Свежий номер №14 (391) / Великая депрессия? Version 2.0b
 
Дата публикации: 11.04.2001

Владимир Гуриев, vguriev@computerra.ru

 
<< Врезка 1.

Страница 2
Врезка 2: Знал бы прикуп, жил бы в Сочи

Знал бы прикуп, жил бы в Сочи

О кризисе на рынке высоких технологий не писал разве что ленивый. (Вот и «КТ» готовит об этом тему номера. А публикуемую сегодня статью можно считать «вводной» к теме.) Хотя, заметьте, кризис случился прежде всего в умах аналитиков и биржевых игроков. Изменилось отношение к тем фактам и событиям, которые до того интерпретировались по-другому: во времена хайтек-бума текущая убыточность компаний проблемой не считалась. Стартапы запускались по проверенной схеме: интересный проект, начальное венчурное финансирование и - ради чего все и затевалось - выход на рынок акций или перепродажа «стратегическому» инвестору. Именно в этот момент на основателей проекта и проливался настоящий денежный дождь: инвестора не волновала текущая рентабельность, его интересовали «перспективы», «захват рынка» и другие нематериальные на момент покупки акций вещи. Он, веря в проект («это то, что нужно всем») и в развитие рынка («появится платежеспособный спрос»), рассчитывал в первую очередь на перепродажу своей доли собственности инвесторам следующего уровня, то есть фактически на дальнейший рост капитализации рынка. Экономика ожиданий.

К началу падения рынка никаких революционных изменений ни в спросе, ни в числе пользователей или в объемах продаж не произошло. Например, 25% «подключенных» американцев управляли через Сеть своими банковскими счетами - это вполне реальная клиентская база, а объем розничных продаж в Сети в год кризиса практически удвоился. Внешне ситуация мало отличалась от той, что была в 1999-м или начале 2000 года.

Теперь же, когда обвал произошел, стало принято считать, что именно отсутствие интереса к текущей рентабельности и было главной ошибкой рынка. У сильных задним умом аналитиков это звучит так: «что же тут удивительного, что рынок рухнул! Это Процентное изменение составных индексов компаний Интернет-экономики с 21.03.01 по 27.03.01.было очевидно, возьмите, к примеру, тот же «Амазон»: он ведь всегда был убыточен!» Однако такой подход - в части интерпретаций - ошибочен: само по себе отсутствие текущих доходов не свидетельствует против конкретного проекта или даже отрасли в целом.

Более того, уже раздаются голоса, что обжегшиеся на дот-комах инвесторы теперь недооценивают перспективы IT (та же Pegasus Research один из своих последних обзоров озаглавила: «Интернет умер. Да здравствует Интернет!»). Если этому еще и поверит рынок, то нас снова ждет подъем.

А журналисты и аналитики все пытаются выяснить: каковы же на самом деле перспективы хайтека и Интернета?.. Они ждать не могут; нам же придется подождать, пока откроется прикуп.

Михаил Брауде-Золотарев
[
mb@computerra.ru]



 
<< Врезка 1.

Страница 2
Врезка 2: Знал бы прикуп, жил бы в Сочи


Владимир Гуриев
vguriev@computerra.ru
 
Автор новостей


<< Миг пропустишь - век жалеешь
Все материалы номера
Над SCSI-винчестером Seagate Barracuda 180 >>