Свежий номер №8 (385) / Сойдет для сельской местности?
 
Дата публикации: 01.03.2001

Сергей Никольский, nikolskys@mail.ru

Минул уж год с тех пор, как операторы сотовой связи начали пугать клиентов новой аббревиатурой GPRS. Вездесущая Motorola даже привезла на одну из прошлогодних выставок опытный аппарат серии Timeport с неутвержденным (похоже, и поныне) модельным номером, а МТС ухитрилась его еще и подключить, но только на время выставки и только в пределах одной базовой станции (а может, и выставочного стенда). Бегающий на черном экране ping привлеченную рекламой толпу не впечатлил, и толпа про GPRS почти позабыла. Разве что когда кто-либо из операторов в очередной раз объявляет о планах на ближайшую пятилетку, находится журналист, желающий показаться самым умным, и спрашивает: «А как насчет GPRS?» Коллеги смотрят на него с уважением, а представители оператора с недоумением: «Будет спрос на услугу - будет и сама услуга». «А что, спроса нет?» - не понимает журналист. «Мы его оцениваем», - многозначительно отвечают ему.

Могу предположить, что процесс оценки будет долгим и завершится ничем. Потому что оценивать надо не потребность, а услугу. Но оценить ее сегодня прилюдно, для операторов - примерно как самих себя выпороть: король может оказаться голым. Или почти голым. Но прикрытым ширмой, поддерживаемой операторами. Зачем?

Основной параметр, завораживающий потребителя, - скорость передачи данных 172,2 кбит/с, мягко сказать, несколько преувеличена. Для ее достижения мобильный терминал должен одновременно и монопольно использовать все восемь тайм-слотов в выделенной под передачу данных частотной полосе. Причем опускается тот факт, что эта цифра «голая» - из нее надо вычесть избыточность, необходимую для коррекции ошибок передачи. Еще один момент заключается в том, что операторы вряд ли позволят одному пользователю занять весь временной ресурс частотного канала, да и первые известные опытные реализации мобильных GPRS-терминалов ограничены использованием двух-трех тайм-слотов. Впрочем, GPRS предусматривает динамическое перераспределение ресурсов, но если оператор собирается поддерживать подключенные к своей системе мобильные терминалы в режиме постоянного online, эксклюзивное выделение частотного канала неизбежно.

Сама по себе технология GPRS никак не влияет на пропускную способность частотно-временного ресурса базовой станции. То есть частотный канал, отданный для GPRS, придется отобрать у сервиса передачи голосового трафика, а сделать это сегодня на базовых станциях, расположенных в зоне максимальной активности пользователей - в городских кварталах, где System Busy и так нередкое явление, - может быть проблематично. Упоминавшееся отдельными операторами решение о начале внедрения GPRS в районах с ограниченным трафиком (читай - в сельской местности), конечно, ограждает самого оператора от претензий со стороны клиентов с голосовым трафиком, но в плане предложения новой услуги для наиболее прогрессивной части клиентов выглядит весьма странно.

Реальным выходом является использование технологии EDGE (Enhanced Data Rates for GSM Evolution), подразумевающей переход от модуляции GMSK (Gaussian minimum-shift keying), на которой базируется GPRS, к более прогрессивной 8PSK (eight-phase-shift keying) и замену аппаратуры на базовых станциях. Но ввиду того, что использование модуляции 8PSK оговорено также и в стандарте UMTS, операторам окажется невыгодно внедрять только отдельные элементы этого стандарта, и рай на земле для пользователя мобильного Интернета наступит разве что с полным переходом к третьему поколению систем мобильной связи.

Не следует забывать и о том, что стандарт GPRS не намертво привязан к GSM: оговорена также совместимость его со стандартом IS-136, представляющим собой не что иное, как TDMA, и вряд ли кто даст гарантию операторам GSM, что они не окажутся в аутсайдерах. Последнее, впрочем, для России не слишком актуально: TDMA используется по большей части в Северной и Южной Америках.

Существуют и проблемы другого рода, останавливающие операторов на пути внедрения GPRS. В связи с тем, что GPRS-трафик оплачивается не по времени, а по реально переданному объему данных, пользователь, устанавливая GPRS-соединение, фактически соглашается платить за кота в мешке: к примеру, при использовании HTTP объем передаваемой на мобильный терминал информации зависит от третьей стороны - владельца запрошенного HTTP-ресурса, который одним лишь изменением разрешения графических элементов (незаметным, кстати, для получателя) может легко варьировать сумму, снимаемую оператором со счета клиента. Мало того: так как клиент устанавливает полноценное IP-соединение, и не операторское дело знать, для чего он это делает, мобильный терминал может быть элементарно «атакован» нежелательным IP-трафиком, который будет игнорироваться собственно терминалом, но учитываться оператором. Компании же, разрабатывающие мобильные терминалы, раскрывать какие-либо подробности своих новинок в отношении обработки данных до официального представления не собираются, ограничивая тем самым и операторов в части разработки решений по ограничению или отсеву трафика.

Впрочем, сомнений в том, что GPRS все же будет внедрен, ни у кого из экспертов сегодня не возникает. Оценки же сроков начала эксплуатации колеблются в пределах от второй четверти 2001 года (с оговорками о 56 кбит/с) до конца 2002 года, когда, по тем же оценкам, в коммерческую эксплуатацию уже войдет и UMTS. А вот после сочетания GSM+GPRS хочется поставить жирный знак вопроса, ответ на который хотелось бы услышать от наших операторов мобильной связи.

[i38550]


Сергей Никольский
nikolskys@mail.ru
 


<< Тайное знание
Все материалы номера
Тихой сапой >>