Свежий номер №14 (391) / Великая депрессия? Version 2.0b Дата публикации: 11.04.2001 Владимир Гуриев, vguriev@computerra.ru
Знал бы прикуп, жил бы в Сочи О кризисе на рынке высоких технологий не писал разве что ленивый. (Вот и «КТ» готовит об этом тему номера. А публикуемую сегодня статью можно считать «вводной» к теме.) Хотя, заметьте, кризис случился прежде всего в умах аналитиков и биржевых игроков. Изменилось отношение к тем фактам и событиям, которые до того интерпретировались по-другому: во времена хайтек-бума текущая убыточность компаний проблемой не считалась. Стартапы запускались по проверенной схеме: интересный проект, начальное венчурное финансирование и - ради чего все и затевалось - выход на рынок акций или перепродажа «стратегическому» инвестору. Именно в этот момент на основателей проекта и проливался настоящий денежный дождь: инвестора не волновала текущая рентабельность, его интересовали «перспективы», «захват рынка» и другие нематериальные на момент покупки акций вещи. Он, веря в проект («это то, что нужно всем») и в развитие рынка («появится платежеспособный спрос»), рассчитывал в первую очередь на перепродажу своей доли собственности инвесторам следующего уровня, то есть фактически на дальнейший рост капитализации рынка. Экономика ожиданий. К началу падения рынка никаких революционных изменений ни в спросе, ни в числе пользователей или в объемах продаж не произошло. Например, 25% «подключенных» американцев управляли через Сеть своими банковскими счетами - это вполне реальная клиентская база, а объем розничных продаж в Сети в год кризиса практически удвоился. Внешне ситуация мало отличалась от той, что была в 1999-м или начале 2000 года. Теперь же, когда обвал произошел, стало принято считать, что именно отсутствие интереса к текущей рентабельности и было главной ошибкой рынка. У сильных задним умом аналитиков это звучит так: «что же тут удивительного, что рынок рухнул! Это Более того, уже раздаются голоса, что обжегшиеся на дот-комах инвесторы теперь недооценивают перспективы IT (та же Pegasus Research один из своих последних обзоров озаглавила: «Интернет умер. Да здравствует Интернет!»). Если этому еще и поверит рынок, то нас снова ждет подъем. А журналисты и аналитики все пытаются выяснить: каковы же на самом деле перспективы хайтека и Интернета?.. Они ждать не могут; нам же придется подождать, пока откроется прикуп. Михаил Брауде-Золотарев
|