Свежий номер №11 (388)
/ Безбумажные технологии: в ожидании второго пришествия Дата публикации: 16.03.2001 Александр Тимохов,
Следствием первой кампании по внедрению «безбумажных» технологий в США стало увеличение количества исполняемых бумажных документов на 40 процентов. Говоря о системах управления документооборотом (docflow), обычно имеют в виду офисное (канцелярское) делопроизводство - приказы, служебные записки, входящую и исходящую корреспонденцию. Однако сам термин «документооборот» может быть применен к любому виду деятельности, связанному с подготовкой и обработкой документов: архивному делу, законодательной деятельности, разработке конструкторской и технологической документации на изделия. Специфика документооборота в каждой из сфер неизбежно отражается на системах его автоматизации, в каждой области создаются специализированные программные продукты. Речь пойдет о системах поддержки документооборота, по масштабам и массовости применения не уступающего вышеупомянутым, о документообороте в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. К этой сфере традиционно относятся закупочно-складская и коммерческая деятельность, производственное и финансовое планирование, бухгалтерский учет. Финансово-хозяйственную деятельность ведут все без исключения субъекты хозяйственной жизни, подчиняясь единым правилам. Характерной чертой финансово-хозяйственной деятельности является то, что почти каждая операция сопровождается оформлением документов: выдача денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером, сдача работ - актом приемки, выдача со склада - накладной. Эти документы - они именуются «первичные учетные документы» - далее могут обрабатываться: на них ставят подписи и печати, наносят отметки (штампы) об оплате или получении, регистрируют в различных книгах или журналах учета. Полностью оформленные первичные документы становятся подтверждением «фактов хозяйственной жизни». Извлеченные из документов показатели суммируются в различных отчетах (кстати, отчетность тоже представляет собой особый вид документооборота! - см. врезку). Наконец, по завершении обработки первичные документы брошюруются и отправляются в архив бухгалтерии, где должны храниться в течение установленного срока. Если взглянуть на финансово-хозяйственную деятельность не как на совокупность функций планирования и учета, а как на процесс подготовки и обработки финансовых и товарных документов, то можно выявить следующие особенности этого вида документооборота:
Эти особенности ярко характеризуют системы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, рассматриваемые с точки зрения поддержки документооборота:
Раньше программное обеспечение, поддерживающее финансово-хозяйственную деятельность, - системы бухгалтерского, складского учета и т. п., - рассматривалось исключительно как средство автоматизации учетных функций, а не потоков документов. Однако изменение подхода позволило поднять их возможности на качественно иной уровень. В своем развитии эти системы прошли ряд этапов; если на первых порах они ограничивались лишь расчетными функциями, то затем стали включать в себя все более серьезные элементы документооборота (см. врезку). Интересно посмотреть также на изменение архитектуры таких систем: сначала это были отдельные программы (АРМы) для каждого участка работ, затем пришла очередь интегрированных систем с единой базой данных, сейчас заметен интерес к распределенной обработке для поддержки холдинговых структур. На сегодняшнее состояние систем большое влияние оказали идеи и концепции из смежных областей:
На продолжении применения бумажных документов необходимо остановиться подробнее. Пионеры автоматизации, наверное, помнят модное в 70-е годы понятие «безбумажные технологии». Массовое внедрение компьютеров, казалось тогда, приведет к резкому сокращению необходимости в бумажных документах. Однако не был решен целый ряд юридических, методических и технологических вопросов, что не позволило отменить хоть какие-то бумажные документы. А быстрый рост качества и производительности компьютерных печатающих устройств вообще сыграл с безбумажными технологиями злую шутку: количество бумажных документов возросло в несколько раз. Компьютеры и телекоммуникации из средства замены бумажного документооборота превратились в средство его поддержки. Что же мешает сейчас, когда документооборот полностью дублируется в компьютере, отказаться от бумажного звена? Подпись и печать - вот что сразу приходит в голову, если дело касается финансовых и товарных документов. С принятием закона об электронной цифровой подписи эта проблема будет снята. Но на самом деле это станет не концом, а началом длительного этапа подготовки к замене бумажных документов электронными. Какую массу положений и инструкций, ориентированных на бумажный документооборот, нужно переделать! Как приучить десятки тысяч бухгалтеров и сотни тысяч материально ответственных лиц получать за выданные деньги и ценности вместо расписки набор цифр где-то в недрах компьютера? Сколько архитектурных и технологических изменений должно быть сделано в программных средствах! Ведь когда электронные документы лишь дублируют бумажные, то в случае сбоев или потерь их можно восстановить с бумажных оригиналов. Совсем другое дело, если бумажные архивы перестанут существовать и малейшие просчеты подсистемы защиты данных смогут вызвать их необратимую потерю! Здесь наверняка пригодятся наработки в банковских системах, уже освоивших безбумажные формы документооборота. Ну а пока приходится жить в условиях «бумажного засилья». Однако и в этом случае возможны варианты: когда интересы участников документооборота в повышении скорости выполнения операций совпадают, появляется возможность сделать первичной электронную регистрацию операций и лишь потом оформлять бумаги, закрепляя ранее совершенные действия юридически (аналогично тому, как бухгалтерия фиксирует хозяйственные операции в бухгалтерском учете зачастую много позже их реального совершения). Например, результаты сдачи продукции на склад фиксируются в течение смены в компьютере, а по окончании смены печатается накладная на общее количество (в случае разногласий сданную продукцию можно пересчитать вручную). Или: сделки на входящих сейчас в моду электронных торговых площадках оперативно фиксируются в электронной форме, а их юридическое подтверждение в виде текстов договоров готовится в фоновом режиме. В любом случае, такая процедура может быть безопасной с деловой и юридической точек зрения, если ввести в систему «контрольные точки»: неполучение на момент контрольной точки бумажного документа приводит к приостановке или аннулированию электронной деловой процедуры. Возвращаясь к текущему состоянию систем поддержки финансово-хозяйственного документооборота, можно сказать, что, несмотря на сохранение бумажной части документопотока, эти системы позволяют в значительной мере обеспечить функционирование его электронного аналога. В наибольшей степени это относится к внутреннему документообороту организаций, где большинство типичных схем обработки документов (таких как «договор-счет- выписка банка по поступлению платежа - накладная - счет-фактура» или «наряд - отчет о выработке - расчетный листок - платежная ведомость - бухгалтерская проводка») уже сейчас работает, «не покидая компьютера». Для внешнего же документооборота пока можно говорить лишь об отдельных направлениях: клиент-банк, сдача отчетности на машинных носителях. В то же время бурное развитие современного бизнеса требует оперативности документооборота, что возможно лишь путем перевода внешнего документооборота организаций в электронную форму. А это, в свою очередь, требует выработки общих стандартов обмена электронными документами. До сих пор все попытки создания стандартов заканчивались узкоотраслевыми решениями. В настоящее время прилагаются усилия по выработке стандартов электронного обмена на базе языка разметки XML, что позволяет надеяться на скорое решение проблемы. Перевод внешнего документооборота на XML окажет влияние и на внутренний документооборот: ведь если во взаимоотношениях с внешними контрагентами мы начинаем доверять электронным записям и отказываемся от их бумажного подтверждения, то почему нельзя перенести эту логику и на отношения внутри организации? Это позволяет думать, что, если не в ближайшем будущем, то в среднесрочной перспективе нас ожидает второе, теперь уже настоящее пришествие безбумажных технологий. Пока же идет рутинная подготовительная работа: системы обрастают XML-интерфейсами, появляются отдельные элементы инфраструктуры глобального электронного обмена, создается законодательное обеспечение. Из других тенденций развития современных систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности можно отметить размывание границ между внешним и внутренним документооборотом: корпоративные системы, с одной стороны, начали включать в состав пользователей своих контрагентов; поставщики используют данные производственного планирования для прогнозирования объемов и графиков поставок; дистрибьюторы и/или дилеры размещают заказы, согласуют и отслеживают их исполнение (для этого есть даже соответствующий термин - SCM: управление цепочками поставок). С другой стороны, системы все заметнее перемещаются в Интернет: наряду с уже привычным приемом заказов через Web появляется функционал для поддержки удаленных и мобильных пользователей-сотрудников компании - от торговых агентов до высшего руководства. Системы все дальше уходят от своего предка - автономных локальных программ в сторону распределенных по Всемирной сети и перевязанных друг с другом программных сервисов. Сейчас существует много разнообразных систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, это один из самых емких и быстрорастущих секторов рынка информационных технологий. Так или иначе, во всех системах присутствуют отдельные элементы документооборота - печатаются платежные поручения и кассовые ордера, счета и накладные. Однако реализация цельной модели документооборота характерна лишь для класса корпоративных информационных систем. На рынке действует ряд западных и отечественных производителей систем этого класса. Одно из таких решений предлагает корпорация «Парус», оно представляет собой тиражную масштабируемую систему корпоративного уровня с поддержкой работы через Интернет, построенную в архитектуре «клиент-сервер» на базе СУБД Oracle.
Врезка 1: Пирамида отчетности [i38833]
|