Свежий номер №14 (391) / Информационные стратегии для России Дата публикации: 06.04.2001 Максим Отставнов, maksim@otstavnov.com
Александр Зиновьев: «Клянусь, я не прочитал до конца «Капитал» Маркса ни разу…» Первый день конференции был бы скучен, если б не присутствие на ней патриарха отечественной философии. К концу двадцатиминутного доклада Александра Зиновьева слушатели аж подпрыгивали от нетерпения, горя желанием возразить или обменяться репликами, чего обстановка овального зала «Президент-отеля» ну никак не позволяла. Но докладчик сделал нетривиальный ход: сразу по окончании официальных вопросов он вышел в кулуары, где беседовал со всеми желающими еще полтора часа (официальные доклады, заметьте, продолжались, но это было уже неинтересно). Его политико-философскую платформу можно разделить на несколько уровней, часть из которых имеет определенный вневременной смысл и потому бесспорна, а часть - конкретные политические выводы - всегда служила основой для многочисленных обвинений автора «Зияющих высот» то в возвращении к «коммунистической идеологии», то в «русофобстве». Думается, нет у Зиновьева ни того, ни другого. Основной его тезис - совершенно справедливое положение о том, что человек не меняется от того, зафиксировано ли социологами наличие в данный момент «индустриального», «постиндустриального» или «информационного» общества. Нет никаких «объективных социальных процессов - есть процессы, которые делают люди» (цитата). Мир, создающийся в настоящее время, Зиновьев квалифицирует как «сверхзнаковый» - то есть если существует некая фундаментальная человеческая общность, почти не меняющаяся от поколения к поколению, то мир книг, газет, телевидения и радио - это уже надстройка, «знаковый» мир, а мир Интернета - это «сверхзнаковый» мир «во сне», виртуальная общность в истинном смысле этого слова, подобная ощущению человека, который сумел вызывать сны по заказу, - но, в любом случае, прекрасная женщина, явившаяся во сне, есть только сон, который вы можете ощутить как «почти реальность», но не можете пощупать руками наяву. Практические политические выводы, которые он делает из своих исходных положений, как известно, удручающи. Главным из них является тезис о существовании некоей «глобализированной» структуры (причем Зиновьев весьма далек от того, чтобы приписывать ее создание сознательным действиям неких сил «зла»), которая теперь во всемирном масштабе диктует всем менее сильным нациям, как им нужно поступать. Еще более пессимистично Зиновьев смотрит на будущее русской нации. Он считает, что она пережила подъем в середине-конце прошлого века, теперь переживает спад, а «западное» сообщество, которое сейчас на подъеме, стремится использовать все ресурсы, достигнутые «нашими», для своей выгоды. «Западное» сообщество как раз еще не достигло того, чего мы уже имели и испытали на своей шкуре, но к тому стремится всей душой… Что ж, мое личное мнение, что такая оценка «наших» ресурсов ничуть не плоха, и если мы даже и обречены, то уж никак не на забвение в веках. А критика этих взглядов, конечно, возможна и обоснована, но никак не в рамках короткой заметки. В общем и целом Зиновьев производит впечатление мудрого - при всем моем несогласии с его отдельными выводами - и неожиданно живого человека, который к почти восьмидесяти годам сохранил не просто живость ума, но и умение и желание спорить и доказывать свое мнение - его еле-еле сумели растащить с молодой женщиной, которая взялась было доказывать ведущему критику коммунизма, что, не пользуясь Интернетом, нельзя и судить о нем… Ну что тут сделаешь? Зиновьев признался, что не только не пользуется компьютером и Интернетом, но еще и не водит машину и вообще… Но многим ли дано заявить (ближе к восьмидесяти годам) такое: «великие люди наговорили глупостей намного больше дураков!» Юрий Ревич
|