Свежий номер №4-5 (381-382) / В поисках золотого лосося
 
Владимир Гуриев, vguriev@computerra.ru 02.02.2001


 
<< Страница 1

Страница 1
Страница 2
Врезка: Несколько наглядных примеров на тему

Страница 3
 >>

Золото Аляски Деньги имеют свойство заканчиваться.
Печальный факт

Интересно, что оптимистические прогнозы, которыми в 1997-98 годах пестрила пресса, в общем-то, сбылись - аудитория Интернета выросла на порядки и, более того, многие пользователи Интернета активно совершают покупки в Интернет-магазинах. И в то же время - чуть ли не полное фиаско практической реализации Интернет-торговли. В чем дело?

Конечно, неэффективным управлением все не объяснишь. Это далеко не основная проблема неудач Интернет-компаний (хотя примеры, в которых крах объясняется именно неумелым менеджментом, есть - Boo.com 5, например). Конечно, многие Интернет-магазины проигрывают своим офлайновым конкурентам по эффективности управления бизнесом: в конце концов, многие офлайновые торговые компании занимаются своим бизнесом десятилетиями, если не веками, и глупо требовать от онлайновых фирм такой же слаженности и таких же продуманных решений (в области логистики, например), какие существуют у офлайновых фирм. Тем не менее, Интернет-торговля подразумевает несколько меньшую себестоимость товара (не нужно арендовать большие складские площади, не нужны продавцы, не нужны системы слежения и, что самое главное, можно очень оперативно реагировать на изменения вкусов покупателей), поэтому издержки обычно поглощаются, но и только. Никаких сверхъестественных преимуществ Интернет-торговец перед своим офлайновым конкурентом, вышедшим в Сеть, не имеет. Несколько иная форма ведения бизнеса - теоретически чем-то лучше, чем-то хуже, да еще и через пень колоду внедренная на практике - вряд ли может служить серьезной угрозой привычному порядку вещей. Тем более что продажа товаров с маленькой маржой остается такой и в Интернете, не суля баснословных богатств. Первопроходцам казалось, что они нашли золотую жилу, а оказалось, что создан еще один канал для распространения товаров - не хуже стандартных, но и не намного лучше (если вообще лучше), если судить с точки зрения торговца.

Кроме этого, простота запуска собственного бизнеса в Интернете оказалась кажущейся. Сотни дельцов, ринувшиеся в Сеть, создали довольно жесткую конкуренцию и спровоцировали в случае торговли через Интернет настоящую войну цен. Многие, очень многие Интернет-магазины торговали себе в убыток, не всегда покрывая даже текущие расходы. Естественно, что долго такое состояние дел удержаться не могло - наиболее слабые выбывали из игры, растеряв все свои финансы в демпинговых войнах, более устойчивые, отдышавшись и убедив акционеров, что «все идет по плану», продолжают противостояние.

Ухудшение инвестиционного климата привело к увеличению финансовых затрат на выплаты персоналу - если в период всеобщего очарования Интернет-бизнесом многие работники Интернет-компаний готовы были работать за относительно скромное денежное вознаграждение плюс опционы, то после того как акции стали стремительно дешеветь, привлекательность опционов упала. Работники Интернет-компаний, до последнего времени достаточно довольные своим финансовым положением, сегодня начинают самоорганизовываться в профсоюзы, протестовать против массовых увольнений и требовать дополнительной оплаты сверхурочных.

То, что происходит сейчас на рынке Интернет-компаний, - нормальная конкурентная борьба, естественный отбор, в котором сильнейший вытесняет или пожирает более слабого. Практика совершенно обыденная и существующая в любой отрасли человеческой жизни, но в случае с Интернет-компаниями завышенные ожидания привели к тому, что новых бизнесов возникло слишком много. Сегодня, когда стало понятно, что Интернет, при всех своих достоинствах, вовсе не является панацеей, Интернет-компании начинают исчезать чуть ли не с той же скоростью, с которой они появлялись на свет.

По прогнозам аналитиков из Forrester Research до конца 2001 года в США останется менее половины Интернет-компаний, присутствовавших на рынке в середине 2000 года. В Азии, как считают специалисты из исследовательской компании Gartner Group, бесславно сгинут 85 из каждой сотни недавно образованных Интернет-компаний.

Сейчас мы медленно спустимся с холма и возьмем все стадо.
Старый бык

Над чужой бедой всегда найдется, кому посмеяться. Дизайнер Филип Каплан, которому порядком надоела истерика вокруг Интернет-компаний, интереса ради соорудил сайт F**kedCompany (название представляет собой пародию на журнал о «новой» экономике FastCompany), каждый посетитель которого мог принять участие в своеобразном тотализаторе, в котором необходимо было правильно угадать, кто первым придет к финишу. В роли скаковых лошадей - заботливо отобранные Капланом, дышащие на ладан Интернет-компании. Посетителям, среди которых, несомненно, есть и работники компаний-неудачников, сайт пришелся по душе - в игре сегодня участвуют тысячи людей.

Довольны и обычные компании, которые еще вчера испытывали солидные проблемы с подбором персонала - наиболее перспективные и мобильные работники подались в индустрию Интернет-бизнеса, польстившись на посулы менеджеров сетевых проектов. Сегодня наблюдается обратный процесс - специалисты возвращаются туда, где больше платят, разочаровавшись в светлом будущем виртуальных корпораций, чьи акции теперь стоят копейки. Уровень капитализации многих Интернет-компаний - подчас совершенно нереальный в эпоху расцвета Интернет-бизнеса - сейчас гораздо более скромен, что позволяет компаниям «старого образца» понемногу скупать активы интересующих их проектов. Между тем, еще не так давно скупаемый проект мог стоить дороже, чем его сегодняшний покупатель. «Мы не желаем никому неудач» 6, - говорит, например, Марк Хоган, вице-президент подразделения электронной коммерции General Motors, но потенциальные партнеры стали гораздо более привлекательны для нас с финансовой точки зрения.… Покупай не хочу!»

...Лучшая судьба среднего клондайкского старателя - возвращение домой ни с чем. На юконском золоте разбогатели единицы, многие же просто умерли от тяжелых условий жизни или спились, так и не дождавшись, пока Фортуна повернется к ним лицом. Что же касается первооткрывателей… Тэгиш Чарли продал свою долю, спустил полученные деньги на девочек и выпивку и умер, в конце концов, от алкоголизма. Скукаму Джиму золота показалось мало, и всю оставшуюся жизнь он провел в тщетных поисках нового столь же богатого месторождения. Из легендарной тройки первооткрывателей преумножил свое состояние только Джордж Кармак, завязавший со старательством и вложивший свои деньги в обычный бизнес. Он умер в 1922 году, будучи богатым человеком.

P. S. К 1898 году юконские старатели оставили в местных магазинчиках 60 млн. долларов. Золота к этому времени было найдено на сумму в пять раз меньшую.

Врезка: Несколько наглядных примеров на тему


Список литературы

  1. О. Генри. «Избранное» (особенно сериал про Энди Таккера и Джеффа Питерса).

  2. Александр Беляев. «Продавец воздуха».

  3. Марк Твен «Позолоченный век»

  4. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (особенно «Фантастический путешественник»).

  5. И. Ильф, Е. Петров. «12 стульев», «Золотой теленок».

  6. Мартти Ларни. «Четвертый позвонок».

  7. Ярослав Гашек. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

  8. Джек Лондон. «Смок Беллью».


5 (обратно к тексту) - Имеется в виду первая инкарнация сайта. Сейчас сайт Boo.com, перешедший вместе со всей торговой инфраструктурой в другие руки, живет и здравствует.
6 (обратно к тексту) - Это фигура речи, не следует воспринимать её буквально.


 
<< Страница 1

Страница 1
Страница 2
Врезка: Несколько наглядных примеров на тему

Страница 3
 >>


Владимир Гуриев
vguriev@computerra.ru
 
Автор новостей


<< Почему эти птицы на север летят…
Все материалы номера
Пирамида Интернета >>