Свежий номер №15 (392) / Роман с камнем, или Секретная волна 6000
 
Дата публикации: 18.04.2001

Александр Карабутов, lx@computerra.ru

 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>

Начался этот роман несколько лет назад, когда я познакомился со своей очередной любовницей, весьма искусной в своем деле и совсем не требовательной к финансовым вливаниям. То есть мечтой любого мужчины. Величали красавицу звуковой картой A-Trend Harmony 3DS724A, и базировалась она на чипе («камне») Yamaha YMF724F (внутреннее имя DS-1) и 18-разрядном кодеке STAC9704 от SigmaTel. Помимо достаточно чистого звука и аппаратных прелестей знаменитого XG MIDI от фирмы Yamaha, карточка обладала необычным для таких дешевых изделий (а обрел я эту любовь всего за 12 долларов) цифровым выходом S/PDIF и зачатками трехмерного звучания, включая A3D 1.0 и EAX 1.0 через алгоритмы Sensaura.

Время шло, старшая сестрица семейства YMF7x4 потихоньку меркла перед молодыми красавицами на чипах YMF740 (DS-1L), YMF744 (DS-1S), YMF754 (DS-1E), и мой роман с восточными леди недавно получил неожиданное продолжение, когда в январе я побывал в Японии. Копаясь в россыпях звуковых карточек в тамошних компьютерных магазинчиках, я обнаружил целые полки, уставленные всевозможными изделиями на чипах Yamaha, включая множество моделей от разных производителей на самом новом из этих чипов - YMF754. Признаться, поначалу глаза разбежались, но на следующий день я усилием воли собрал их (то есть глаза) в кучку и приобрел за 35 долларов (совсем не дорого по японским меркам, где кулер Golden Orb стоит около 30) старшую двухэтажную модель Xwave-6000 Pro (прямо как X-files) от известного тайваньского производителя Labway Corporation. Эта фирма не очень широко известна в России, однако имеет хорошую репутацию за рубежом. Достаточно сказать, что Yamaha, отказавшаяся некоторое время назад от самостоятельного производства непрофессиональных звуковых карт, рекомендует всего полдесятка производителей карт на чипах YMF7x4, среди которых и Labway (см., например, www.yamaha.com/lsi/support/soundcard.htm).

Карточка имеет стильный дизайн: на фоне черной защитной маски (напоминающей Creative SB Live!) выделяются крупные, золотом, буквы «Xwave»; контактные площадки под радиодетали и часть внешних разъемов тоже позолочены, детали размещены на плате грамотно, важные аудиосигналы разведены толстыми проводниками и даже подписи к деталям выполнены аккуратно.

Сердцем Labway Xwave-6000 Pro служит чип YMF754-R. Рядом с ним на первом (основном) этаже этого «аудионебоскреба» расположен 18-разрядный четырехканальный аудиокодек STAC9708T от SigmaTel (такие же, к сведению, применяются в более дорогих картах Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1, Aureal Vortex2 MX300 и некоторых других). Кодек напрямую (без предусилителей) соединен с входными (линейный и микрофонный) и выходными (стерео фронт и тыл) аудиоразъемами, то есть карта (первым этажом) легко поддерживает пространственный звук на четырехканальных акустических системах. Здесь же находятся все стандартные внутренние разъемы (CD-in, Video-in, Aux-in, TAD) и внешний Game-порт. Отмечу характерный для карт на YMF7x4 пятиконтактный разъем PC/PCI для корректной работы под DOS. Аналогичный есть, например, в ряде материнских плат на i440BX, хотя, как показывает практика, и без этого соединения карточки на YMF7x4 работают под DOS нормально в подавляющем большинстве случаев. Есть также запрятанный вглубь четырехконтактный разъем цифрового входа и выхода (S/PDIF in/out): ко входу можно подключить, например, подходящий CD-ROM-привод, хотя звук с привода можно считывать по цифре и через шину PCI соответствующими плагинами 1.

Второй этаж карты, соединяемый с первым 16-контактным «лифтом», чуть меньше, чем основной. И именно он придает карточке ее неповторимый шарм, как визуальный, так и функциональный. Помимо внешнего цифрового выхода S/PDIF (ставшего уже стандартом для таких карт) на торцевой панели размещены два миниатюрных шестиконтактных DIN-разъема MIDI In и MIDI Out, причем выход буферизован КМОП-вентилями, а вход имеет оптронную развязку. Уже одно это оправдывает цену карточки, поскольку отдельный грамотный переходник с Game-порта на два стандартных MIDI-разъема стоит те же 20 долларов 2. Тем не менее, это не главная достопримечательность второго этажа. Здесь расположен чип QS7785PF от Sephonix, реализующий аналоговое аппаратное кодирование обычного стереосигнала в модный нынче благодаря распространению DVD и формата Dolby Digital (AC-3) объемный звук формата «5+1». Для вывода этого формата наружу на втором этаже предусмотрены три 3,5-миллиметровых разъема - фронтальный (стерео), окружающий (стерео) и центральный/сабвуфер. Все эти выходы буферизованы двухваттными усилителями TEA2025, так что акустическая система может быть без боязни удалена от компьютера на большое расстояние.

Подчеркну: данное решение 5+1 не есть обычное декодирование звука с треков формата AC-3 (хотя кодек STAC9708T от SigmaTel и позволяет в принципе выводить звук 5.1 используя программные декодеры, чипы YMF7x4 шестиканальный звук пока не поддерживают). Здесь мы имеем специальное аппаратное преобразование (кодирование) обычного стереосигнала в 5+1 с применением оригинальной технологии QSurround 3. Хорошо ли это с точки зрения пользователя? С одной стороны - возможность легко получить звук 5+1 (подобный Dolby Digital) с любого стереоисточника, включая MP3, аудио CD, Video CD, фильмы формата MPEG 4, компьютерные игры, MIDI и даже обычную подзвучку Windows. Причем без дополнительной загрузки центрального процессора (это важно, например, в играх). С другой - условность (суррогатность) создания эффекта 5+1 surround sound (поскольку в формате Dolby Digital на шести каналах записывается куда больше пространственной информации о звуке, чем в обычном стерео или Dolby Surround). Карточка легко позволяет воспроизводить звуковые дорожки DVD путем даунмиксинга на четыре канала (фронт и тыл) в обычных программных DVD-плейерах и, теоретически, могла бы поддерживать «почти настоящий» аналоговый вывод 5.1 (например, Front и Surround могли бы выводиться через линейные выходы на основном этаже, а Center и Subwoofer - кодироваться чипом из стереосигнала через второй этаж), но можно ли это реализовать в драйверах, пока неясно. К сожалению, мне не удалось сравнить на слух работу аппаратного кодера QS7785PF с оригинальным AC-3-сигналом, используя один и тот же звуковой трек, поэтому я не могу вам сказать, насколько впечатляет «достоверность» его работы.

Теперь поговорим о других, не менее приятных особенностях «Секретной волны 6000 Pro» в частности и звуковых карт на чипе YMF754 вообще. Сейчас раболепные почитатели «Платинового Живчика! от Созидательного» начнут отчаянно пинать меня ногами и ругать матерно, но я позволю себе поставить вопрос ребром: способны ли дешевые двадцатидолларовые звуковые карточки на YMF754 (например, наша Xwave-6000) составить конкуренцию более дорогим решениям вроде Creative SB Live! Platinum 5.1 или Turtle Beach Santa Cruz в их же функциональной нише? И сам отвечу на него: «Да!»

Первый шок уже прошел? Отдышались? Тогда спокойно и не нервничая попусту, пройдемся по пунктам.

Первое - это качество выводимого (и вводимого) аудиосигнала. Минуло то время, когда это качество определялось основным чипом звуковой карты. С появлением интеловского стандарта AC’97 всю аналоговую работу взяли на себя AC’97-кодеки (типа того же STAC9708T от SigmaTel и других). А чип карты практически перестал отвечать за качество оцифровки аналогового сигнала, вывода цифры в аналог и аналогового микширования. Удел базового «камня» - работа с PCI, цифровые преобразования, MIDI, FM- и XG-синтез, объемный звук (хотя и в кодек SigmaTel встроена простейшая функция объемного звучания SigmaTel Surround 3D Stereo Enhancement, часто используемая в драйверах карт), S/PDIF и прочее, включая связь с кодеком по цифровой шине AC-link на стандартизованной частоте 48 кГц. Касательно «аналога» его задача предельно упростилась - не испортить (цифрой) качество аудиосигнала, обеспечиваемое кодеками.

Если так, то большинство карт на YMF754 имеет тот же кодек STAC9708T, что и Creative SB Live! Поэтому они должны иметь примерно одинаковое качество звука «по аналогу», соответствующее заявленным параметрам кодека (если, конечно, кодек не «обвязан» на плате спустя рукава): гармонические искажения не более 0,02%, шумы ЦАП около -95 дБ, АЦП -87 дБ, взаимопроникновение входных каналов не хуже -70 дБ. И реальные измерения «сквозного тракта» (короткий кабель соединяет линейный вход и выход) карточки Xwave-6000 Pro при помощи программы SpectraLab это подтверждают (см. графики). АЧХ «сквозного тракта» практически линейна от 20 Гц до 20 кГц (красный график [1]), гармонические искажения сигнала в диапазоне 100-10000 Гц не превышают 0,01% (обычно даже меньше), что примерно столько же, сколько у Live! и Santa Cruz (считается, что человеческое ухо неспособно различить гармонические искажения меньше 0,01%, да и акустические системы с уровнем гармоник много ниже 0,1% - большая редкость). Невзвешенный шум карточки не превышает -85 дБ. Таким образом, линейный тракт звука у нашей героини вполне конкурентоспособен, а карточка пригодна как для качественной оцифровки звука, так и для его высококачественного вывода и перекрывает потребности аппаратуры класса Hi-Fi. Субъективно при прослушивании линейного выхода карты через наушники Sony MDR-CD1000 (использовался внешний усилитель) никаких нареканий также не возникло.

[i39249]


1 (обратно к тексту) - Если позволяет мощность компьютера. - И.Х.
2 (обратно к тексту) - Здесь тоже потребуется переходник - с мини-разъема на нормальный, но он существенно дешевле. - И.Х.
3 (обратно к тексту) - Подобные технологии создания объемного и панорамного звука, развиваемые, в частности, компанией Qsound (см., например, www.qsound.com/pdf/oem-guides/QSrnd5_1.pdf), сейчас активно завоевывают рынок аудиопродукции и встраиваются во всевозможные музыкальные центры, автомобильные и телевизионные комплексы и т. п. Среди заинтересованных компаний и партнеров Qsound такие брэнды, как Mitsubishi, Sharp, Aiwa, Mitsumi, Zoran, Crystal, и др.

 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>


Александр Карабутов
lx@computerra.ru
 


<< Над новыми ЖК-мониторами Hitachi и Sony
Все материалы номера
Паршивая муза >>