Свежий номер №4-5 (381-382) / Почему эти птицы на север летят…
 
Юрий Ревич, revich@computerra.ru 02.02.2001


 
Страница 1. Успехи и разочарования
Страница 2. И что?

Страница 2
 >>

Конечный источник прибылей - это всегда предвидение обстоятельств будущего.
Л. фон Мизес

Успехи и разочарования

Сделка века - слияние AOL и TimeWarner - потрясла всех, кто в курсе событий, даже не тем, что это крупнейшая за всю историю сделка по объему денег, которые в ней фигурируют.

Cамое в ней интересное - что крупнейшую медиакорпорацию с более чем полувековой историей вознамерился приобрести стопроцентный неофит: выскочка, которому едва более десяти лет от роду, и у которого нет ничего за душой, кроме нескольких популярных программ (если не считать, правда, 23 млн. клиентов услуги по предоставлению доступа в Сеть и еще 20 млн. пользователей AIM). Вообще деньги, которые крутятся в этом секторе бизнеса, еще лет сорок назад показались бы ненаучной фантастикой: объем рынка только телекоммуникационных услуг оценивается в 1 трлн. долларов Если помните, официально привязка доллара к золотому запасу была отменена в США только в 1971-1973 гг. Между тем, сам золотой запас всех стран (без СССР, естественно) к тому моменту насчитывал около 35 тыс. тонн, а всего за всю историю человечества, считается, добыто около 75 тыс. тонн золота (причем, что характерно, около 10 тыс. тонн - еще до нашей эры!). Если вы умножите это на сегодняшнюю рыночную цену золота (приблизительно 10 баксов за грамм), то получите, что в период привязки весь мировой запас конвертируемой валюты составлял всего-навсего столько, сколько теперь стоит одна объединенная компания (по сегодняшним ценам). А любимый персонаж сегодняшнего дня Билли Гейтс может скупить треть мирового золотого запаса, не поперхнувшись.

Понятно, что дело не в капитализации как таковой. Дело в стремлениях, ожиданиях и надеждах участников рынка. А они оправдываются? Самое интересное, что в основном - нет. 10% ведущих Интернет-компаний владеют 90% рынка Интернет-рекламы, но и они едва сводят концы с концами: прибыль крупнейшего портала Yahoo в лучшие времена составляла едва 0,5% на акцию, у AOL этот показатель получше - на уровне 1%. Что это в сравнении с прибылью IBM - 4,5% или Intel - 5,2%, не говоря уж гигантах традиционного бизнеса типа какой-нибудь Texaco! Получается, что деньги вовсе не текут туда, где они приносят наибольшую прибыль. Получается, что они текут туда… а куда, собственно? Почему в какой-то там «Озон» или «Яндекс» вдруг взяли и вложили миллионы, даже не надеясь на скорую отдачу?

Ну, скажут мне, это же очевидно! Анекдот слышали? «Сидят три нищих, у одного написано просто «нищий», у другого «нищий.сом», у третьего - «е-нищий.сом». Первый получит 15 долларов, второй 15 тысяч, третий 15 миллионов…». Завороженные примером воплощенной американской мечты в виде Гейтса, Делла и Джобса, инвесторы просто надеются, что они попадут в струю и в недалеком времени на них прольется золотой дождь. Вариант «золотой лихорадки» - заметьте, кстати, что на Дальнем Западе, как известно, наиболее реальные деньги делали содержатели салунов и публичных домов. Или, если хотите, хорошо завуалированный вариант МММ. И пессимисты предрекают, что все это скоро лопнет, и последствия будут самые плачевные, причем для всего мира. Вспомните, во что превратился тот самый золотой дождь, пролившийся на Данаю в ее подземных покоях, и что он с этой самой Данаей сотворил. Оптимисты-энтузиасты возражают: все нормально! Скоро все образуется, и новые технологии завоюют мир. Надо только перейти некий критический порог, и дальше все забудут, что бывает другой бизнес, кроме «е».

А между тем налицо откат - далеко не катастрофа, просто явное снижение интереса, но не инвесторов, а того, от кого собственно зависит будущее всего этого грандиозного мероприятия - пользователей. В Америке, по информации Nielsen/Netratings, до 40% пользователей за Интернет исправно платят, но в онлайн не выходят. Множество жалоб на обслуживание в Интернет-магазинах, причем это далеко не наша российская специфика. Единственное, что исправно процветает - это Интернет-СМИ, но и они в основном с точки зрения количества пользователей, а не доходов. Сайт «Вашингтон Пост» обходится газете в сотни миллионов убытков ежегодно.

Пользователям компьютеров разочаровываться есть от чего. Про мастдай, который только и мог родиться в обстановке этой безумной гонки за золотом на собачьих упряжках, умолчим. (Кстати, жизнь, слава богу, сама толкает MS к перестройке - компьютеры явно достигли того потолка, при котором существующие на сегодня комплектации железо-ПО вполне устраивают 90% пользователей, и от экстенсивного ведения хозяйства пора бы перейти к интенсивному - добиться наконец, чтобы это все работало, как надо. Сегодняшняя золотая жила ушла в сторону - в мобильные дела. А если MS этот шанс не использует, то через десять лет мы с ностальгией будем вспоминать про Windows, как сегодня про Z-Spectrum или Amiga.) Про трудности организации той же доставки товаров в Интернет-магазинах тоже пропустим: недавно в передаче «Впрок» показали сюжетик про такой магазин, который попытался торговать в числе прочего мороженым. Остановимся на сути дела: сами по себе технологии разочаровывают. Поисковые машины, несмотря на все смарт-декларации, тупы и общению с ними надо специально учиться, причем успех совершенно не гарантирован. Методики поиска изображений не придумал еще никто, и, вероятно, она не может быть придумана вообще - разве что если вводить в изображение специальные метки. На современном уровне развития технологий распознавания образов, когда даже самая продвинутая Работа студентов МГТУпрограмма сканирования едва распознает пятый машинописный экземпляр текста, надеяться на то, что изображения можно будет в обозримом будущем искать по описанию образа, не приходится. Самые продвинутые смарт-технологии по большому счету не выходят за уровень автоматической смены вида кавычек при переходе с английского языка на русский.

То же касается и пресловутого 3d. Пусть меня геймеры съедят живьем, но все эти акселераторы и текстуры не дают трехмерной картинки! Более того, они не дают даже картинки, хоть сколько-нибудь похожей на естественную. Любая живая фотка, изуродованная JPEGом до неузнаваемости, все равно выглядит более естественной, чем синтезированное изображение с проработкой деталей хоть до 300 пикселов на дюйм. В доказательство можете посмотреть на работы студентов МГТУ, сделанные с помощью «Автокада» и 3dMax - они очень старались, но все же никто не усомнится, что это изображения именно компьютерные, синтезированные. И вряд ли кто-то, кроме уж очень крутых специалистов, скажет, что же именно не так в этих изображениях. Не настоящее это - и все! А следующий прорыв, которым могли бы стать квантовые Работа студентов МГТУкомпьютеры или какая-нибудь спинтроника, объективно говоря, пока что тот же термояд, про который еще лет тридцать назад говорили, что это «вот-вот». И Интернет, о чем мы, собственно, ведем речь, из той же оперы. Очень часто бывало так, что новые массовые технологии ухудшали качество того, о чем ранее уже вроде все договорились. Типичный пример - форматирование текста. Я помню, как на при обучении машинописи излагались особые приемы сохранения длины строки, правила переноса зазубривались и сдавались отдельным зачетом. Помню также, как меня покоробил первый увиденный мной компьютерный текст - межсловными растяжками и прочими некрасивостями. MS Word в этом смысле (как бы ни относиться к продуктам MS вообще) совершил революцию - и что? Форматирование по ширине выкинуто за технологической сложностью, о переносах и вообще речи нет, подавляющее большинство сайтов (в их числе очень известные) выглядит так, что иные школьные стенные газеты представляют собой шедевр верстального искусства по сравнению с ними. Но не буду брюзжать - по другому не получается. Книга, господа, все еще - лучший подарок!

[i38127]


 
Страница 1. Успехи и разочарования
Страница 2. И что?

Страница 2
 >>


Юрий Ревич (фотография) Юрий Ревич
revich@computerra.ru
 
Занимался проектированием измерительных приборов для научных исследований. Много раз бывал в научных морских экспедициях. Увлечения: политика, история, англо-американский детектив.


<< Вперед в прошлое?
Все материалы номера
В поисках золотого лосося >>