Свежий номер №6 (383) / Линия обороны интеллектуальной собственности

Павел Старюк, pashstar@mail.ru 12.02.2001

 Исторически для различных видов ИС сложились разные формы правового регулирования. Для произведений искусства это авторские права, для новых технологий и продуктов - система патентования. Однако человечество не стоит на месте, и появляются продукты, сочетающие в себе характеристики двух вышеупомянутых категорий, например программное обеспечение, которое несет в себе элементы, присущие как литературным произведениям, так и товарам.

Все более распространенным становится «сетевое» (распределенное) использование различных продуктов, что требует введения новых наднациональных стандартов. Так, скажем, покупатели мобильных телефонов, безусловно, желают иметь доступ к сети мобильной связи, независимо от продавца и марки телефона, а покупатели компакт- и DVD-дисков хотят слушать их на любом плейере. Это вызывает необходимость ослабления защиты прав на ИС в области производства «сетевых» продуктов для уменьшения монопольной власти владельцев стандартов.

Вопрос эффективности защиты прав на ИС становится все актуальнее в современном обществе - создание выгодных для общества в целом механизмов регулирования ИС призвано решать две важнейшие задачи: стимулирование создания высокоинтеллектуальных и инвестиционно емких продуктов, с одной стороны, и ограничение монополизации в сфере высоких технологий - с другой.

Но раз в законодательстве пока ничего не меняется, опишем, что мы имеем в отношении интеллектуальной собственности на данный момент. На сегодня сложились три основные формы защиты прав на ИС: авторское право (copyright), патент (patent) и торговая марка (trademark).

Патент - это документ, выдаваемый специальной государственной службой после подачи заявки на изобретение. Патент создает правовую ситуацию, когда запатентованное изобретение может использоваться только с разрешения его владельца.

Под изобретением понимается решение специфической технологической задачи (решение может представлять собой продукт или способ). Изобретение считается патентоспособным, если оно является новым, соответствует изобретательскому уровню Средневековая Венеция. Много моря, мало суши…(не является очевидным) и пригодно для промышленного применения.

В Европе первые патенты на изобретения появились в Венеции 1, а законодательно оформленную форму впервые приобрели в виде Устава о регулировании монополии (Statute of Monopolies) в Англии в 1623 году.

Что касается Соединенных Штатов, то в первой статье восьмого раздела их Конституции написано, что Конгресс наделен полномочиями защищать как авторские права, так и патенты для «стимулирования развития науки» и «полезных для общества» видов искусств путем предоставления их авторам и изобретателям исключительных прав. Для того чтобы обеспечить выполнение этих полномочий, Конгресс в 1790 году разработал и издал первый закон о патентах (America’s first patent law), который впоследствии не раз дорабатывался. Чтобы получить эксклюзивное право на изобретение, его автор должен был предоставить в Патентное бюро США (U.S. Patent Office) специальное обоснование того, что его изобретение является новым и полезным способом производства, новой машиной, промышленным продуктом, ценным для общества произведением искусства или новым и полезным способом улучшения чего-либо. Кроме того, изобретение не должно коммерчески использоваться или быть известным обществу в течение более чем года до момента подачи патентной формы. Получатель патента в США приобретает монопольное право на свое изобретение на семнадцать лет. Желающие использовать данное изобретение должны купить право на это у патентодержателя, что оформляется в виде лицензии, а плата за нее обозначается специальным термином - роялти (royalty).


Количество выданных в мире патентов

 

Страны мира

до 1985

1986

1990

1995

1999

Всего

1

США

366687

42177

52976

64510

94094

1240036

2

Япония

78188

13864

20743

22871

32515

396433

3

Германия

53246

7045

7862

6874

9896

162940

4

Франция

19368

2510

3093

3010

4097

64039

 

 

 

 

 

 

 

18

СССР

2812

117

177

3900

 

 

 

 

 

 

 

30

Китай

14

11

48

63

99

754

31

Россия

99

185

749

32

Люксембург

228

36

27

34

35

740

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего в мире

605598

77041

99219

113955

169153

2188800


Авторское право охраняет литературные, художественные произведения и научные труды независимо от способа и формы их выражения.

В английском языке используется понятие copyright, обозначающее действие, которое может производиться только автором того или иного произведения («право копировать»). Это более четко характеризует природу охраны объектов авторского права: авторское право охраняет форму выражения идей, а не сами идеи. Так, например, создатель алгоритма, заложенного в основу программы для ЭВМ, не является автором программного продукта в строгом смысле слова, так как программа является идеей, воплощенной в объектном или исходном коде. Часто приходится сталкиваться с незнанием авторами того, что раскрытие сущности изобретения в статьях не только не защищает авторство, но и подрывает его новизну, если автор надумает получить на него патент. То есть, если автор публично демонстрирует или публикует идею, copyright не будет препятствовать использованию этой идеи третьей стороной для создания, например, какого-нибудь прибора. Защищаться будет только изготовление копий статьи, а само изобретение должно быть защищено в рамках патентного законодательства.

Для создателя продукта интеллектуальной деятельности copyright - это в основном право на признание авторства и право извлекать прибыль от использования своего произведения.

Законодательство по авторскому праву может обеспечить охрану прав не только создателей «интеллектуальных» произведений, но и тех, кто заключил с ними договорные отношения, - издателей, постановщиков, продюсеров, переводчиков и т. п. Они становятся обладателями так называемых смежных прав.

Для приобретения авторских прав в США не требуется регистрация (в отличие от патента), однако срок их действия ограничен. Ограничение срока действия авторского права решает проблему издержек отслеживания (tracing costs), которые возникают из-за необходимости поиска автора и получения его разрешения на копирование. Отслеживание может усложниться, когда произведение искусства существует долгий срок и его автор уже подписал множество соглашений на использование своего труда.

Упомянем другое интересное понятие - ширина авторского права (breadth of a copyright). Авторское право является широким (broad), если оно запрещает какое-либо использование объекта ИС без соответствующего разрешения автора, тогда как узкое авторское право (narrow) позволяет некоторые виды использования: к примеру, цитаты могут быть использованы в журналах, сатирических произведениях, а сами книги могут быть скопированы в образовательных целях. Данное явление в американской законодательной практике называется справедливым исключением (fair-use). Так, в известном судебном разбирательстве между корпорацией Sony и Universal City Studios Верховный суд США постановил, что запись на видеомагнитофон защищенных авторскими правами телевизионных программ является справедливым исключением, если это делается для временных целей, а не с целью хранения.

Товарный знак - знак, помогающий отличить продукт одного предприятия от продукта другого. Его назначение - помочь покупателю выделить нужный товар среди подобных.

Товарному знаку очень близок знак обслуживания. Он предназначен для того, чтобы различать сервис различных предприятий (предоставление автомобилей в аренду, организация путешествий и пр.) 2

В тех странах, где охрана товарных знаков предоставляется после их регистрации, закон требует, прежде всего, чтобы знак был видимым (а не слышимым или обоняемым). Однако есть страны, в которых звуковые символы, используемые на радио- или телевидении, тоже могут охраняться как знаки обслуживания.

Примерами изобразительных знаков могут быть существующие или вновь образованные слова, буквы, рисунки и их комбинация, а в некоторых странах в качестве товарного знака регистрируется и внешнее оформление товара или его тары (бутылки, конверты) - то есть объемные формы.

В англосаксонской правовой традиции защита торговых марок появилась очень давно, приблизительно в тринадцатом веке в Англии. Современное право в области защиты торговых марок в Соединенных Штатах имеет в своей основе Федеральный Акт о торговых знаках (Federal Trademark Act) 1946 года, более широко известный как Акт Лэнхема (Lanham Act). Он формулирует условия и порядок регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Как и в случае с патентами, для успешной регистрации необходимо соответствие торговой марки определенным критериям, важнейшим из которых является отличительность (distinctiveness). Регистрация в американском Бюро по торговым маркам (U.S. Trademark Office) дает право владельцу торговой марки на привилегию использования знака ® рядом с логотипом своей марки, означая, таким образом, что это зарегистрированный торговый знак.

Для производителей наличие товарных знаков является очевидным стимулом улучшать качество своей продукции.

Торговые марки в отличие от патентов и авторских прав не ограничены сроком действия, так как стимулируют конкуренцию и не порождают монопольных издержек и издержек отслеживания.

[i38324]


1 (обратно к тексту) - Более подробно про историю патентов читайте в материалах В. Буравиной и А. Заборовской. - М. Б-З.
2 (обратно к тексту) - Некоторые производители ставят на своих продуктах TM (trademark) и SM (servicemark), однако эти обозначения не имеют правового статуса.


Павел Старюк
pashstar@mail.ru
 
Cтудент высшей школы экономики (банковское дело, право и экономика). Работает страховым агентом, любит футбол, бодибилдинг, плавание, шахматы. Окончил музыкальную школу (флейта), играл на саксофоне.


<< «Спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака…»
Все материалы номера
Интеллектуальные собственники >>