Свежий номер №15 (392) / Больше плохого, чем хорошего
 
Дата публикации: 17.04.2001

Евгений Козловский, ekozl@computerra.ru

 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>

Можем ли мы говорить по-русски?

- Можем. Но, откровенно говоря, я даже польскую компьютерную терминологию не совсем хорошо знаю, потому что она пока только начинает существование. 90 процентов того, что я читаю, - читаю на английском. В последние месяцы у меня и «Science», и «Nature», и «New Scientist» и бог знает что. Я слишком перегружен не только статьями о работе компьютеров, но и вообще… там ведь всё, все научные новшества. А что касается компьютеров, - очень нелегко предсказать, что будет. Есть такие… обещания… теоретические возможности квантовых компьютеров… но это пока только грёзы. Потому что, как известно, всё это основано на суперпозиции, и избежать декогеренции - это огромный, !P3064719.jpgсложный вопрос. Сегодня если удается передать один, два, три кубита - уже и это становится событием… А пока мы практически дошли только до того, что называется молетроникой: до молекулярных компьютеров, где логические элементы состоят из единственных молекул, - но и это довольно сложно. Пока и тут тоже больше надежд и обещаний, чем реальной продукции: производства пока совсем нет. И опять: вопрос в том, чтобы иметь хороший input и хороший output…

В последних номерах «Science» я читал, что жесткие диски будут заменены специальным видом бумаги, которую можно будет просто класть в карман, - но и это тоже обещание: только-только идут первые испытания. Таким образом, существуют, как говорят, огромные горизонты, но неизвестно, как всё это в конце концов будет выглядеть.

Мне кажется, что решающей силой тут будет капитал. Если та или иная новая продукция принесет большие деньги, скажем, японцам или американцам, - начнут на всю железку нажимать и делать именно это. Но предсказать, что именно это - невозможно. Теперь уже есть генетические программы… Словом, одной жизни не хватит человеку, если б он даже только этим занимался… А я, кроме компьютеров, занимаюсь космологией, ксенобиологией. Последним достижением, произведшим на меня сильное впечатление, было прочтение человеческого генома. Никто еще не знает, что из этого выйдет хорошего и что плохого… Кажется, будет больше плохого, чем хорошего. С новой технологией так обыкновенно бывает.

Вот теперь, там, в другой комнате, сидит мой секретарь. У него компьютер, модем, ксерокс… всё, что надо. Он фильтрует для меня информацию, потому что ее - огромное количество. И каждые полтора года - новый компьютер, новый процессор, новые то да сё. Мне кажется, что эти фирмы из Silicon Valley, - все они чего-то ожидают… мне кажется, что сейчас у них момент некоторого расслабления. То есть появляются новые процессоры, память, прочее, - но прогресс компьютерного развития в новом темпе не идет.

Перед тем как к вам приехать, я перечитал «Сумму технологии». Эта книга в свое время произвела на меня очень сильное впечатление и очень многое сформировала и во мне, и в моих сотрудниках, и в наших читателях. И знаете, что получилось? Что если взять наш журнал за последние, скажем, три года - половина тем номера, cover story, в очень большой степени, иногда - до полного совпадения, - заголовки из вашей «Суммы технологии». То есть до сегодняшнего дня мы продолжаем рассматривать, развивать ваши темы.

- Я понимаю. Я тоже продолжаю их рассматривать. Для журнала «PC Magazine po polsku» я писал эссе, из которых получилось уже две книги: «Китайская комната» и «Мегабитовая бомба» 1. Это пока переводится в Германии…

…это переводится и у нас: в Белоруссии - на русский язык - и лежит в Интернете.

- О том, что творится в Белоруссии, мне даже неловко говорить, потому что моих книг, которые там переведены, мне не прислали, ни о каких гонорарах - никакого разговора, и даже никаких договоров нету. Ничего! Что касается Украины, - есть такое направление польской политики: немножко поддерживать Украину. Они приехали ко мне и говорят: денег у нас нет, разрешите печатать ваши труды. Я говорю: хорошо; только присылайте мне по крайней мере одну книжку. И ничего! Ни грошей, ни книжки. Я даже не знаю, что там творится с моими книгами.

Неприятно.

(Смеется). - Это нормально…

Тогда вопрос к слову. Сейчас бурно обсуждается вопрос копирайта. На музыку. На тексты. На программы. У нас есть точка зрения: поскольку цифровая информация легко копируется, уберечь ее невозможно. Поэтому творцы не должны держаться за информацию и пытаться ее продать, а - зарабатывать деньги какими-то сопутствующими способами.

- Чтобы тетя деньги давала?

Нет. Не чтоб тетя давала, а чтобы, скажем, вы давали автограф за тысячу долларов. На книге, которая бесплатно скачана из Сети и отпечатана дома.

- Всё бывает по-разному. В Польше такой рынок фактически уже существует, но пока никто не платит… Совсем другое положение в Германии. Там большие части «Мегабитовой бомбы» переведены на немецкий язык, и я регулярно получаю !P3064705.jpgхорошие гонорары. Но не существует пока возможности что-то сделать в области моих прав в Белоруссии или на Украине. Совсем не существует. Когда я подписывал одну мою книжку где-то в Кракове 2, ко мне подошел белорус и показал белорусский «Солярис». Я удивился. А он говорит: это не единственный случай издания. Серия про Пиркса тоже была издана. И еще… Я говорю: кто? - «Мастацкая литаратура». Мой секретарь говорит: это не следует так оставлять! Надо, чтобы польское посольство в Минске обратилось к издателю. А издатель ответил, что он еще не был директором в то время, когда были изданы и одна, и другая, и третья книги. Я говорю: ну хорошо, я не хочу никаких денег, но по крайней мере пришлите мне книжки. - Ну конечно, конечно! И ничего не прислал! Ну и что ж делать? Похоже, я с этим должен примириться… Это, правда, не касается русских издательств. «Новый мир» напечатал кусок «Мегабитовой бомбы» и заплатили мне сто долларов. Деньги небольшие, - а все-таки они уважают авторские права. Это выглядит по-другому.

Вот я сегодня получил турецкое издание. А вчера - немецкое. И еще - какие-то совсем экзотические, уже не помню…

Если бы сегодня вы стали переиздавать «Сумму технологии» - ничего не дополняя, не переписывая, - вы бы убрали какие-то главы?

- Нет. Я сделал другое. Я написал несколько книг, в которых хотел проследить, как предсказанное мною будущее действительно выглядит на сегодняшний день…

И вы не нашли никаких принципиальных ошибок в «Сумме технологии»?

- Ну конечно, нашел. Во-первых, мне тогда казалось, что есть некоторый шанс коммуникаций с разумными цивилизациями. В то время Иосиф Шкловский совместно с Карлом Саганом и другими американцами организовали семинар… Тогда казалось, что контакт с космическим разумом - вопрос нескольких лет. Я, правда, в этом сомневался, но считал, что контакт все-таки возможен. А теперь я в этом вопросе скептик.

То есть сейчас вам кажется, что такой контакт вообще невозможен? Или невозможен только в ближайшее время?

- Я бы сказал так: жизнь - явление не совсем необыкновенное во Вселённой 3, только наш технологический уровень развития, вероятно, очень редок.

А что же там тогда? Другие пути развития?

- Жизнь существует на Земле почти четыре миллиарда лет, а техногенная цивилизация, техносфера - триста лет, ну - четыреста. Таким образом, мне кажется, что вероятность контакта очень небольшая. Знаю я про все эти SETI, у меня есть литература по вопросу, но я ее оставил на полке. Человек не может заниматься всем, это просто невозможно…

И какие еще разочарования кроме этого?

- Это, конечно, главное.

Вы думаете, что другие цивилизации пошли совсем по другому пути?

- Мне кажется так: разум - редчайшее явление во Вселённой. А если к тому же он не хочет заниматься коммуникациями на звездных дистанциях, - как же с ним разговаривать?

Но поскольку звезд бесконечное множество и вечность тоже неограниченна, по теории вероятности должны же быть и желающие коммуникаций цивилизации, - вы сами писали об этом в «Сумме технологии».

- Я держусь все же скептической точки зрения, потому что уже больше тридцати лет миновало с той американской конференции, - и ничего, абсолютно ничего не было найдено. Вы знаете, Земля ведь была несколько раз ударена огромными астероидами. Получался ужасный зооцид. Первый удар был на стыке перма и триаса, двести пятьдесят миллионов лет назад, тогда почти восемьдесят пять процентов всего живого исчезло. !P3064699.jpgТрилобиты и так далее. А другой раз, когда пришел конец динозаврам… это очень известно, потому что был американский фильм «Jurassic park»… это около шестидесяти пяти миллионов лет назад. Это значит, что, если бы даже существовали какие-то населенные планеты, вероятность их попадания в такую катастрофу очень велика.

Потом так: ну, скажем, где-то, может быть, есть какая-то цивилизация. На отдалении в десять тысяч световых лет. Так что, мы будем ждать десять тысяч лет ответы на наши вопросы? И кто же будет жить в то время? Будет ли тогда кто-нибудь на Земле заниматься этой проблемой? Таким образом, мне кажется - лично мне, - что вероятность другого разума во Вселённой невелика. Самые простые организмы возникают. Более сложные - возникают. А вот чтобы еще какие-то гоминиды, приматы - это очень большая редкость.

А второе, во что я потерял веру, - это искусственный интеллект 4. Я знаю, как выглядит это развитие. Есть много работ на эту тему. Но когда я читал самую последнюю книжку «Emotion Brain» 5 американца Джозефа Леду (Joseph LeDoux), - знаете, я удивился, в какой степени наши знания о человеческом мозге, об эмоциональном факторе его работы еще недостаточны. То, что мы знаем хуже всего, - это как раз человеческий мозг. Интеллект необходимо основан на эмоциях. Всякий, кто имеет собаку, это знает, и не надо мне никаких ученых, психологов из Америки, чтобы понимать, что эта основа уже существовала, когда на нее очень медленно стала наслаиваться возможность человеческой речи. Известный тест Тьюринга недостаточен, чтобы точно определить: разговариваем мы с машиной или с человеком. Возьмите кухарку. Она будет уверена, что говорит с человеком. А кто-нибудь более образованный - уверен не будет.

Пан Станислав, Фома, видимо, написал «Summa theologiae» как фундаментальное исследование в поддержку весьма прикладной «Summa contra gentiles». Предполагалась ли к «Summa technologiae» какая-нибудь «Summa contra…», и если да, то а) против кого именно, и б) почему мы ее не увидели? 6

- Я же не читал никогда Аквината! Я взял только название, по слуху. «Summa technologiae» - это одно… я атеист… я совсем не занимаюсь теологией… а взял это название, потому что мне казалось, что технология - это движущая сила будущего. И она принесет столько хорошего, сколько и плохого.

Вам и сейчас так кажется?

- Знаете… в самое последнее время… вот, вчера… я читал, как и каждый день, американскую прессу. Так вот, в Silicon Valley один из ведущих специалистов-практиков 7 организовал конференцию, на которой обратился к ученым всего мира, чтобы они прекратили дальнейшее продвижение науки. Потому что ее развитие приведет к гибели человечества. Таково его мнение. Но практически прекратить развитие науки невозможно, потому что если б даже американцы и перестали развивать науку и технологии, то ни русские, ни японцы к ним не присоединились бы. Его точка зрения понятна: есть чувство, что мы делали слишком много плохого. Теперь уже говорят, что население земного шара удвоится через семьдесят-восемьдесят лет. У вас в России, как и в Польше, рост населения - величина отрицательная, людей становится все меньше. А вот Китай, третий мир…

[i39240]


1 (обратно к тексту) - См. статью В. Язневича «Неизвестный Станислав Лем», стр. 38.
2 (обратно к тексту) - Речь идет о встрече с читателями - презентации книги «Мегабитовая бомба» в одном краковском книжном магазине 05.06.1999 г. Белорус, о котором речь ниже - это как раз один из авторов этой темы и переводчик Лема Виктор Язневич.
3 (обратно к тексту) - Пан Лем произносит слово «Вселённая» через «ё». У меня сложилось впечатление, что это не пробел в знании русского языка, а намеренное, авторское произнесение. Смысловое.
4 (обратно к тексту) - Пан Станислав, когда говорит про искусственный интеллект, называет его «искусственная интеллигенция». Мне это показалось - в контексте нашей жизни - ужасно забавным.
5 (обратно к тексту) - «Эмоциональный мозг»
6 (обратно к тексту) - Предложен Максимом Отставновым.
7 (обратно к тексту) - Лем имеет в виду Билла Джоя. См. колонки Игоря Гордиенко «Эсхатология по Джою», «КТ» #340 от 28.03.00, и «Две стороны монеты», «КТ» #385 от 27.02.01.

 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>


Евгений Козловский (фотография) Евгений Козловский
ekozl@computerra.ru
 
Главный Редактор "Компьютерры". Писатель, драматург, киносценарист, эссеист. Автор популярных книг по компьютерной тематике и статей в компьютерной прессе.


<< Другой Лем
Все материалы номера
Неизвестный Станислав Лем >>