник и микшировать их (раздельно громкость источников не регулируется), а также выбирать один из возможных вариантов обработки звука (изменение окраски, расширение стереобазы) либо отключать процессор, формирующий дипольный стереосигнал, для предварительно закодированного источника. Если процессор отключить, прослушивая обычный стереосигнал, излучатель будет работать примерно как монофонический громкоговоритель. Почти все функции можно активировать с помощью кнопок, размещенных на тыльной части корпуса излучателя.

Что касается звучания, то PS2000 - достаточно мощная система: заявлено 10 Вт (RMS) на канал плюс 12 Вт для сабвуфера. Она создает комфортное детализированное звуковое поле с широкой стереобазой, призывающее без остатка отдаться игре. Мощный динамитный бас, уровень которого можно регулировать, позволяет реалистично воспроизводить взрывы, низкочастотные шумы и другой типичный игровой аудиоконтент.

Чтобы выявить эффекты окружающего звука, мы с Ильей Хрупаловым прослушивали четырехканальные демонстрационные материалы, прилагаемые к звуковым картам SB Live!, а также настроечные AC-3-треки с диска Video Essentials DVDI 0711. Виртуальные окружающие каналы (то есть если закрыть глаза, ощутишь их действительно позади себя) улавливаются время от времени и в очень узкой зоне на расстоянии до одного метра от излучателя, что не очень удобно при просмотре кинофильмов. Особенность эффекта в том, что он весьма относителен: когда звук облетает вас, начиная двигаться спереди, иллюзия сильна; если же все действия перенести за спину, а потом вдруг развернуться на 180 градусов, особого впечатления не будет. Хотя, надо отдать должное разработчикам, каждым ухом в отдельности понимаешь, что звук проходит нешуточную цифровую обработку. Тем более левый, правый, центральный и низкочастотный (LFE) каналы PS2000 разделяет уверенно.

Заявленный диапазон воспроизводимых частот, как всегда, широк - 40-20000 Гц, однако при прослушивании тестового аудиоматериала с диска «The Sheffield / A2TB Test Disk» даже по цифре мы не услышали 19 кГц (а вот декодер Sony DP-IF5100 из комплекта Sony MDR-DS5100 с 24-разрядным ЦАПом на проводных наушниках Sennheiser HD590 отработал весь диапазон). По аналоговому входу PlayWorks PS2000 звучит заметно хуже.

Казалось естественным в настройках нашей SB Live! Platinum указать четыре динамика, однако звук получается куда более объемный, если указать два… Система CMSS (Creative Multi Speaker Surround, псевдошестиканальное разделение обычного аналогового сетереосигнала - см. также обзор звуковой карты Xwave-6000 Pro) позволяет сделать нечто вроде Dolby Pro Logic из двух каналов. При этом в «средний динамик» подается, видимо, разница правого и левого каналов, а в «тыловые» что-то еще. Если обычный DVD-фильм включить в стереорежиме и задействовать CMSS, звук позиционируется действительно лучше.

Самый существенный недостаток PS2000 - отсутствие сервоприводов для дистанционного изменения углов поворота и наклона излучателя. Еще был замечен шум при использовании аналоговых входов. Но кто сейчас использует аналоговые входы? А про отсутствие регулировки тембра вспомнилось только при переборе в уме характеристик, которыми обычно обладают акустические системы. Во время пробной эксплуатации ни разу не возникало желания подкрутить ни низкие, ни высокие частоты.

Для подключения к источникам звука акустическая система комплектуется оптическим и коаксиальным цифровыми звуковыми кабелями, двойным стереокабелем мини-джек-мини-джек (например, для подключения к четырехканальной звуковой плате), а также переходником RCA-RCA и стереокабелем мини-джек-RCA. Внутри сабвуфера кроме динамика и усилителя - ЦАП, декодер Dolby Digital, звуковой процессор, интерфейс с пультом управления.

Пожалуй, наилучшая область применения PS2000 - военные и фантастические видеоигры: настроение создается именно такое. Но это не значит, что вы не сможете благодушно собирать цветочки и ухаживать за зверенышами: достаточно посмотреть на экран телевизора и агрессивное настроение как рукой снимет.

АлександрЯковлев [asema@computerra.ru]



 
<< 1

Страница 1
Врезка


Илья Хрупалов
fe@computerra.ru
 
Директор проекта «КомпьюFeрра»


<< Звездный дабл
Все материалы номера
Накапайте мне стаканчик (только для художников!) >>