Свежий номер №10 (387) / Ирина Маховая: «…Было обидно наблюдать общий упадок» Дата публикации: 12.03.2001 Константин Кноп, kk@knop.spb.ru Максим Отставнов, maksim@otstavnov.ru Нытья о «чтиве», якобы заполонившем книжные прилавки, я не понимаю. Может быть, такое впечатление производит книжный лоток на ближайшем рынке, но проведя в любом большом книжном магазине 1 час-полтора, можно убедиться: номенклатура хороших книг любого типа (будь то компьютерная справочная литература или беллетристика) превышает возможности одного человека. Нытики просто забыли, что в начале восьмидесятых любая домашняя библиотека без труда поглощала все выходящие интересные книги, единственная трудность заключалась в том, чтобы их «достать». До конца восьмидесятых у нас не было издательской деятельности, ее замещало поставленное на поток производство библиографических редкостей (о массовом производстве идеологической макулатуры я не говорю). И было Высокое Искусство Полиграфии. Бум отрасли книгопечатания, порожденный свободой слова, совпал в России с техническим перевооружением. Помимо положительной синергетики этих процессов, у бума была и негативная сторона: в начале девяностых среднее качество верстки сильно «просело». Настолько, что некоторые очень уважаемые мною деятели отрасли даже заговорили об утрате отечественной полиграфической традиции. К счастью, ситуация постепенно выправляется. И если в издании художественной и иллюстрированной литературы средством восстановления и развития полиграфии становится в основном адаптация проприетарных полиграфических пакетов, то в сфере научной и технической литературы и над Россией взошла звезда ТеХ 2. [Здесь переплелись технологии и бизнес-модели: открытые исходники ТеХ делают его использование хорошо масштабируемым, и затраты на внедрение сводятся, по сути, к стоимости его освоения и/или найма ТеХнически компетентного персонала. ТеХ доступен как крупным многопрофильным издательствам (пионером здесь был «Мир»), так и издательским отделам небольших провинциальных вузов. «Слоеная» архитектура ТеХ допускает эффективное разделение функций: автор, желающий участвовать в выработке дизайна своей книги, может погрузиться в него сколь угодно глубоко или, напротив, использовать готовый шаблон, предоставленный издательством, которое может даже и не заниматься его разработкой, а воспользоваться готовым шаблоном, если он подходит.] В некотором смысле, ТеХ был обречен на успех, но не нужно забывать о вкладе энтузиастов и ранних пользователей, приложивших массу усилий к ТеХнологическому воплощению отечественной полиграфической традиции. Несколько вопросов о судьбе этого детища Дональда Кнута в России мы задали Ирине Маховой, возглавлявшей Ассоциацию пользователей кириллического ТеХ’а, а сегодня работающую над интересным издательским проектом. Ирина Анатольевна, «Мир» - первое крупное издательство в стране, которое начало использовать ТеХ. Все ли редакции издательства используют эту технологию? - Мы работаем в TеX’е с 1991 года, и начиная с 1993 года примерно 80% книг издательства «Мир» по математике, физике, химии, новой технике выпускается в этом пакете. Только отдельные книги по информатике и биологии «избежали этой участи» - их готовят в других издательских системах. Как и зачем была начата серия «Библиотека издательских TеXнологий»? Что уже вышло и чего ждать в будущем? - Основных причин две. Во-первых, было обидно наблюдать упадок культурного уровня книгоиздания и хотелось по мере сил помешать этому. Во-вторых, с появлением Интернета получение TеX’а и родственных ему свободно распространяемых продуктов перестало быть проблемой, а вот литературы для работы с ними явно не хватало. Уже вышли две книги ([6], [7]), в ближайших планах - еще несколько. Скоро выйдет книга П. Карова «Шрифтовые технологии», готовится сборник статей самого Д. Кнута «Компьютерная типография». Еще две книги будут посвящены применению LaTеX’а для подготовки электронных изданий, а также графическим пакетам для него. Добавлю, что уже вышедшие книги Грэтцера и Гуссенса-Миттельбаха-Самарина закрыли две самые большие ниши - это идеальные «книга для новичка» и «книга для профессионала». Почему вы так упорно концентрируетесь на LaTеX’е? - Ядро ТеХ’а изначально писалось Кнутом как программа, которая поможет ему полиграфически безукоризненно издать «Искусство программирования». Кнут не полиграфист, но он досконально изучил предмет и имел весьма авторитетных консультантов, таких, например, как Герман Цапф - шрифтовой дизайнер с мировым именем. Кроме того, TеX предоставляет возможность пользователю самостоятельно управлять всеми элементами, которые определяют вид печатной страницы. Поэтому ТеХ можно адаптировать под любой национальный стандарт. В частности, поэтому он и стал стандартом де-факто во всей научной литературе мира. Лэсли Лампорт создал LaTеX (текущий релиз называется 2е - «два-эпсилон»), который предназначался в основном для оформления работ с математическими формулами, таблицами, графиками и сложной версткой. Реализации LaTеX’а (так же, как и ТеХ’а) существуют практически для всех машин и операционных систем: полная совместимость и независимость от платформы - важное отличие документов ТеХ’а от многих других форматов разметки текста. Ну и еще один немаловажный фактор: это свободно распространяемый продукт, обладающий такой мощью, которой может позавидовать и крутой коммерческий. Будет ли освещаться «ТеХ для простых смертных» - активно развивающиеся средства WYSIWYG-работы с (La)TеX’ом, такие как LyX/kLyX или WinEdt? - Развитие вспомогательных средств для работы с TеX’ом, предназначенных облегчить участь пользователя, можно только приветствовать. Мы, разумеется, обязательно выпустим руководство по этим пакетам, если таковое появится. Уже после разработки и распространения ТеХ’а появился целый ряд мощных проприетарных пакетов, претендующих на универсальность (FrameMaker, QuarkXPress). Могут ли они вторгнуться на рынок технологий издания научной литературы? - Не только могут, но и вторгаются. С другой стороны, обладает ли ТеХ потенциалом для распространения на области, где не нужна сложная шрифтовая верстка, сложная работа с цветом? И нужно ли его туда двигать, или он должен развиваться как специализированный инструмент? - Мне кажется, что «двигать» TеX никуда не нужно. Если вы владеете им на хорошем уровне и способны справиться со сложной версткой, то можете делать в нем что угодно, например, писать ноты и составлять кроссворды, не говоря уже об издании простых текстовых книг. Но сложная работа с цветом - пока не самая сильная сторона TеX’а, хотя он не чужд и этому. Вы много лет были исполнительным директором ассоциации Cyrillic ТеХ User Group. Как случилось, что у нас сегодня нет официальной пользовательской группы ТеХ, ведь интерес растет, и, насколько я знаю, конференции CyrTеX вполне успешны? В какой мере CyrTеX заменит CyrTUG? - Официально CyrTUG перестала существовать в 1999 году. Главная причина в том, что основную задачу ассоциация выполнила: пользователи TеX’а обеспечивались необходимыми программными продуктами и литературой, благодаря чему, в частности, ТеХ и стал так популярен в нашей стране. В современных условиях при повсеместном внедрении Интернета в подобной деятельности нет необходимости: пользователи могут скачать все из Сети, причем совершенно бесплатно. Ну а что касается объединения пользователей в TеX-сообщество, с этой задачей CyrTеX прекрасно справляется - загляните на сайт CyrTeX.da.ru. И практический вопрос. Мне он кажется очень важным. Если я соберусь открыть издательство, куда мне обратиться за ТеХническими консультациями? - Обращайтесь к нам в «Мир», и мы заключим с вами договор о консультациях и обучении персонала. Если же вы захотите пройти этот путь самостоятельно, в этом нелегком деле вам поможет список рассылки CyrTеX, куда вы можете послать любой интересующий вас вопрос. [i38736] 1 (обратно к тексту) - Из офлайновых московских магазинов в обычный круг моих прогулок входят «Книги» на Тверской и «Московский дом книги» на Новом Арбате. Лучший компьютерно-книжный отдел на сегодня, видимо, в «Библио-Глобусе» на Мясницкой («изюминка» - в стеллаже с американскими изданиями), но и давка же там… 2 (обратно к тексту) - В ТеХ, конечно, не возбраняется верстать стихи или прозу - с превосходным результатом, а вот под сложную верстку иллюстрированной литературы он не «заточен». Web/библиография
|