Свежий номер №9 (386) / Под стеклянным колпаком
 
Дата публикации: 02.03.2001

Михаил Брауде-Золотарев, mb@computerra.ru

Выяснилось, что, чтобы хорошо жить, надо хорошо работать.
Так мы уже согласны!
М. Жванецкий


Недавно сотрудники одного из крупных сотовых операторов разоткровенничались: дескать, клиенты жалуются, что цены высокие, а покрытие маленькое, что в службу поддержки не дозвониться, - а ведь чтобы поставить всего одну базовую станцию, нужно собрать чуть ли не 28 подписей! Я, прикинувшись наивным, предлагаю: давайте, вы нам подкинете список этих самых согласований, а мы обеспечим публичность прохождения «бегунка» по инстанциям… Но не захотел почему-то публичности сотовый оператор, сказал, что «лучше бы не надо». Отсюда я сделал простой вывод: все дорожки в нужные кабинеты худо-бедно протоптаны, и привлекать к этим тонким материям лишнее внимание никакого резона оператору нет. И ведь действительно нет!

Всем, кто занимается бизнесом в России, хорошо известно, в каких условиях приходится действовать: взятки, множество противоречивых инструкций, визиты налоговых и контролирующих органов, пожарные, санэпидемстанции, участковые милиционеры и пр. и пр. «Кривая» и непрозрачная бухгалтерия, а точнее, две бухгалтерии - «черная», настоящая, и «белая», для государства. Еще и «крыши»…

Гнет поборов и взяток приводит к тому, что многие не в силах платить государству даже законные отчисления. В результате мы имеем непрозрачные даже для самих владельцев бизнесы, проблемы с инвестициями, «так себе» менеджмент - и вообще смещенную ценностную деловую шкалу. Вместо того чтобы думать о деле, огромная доля усилий и внимания руководителей уходит на «организационные» вопросы.

Наверное, в индустрии высоких технологий эти проблемы стоят не так остро - люди и бизнесы тут по большей части новые, а балласт Дмитрий Мендрелюксоветских традиций не столь велик, но тем не менее…

26 февраля в клубе «Петрович» президент издательского дома «Компьютерра» Дмитрий Мендрелюк (на фото)дал совместно с компанией PriceWaterhouseCoopers (при поддержке агентства PRP) пресс-конференцию, на которой объявил о начале проекта под условным названием «Электронный бизнес „Под колпаком”». Его единственный инвестор - Д. Мендрелюк. Основные цели проекта таковы:

  • популяризация Интернета и, в частности, идеи электронной коммерции в «офлайновом» мире;

  • проведение эксперимента по созданию абсолютно «чистого» и прозрачного во всех отношениях бизнеса. Исключаются взятки, «подарки» чиновникам, «согласованные» с поставщиками заниженные цены, бартерные расчеты, зарплатные «схемы» и пр. Напротив, вся бухгалтерия проекта будет абсолютно прозрачна и - внимание! - доступна в режиме реального времени на сайте «ИнфоБизнеса» и с небольшим запаздыванием - в журналах «Компьютерра» и «ИнфоБизнес» (художественное жизнеописание проекта возьмет на себя сетевой автор Алекс Экслер).

Проект представляет собой попытку выяснить, можно ли в сегодняшней России вести легальный бизнес, а в качестве «модели» для эксперимента была взята, наверное, самая привлекательная и загадочная для публики отрасль - «новая экономика». Хочется выяснить, безопасно ли торговать и покупать через Интернет, выгодно ли это, какие начальные средства требуются от инвестора, и множество других, пока еще не возникших и потому неизвестных вопросов.

На момент проведения пресс-конференции не было известно ничего: ни чем будет торговать «прозрачный» Интернет-магазин, ни его название, не было менеджеров, бухгалтеров, поставщиков оборудования и программных решений. Не было зарегистрировано юридическое лицо, которому суждено выращивать бизнес под стеклянным колпаком, не было счета в банке, офиса, лицензий. Все проблемы будут решаться в режиме реального времени и с оповещением публики о каждом шаге, для чего к создаваемому магазину будет приставлен специальный корреспондент. Его единственной задачей станет фиксация всего происходящего. Таким образом, планируется уникальная ситуация: информированность руководителя бизнеса, его конкурентов, потребителей и просто интересующихся будет абсолютно одинакова.

Отдельной аудиторией проекта, будем надеяться, станет российская власть, позиционирующая себя как равноудаленную от разных бизнесов силу и обещающая создать равные и прозрачные условия игры на рынке для всех. Так мы уже согласны играть по таким правилам!

Проект продлится один год, затем будет принято решение либо о его продолжении, либо о закрытии - в зависимости от результатов.

P. S. К моменту выхода номера, очевидно, произойдет много новых событий, а на момент его подписания выбрано название, адрес и направление деятельности магазина (1click.ru), начата процедура регистрации, поиска директора, появились первые коммерческие предложения, всплыли первые проблемы - все это, как и было обещано, сразу находит свое отражение на www.ibo.ru/online/cap - силами Дмитрия Мендрелюка, покуда для проекта не найден специальный корреспондент.

[i38608]


Михаил Брауде-Золотарев (фотография) Михаил Брауде-Золотарев
mb@computerra.ru
 
Область интересов: информационные технологии, особенно связь и телекоммуникации; экономика; право.


<< Второй рекорд
Все материалы номера
McKinley, Northwood, коммуникации и опять RDRAM >>