Свежий номер №11 (388)  / Осознанная необходимость выбора
 
Дата публикации: 19.03.2001

Дмитрий Большов, dbolshov@computerra.ru

 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>

Счастливы познавшие желания свои.
Ибо избавлены они от дамоклова меча свободы выбора…


…А несчастливое большинство каждый божий день принимает массу решений, связанных с необходимостью отличить выгодное от невыгодного и нужное от ненужного. И хорошо, если в таком выборе помогают не сведения, почерпнутые из рекламных роликов, а достоверная информация и взвешенный анализ.

И полбеды, если предмет выбора вполне осязаем, - у любого товара набор потребительских характеристик, в конце концов, ограничен. Сложнее, когда приходится выбирать нечто со временем меняющееся. Например, услугу.

Да еще столь динамично развивающуюся, как услуга сотовой связи.

Компаний, предоставляющих услуги мобильной телефонии, также называемых операторами сотовой связи, с каждым днем все больше, и число сервисов, ими предлагаемых, тоже не убывает. Потенциальному потребителю сделать правильный выбор, ориентируясь на бессмысленные рекламные слоганы, практически невозможно. Поэтому самые вдумчивые «омобиливающиеся» в качестве источника «достоверной» информации пытаются использовать:

  • друзей и знакомых,

  • консультантов в салонах связи,

  • статьи в специализированных изданиях и Интернете.

Друзья и знакомые - источник самый ненадежный. Став абонентами сотового оператора, они группируются вокруг него по феодальному принципу, искренне верят в правильность своего выбора и готовы защищать веру сию на ристалище. Даже если очевидно, что абонент прогадал, скорее всего он в этом никогда не признается.

Впрочем, иногда находятся люди, которые, сознательно и обоснованно сделав выбор, могут вразумительно объяснить свои мотивы.

Итак, имея некоторое представление о сегодняшнем состоянии мобильной связи и предлагаемых операторами услугах, мы взяли на себя смелость выделить несколько основополагающих моментов (перечисленных в произвольном порядке), на которые следует обратить внимание при выборе оператора:

  • стандарт связи,

  • зона покрытия,

  • наличие роуминга в местах предполагаемого пребывания,

  • используемый диапазон,

  • тарифная политика,

  • качество обслуживания,

  • дополнительные услуги,

  • легкость платежа.

Стандарт связи

Вообще-то абоненту ни к чему знать, какой стандарт подвижной радиосвязи используется оператором. Вполне достаточно, если ему предоставят все необходимые услуги по приемлемой цене и удовлетворительного качества. По крайней мере так утверждают сами операторы.

На самом деле надо вспомнить, в какой стране мы живем, чтобы понять, что чем больше знаешь - тем лучше застрахован от неприятностей. Потому что, зная некоторые особенности стандартов сотовой связи и их основные различия, абонент оказывается избавленным от необходимости задавать лишние вопросы как при покупке телефона, так и в процессе его эксплуатации.

Теперь о самих стандартах.

Россия страна беспредела. Говорят, на ее просторах можно найти работающие сети едва ли не всех когда-либо созданных стандартов сотовой связи. Но наибольшее распространение и, что важно, коммерческое применение обрели лишь некоторые: NMT, DAMPS/AMPS, GSM и CDMA. Говорить, что какой-то из них лучше остальных, нелепо. Каждый хорош и плох по-своему. Но очевидные недостатки и преимущества стандартов надо знать.

NMT. Самый старый из ныне используемых. Применяется операторами, объединенными в сеть «Сотел». От остальных отличается прежде всего аналоговой передачей сигнала в эфире. Следствием самого низкого диапазона используемых радиочастот (450 МГц, у остальных 800 МГц и выше) стала возможность достаточно дешево покрыть станциями большие территории, а также способность телефонов обеспечивать связь даже в лесах и на болотах, где она, хоть и редко, но нужна.

К сожалению, в условиях городской застройки стандарт оказался нежизнеспособен. И хотя мы имеем пример работы одной из старейших компаний страны в столице, вынуждены констатировать, что качество связи в черте города оставляет желать лучшего.

Сети NMT одни из самых дешевых в обслуживании, а значит, и тарифы самые низкие среди нескольких конкурирующих в данном регионе операторов. Но исключения лишь подтверждают правило.

В то же время есть лишь два производителя абонентского оборудования (телефонов) этого стандарта 1, что неизбежно приводит к относительно высоким ценам на них и скудному ассортименту. Кроме того, идентификация пользователя в сети прошита в самой трубке, и потому ее замена с сохранением абонентского номера производится путем перепрограммирования, для чего с трубочкой на денек придется расстаться.

Резюме. Подходит для сельской местности и городов малоэтажной застройки.

AMPS, NAMPS и DAMPS. AMPS стандарт чисто аналоговый, DAMPS - цифро-аналоговый. NAMPS - вариация на тему первых двух.

DAMPS интересен тем, что, работая большую часть времени в цифровом режиме и обеспечивая весьма приличное качество связи, при необходимости (в условиях неуверенного приема - сильное удаление от базовой станции, экранирование сигнала бетонными стенами и пр.) переключается в аналоговый режим и дает шанс благополучно закончить разговор. К минусам можно отнести авторизацию абонента в трубке, как и в NMT, и ничтожно малое количество городов и стран с автоматическим роумингом.

Еще один недостаток: в российских сетях DAMPS до сих пор не поддерживается услуга SMS, хотя стандарт позволяет это делать, да и трубки с поддержкой SMS появились на рынке.

В остальном DAMPS ничуть не хуже своего конкурента - стандарта GSM.

Резюме. Поскольку в большинстве городов России, где развернуты сети этого стандарта, они уже почти не развиваются, операторы имеют возможность снижать тарифы по сравнению с конкурентами при сопоставимом качестве связи. Если оператор предлагает просто звонить в пределах родного города и области по достаточно низкой цене, то, может быть, ничего больше и не надо?

GSM. Самый распространенный в мире стандарт сотовой связи, предоставляющий практически все услуги.

Его основное преимущество - в цифровом кодировании сигнала, что позволило избавиться от многих помех в радиопередаче, а значит, дать лучшее качество связи в местах плотной застройки и обеспечить конфиденциальность разговора.

Два других достижения - автоматический роуминг и авторизация на SIM-карте. Последнее означает, что, вынув карту из одного телефона и установив в другой (операция, занимающая не больше минуты), абонент может менять телефонные аппараты как заблагорассудится.

Стандарт в коммерческом исполнении существует в трех модификациях: для радиодиапазонов 900, 1800 и 1900 МГц. Первый диапазон экономически выгоднее для покрытия относительно больших территорий (радиус одной соты 35 км, что, конечно же, меньше, чем в NMT - 120 км в зоне прямой видимости). Второй диапазон больше подходит в городе: радиус соты меньше, зато в ней может находиться больше одновременно работающих абонентов.

Третий диапазон применяется только в США, где европейские 900 и 1800 МГц заняты другими службами. Владельцы трехдиапазонных трубок - единственные счастливые обладатели сотовых телефонов, способные воспользоваться услугой автоматического роуминга в США.

CDMA. Это даже не стандарт, а технология, на базе которой созданы несколько стандартов, в том числе и третьего поколения. В России развивается один из них - CDMA One, или IS-95. Из всех перечисленных стандартов сотовой телефонии, вероятно, самый перспективный. Однако, с потребительской точки зрения, имеет один большой недостаток - авторизацию в трубке, то есть опять-таки нельзя поменять телефон путем переустановки SIM-карты. Во остальном он гораздо привлекательнее конкурентов.

А вот реализация, то есть конкретное воплощение стандарта на сетях отечественных операторов, пока оставляет желать лучшего. И не потому, что операторы плохи. По политическим мотивам CDMA не имеет в России лицензии на мобильность. То есть все продаваемые операторами CDMA-телефоны должны по закону использоваться только в помещении, к которому они приписаны. По городу с такой трубкой ходить можно, но говорить - ни-ни. К счастью, отмена идиотских разрешений на мобильные телефоны избавила абонентов сетей CDMA от преследований мздоимцев в форме.

По той же причине операторы CDMA не предоставляют услуги роуминга. То есть пользоваться своей трубкой пока можно лишь в родной сети.

Плюсов у молодого стандарта много, однако отметим лишь один: благодаря низкой себестоимости развертывания и поддержания сети, операторы CDMA тяготеют к так называемым безлимитным тарифным планам и планам с низкой стоимостью минуты разговора.


1 (обратно к тексту) - Имеются в виду Nokia и Benefon. Есть еще и третий производитель - фирма Tellit, представленная на рынке единственным аппаратом A77. - С.Л.

 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>


Дмитрий Большов
dbolshov@computerra.ru
 


Все материалы номера
Скажи мне, кто твой оператор… >>